АБДО Мухаммед

Найдено 2 описания персоны АБДО Мухаммед

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

АБДО Мухаммед

1849-1905) - теолог и обществ, деятель, лектор аль-Азхара, гл. муфтий Египта, реформатор ислама. В 1883-1889 А. жил в изгнании; в Париже в 1884 вместе с аль-Афгани издавал газету «Аль-Урва аль-вуска» («Неразрывная связь») панисламистского направления. А. - автор «Рисалат» («Трактат о единобожии», 1897), комментариев к Корану, заметок о реформе мусульм. судов и права и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

АБДО МУХАММЕД

Мухаммед (1849–1905) – мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско-юридич. ун-т аль-Азхар в Каире. В 1883–1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.-освободит. восстании Ораби-паши (1882), жил в Бейруте, Париже, посетил Лондон и Тунис. В 1899–1905 был гл. муфтием (религ. главой) Египта и членом Законодат. совета. Учение А. об "истинном исламе" ("Трактат о единобожии" – "Рисалат ат-таухид", 1897, и "Комментарии к корану" – "Тафсир аль-коран аль-карим", 1898–1905) было по существу буржуазным и направлено против ортодоксального ислама. А. внес в религию ислама рационализм, стремился упростить ее, отрицал идею предопределения, признавал объективность законов природы и общества, хотя и считал их данными богом. В области философии А. разделял взгляды О. Конта, Спенсера. Выступал за парламентаризм, ратовал за бурж. свободу личности и равенство людей перед законом. А. отрицал насилие как средство осуществления обществ. прогресса и видел это средство в развитии наук, распространении просвещения и моральном воспитании народа. Исходя из идеи определяющей роли религии в жизни человеческого общества, А. ставил решение всего комплекса нац. проблем Египта в зависимость от судьбы мусульм. реформации. Взгляды А. отражали первый этап в формировании буржуазной идеологии в Египте. Они оказали и продолжают оказывать сильное влияние на обществ.-политическую мысль стран, в к-рых распространен ислам. Лит.: Рашид Рида, Тарих аль-устаз аль-имам аш-шейх Мухаммед Абдо (История шейха Мухаммеда Абдо), т. l–3, Каир, 1908–31; Мустафа Абд-ар-Разик, Мухаммед Абдо, Каир, 1946; Ахмед-Амин, Зуама-ль-ислах фи-ль-аср аль-хадис (Реформаторы новой эпохи), Каир, 1948; Осман Амин, Раид-аль-фикр аль-мисри (Пионер египетской мысли), Каир, 1955; Adams С., Islam and modernism in Egypt, L., 1933; Jomier J., Le commentaire coranique du Man?r, P., 1954. M. Малюковский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.