Императив

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Императив
(imperare повелевать) означает (у Канта) повелительную силу нравственного закона.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Императив
от лат. imperativus – повелительный) – предписание, требование, приказ, закон.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Императив
(от лат. imperativus – повелительный) – настоятельное, повелительное требование, приказ, закон.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ИМПЕРАТИВ
структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению).

Источник: Философский глоссарий

Императив
от лат. imperativus — повелительный) — 1) безусловное требование, повеление, приказ, закон; 2) правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ИМПЕРАТИВ
от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. У Канта в «Критике практического разума» — общезначимое нравств. предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.

Источник: Новая философская энциклопедия

ИМПЕРАТИВ
[от лат. imperativus повелительный] – повеление, настоятельное требование; общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения. По Канту: «Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства».

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ИМПЕРАТИВ
принцип, носящий характер беспрекословного долженствования. По Канту, «категорический» императив представляет собой обязательное моральное требование: мы узнаем его по чувству, что действовать иначе невозможно («ты должен, потому что ты должен»). Он противостоит «гипотетическому императиву», не носящему характер абсолютного долженствования («ты должен это сделать, если ты хочешь быть счастливым», или «если ты хочешь быть умелым и преуспеть в жизни»).

Источник: Философский словарь

Императив
лат.) - повелительное наклонение глагола; безусловное требование, долженствование. Императив категорический - в философии И.Канта (1724- 1804) - безусловное нравственное веление, вечное и неизменное, которое присуще каждому человеку как существу, обладающему разумом. Категорический императив имеет следующие формулировки: 1) "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Императив
(от лат. imperativus – повелительный) – требование, приказ, закон. В философии И. Канта: общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, устанавливая форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». В философии Канта можно найти и другие определения категорического императива.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ИМПЕРАТИВ
(Imperativ; от лат.) — требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив — это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному практическому принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неизбежное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла бы вместе с тем стать принципом всеобщего законодательства». Н. Гартман говорит по этому поводу (Ethik, 1949): «Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней «максимы» поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было еще нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно».
М. Scheler. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. I-Il, 1916; H. J. Paton. The Categorical Imperative. A. Study in Kant’s Moral Philosophy, Chicago III, 1948, dt. 1962; T. C. Williams. The Concept of the Categorical Imperative in Kant’s Ethical Theory. Oxford, 1968; L. H. Wilde. Hypothetische u. kategor. I.e, 1975; G. Patzig. Tatsachen, Normen, Sätze, 1980; R. Wimmer, Universalisierung in der Ethik. Analyse, Kritik u. Rekonstruktion eth. Rationalitätsansprüche, 1980: T. Nisters. Kants kategor. I. als Leitfaden humaner Praxis, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Императив
от imperativus - повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма -- установление, рецепт поведения. И. - одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима-принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества. В архаических обществах И. основывался на устрашении, неминуемом возмездии, осуществлять которое, по бытовавшим представлениям, правомочны только боги (Закон Кармы). Таковы многочисленные и многообразные табу, выполнявшие охранную роль, уберегавшие родовую жизнь от деструктивного распада; таковы описанные образно Гомером предустановленные Одиссею богами правила поведения, которые он осмелился нарушить и понес за это жестокое наказание. С историческим процессом наступления социального прогресса, по мере того, как в обществе основную регулятивную роль стало выполнять сознание, а не страх, формулы императивов смещались в сторону насыщения их нравственным содержанием, легко верифицируемым на рациональных основаниях. Таков кантовский категорический императив, существующий в двух формулировках: 1) "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"; 2) "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (И. Кант. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260, 270). В современной этике выработана форма И., адекватная тотальному стремлению человечества самосохраниться на основе взаимоуважения к национальным, этническим и другим традициям и верованиям, ко всей живой природе в целом: "Свято уважай любые проявления иной жизни". Это одна из форм экологического И. В ходе обучения в отношениях наставника, мастера, с одной стороны, и ученика - с другой, на первых этапах действует И.: "Делай как я". В современной науке и культуре и архетип полноты, и архетип целостности (в массовом сознании, начиная с 30-х годов XX в., первый постепенно стал вытесняться вторым и процесс этот продолжается поныне) можно рассматривать как И. (требования), нормативно предъявляемые к познанию и практике.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Императив
Приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу – это одно (приказ); повиноваться только себе – совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда.
Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.
Гипотетический императив подчиняется какому‑либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью. Пример: «Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними». Еще пример: «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков». Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое‑то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.
Напротив, категорический императив свободен от каких‑либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели. Например: «Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже – ничтожество.
Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой‑то цели (честность друзей, доверие, успех и т. д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум – и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II). Значит, повиноваться следует только разуму в себе, иными словами, той части себя, которая остается свободной (ибо она не подчинена наклонностям или инстинктам «себя любимого»). Значит, повиноваться следует только себе (автономия), одновременно освобождаясь от себя (универсальность). Таким образом, мораль имеет значение для всех лишь потому, что она имеет значение для каждого (Ален называл это состояние «универсальным одиночеством»), а единственный долг каждого – быть свободным.

Источник: Философский словарь.

ИМПЕРАТИВ
(от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. Вопрос о принципах, регулирующих поведение людей, рассматривался еще в древности, но особое значение приобрел в Новое время, став одной из центр. проблем в практ. философии Канта. Практ. основоположения, содержащие в себе общие определения нравств. воли, Кант подразделяет на «максимы» и «з-ны». Максима — это субъективный принцип воления, значимый для воли данного единичного лица, т.е. основоположение, согл. к-рому субъект действует; а з-н — это объективный принцип воления, имеющий силу для воли каждого разумного существа, согл. к-рому оно должно действовать. Т.о., И. — это з-ны поведения людей, выраженные через долженствование: «гипотетический И.» действует лишь при наличии опред. условий, а «категорический И.» обязателен при всех условиях. По Канту, это высший з-н нравственности, имеющей абсолютную ценность, априорная (см. Априори и Апостериори) форма морального сознания, трансцендентально заданная практ. разуму. Его исполнение явл. совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли человек от этого пользу (удовольствие) или нет. Кантом были сформулированы 3 определения «категорического И.». 1) «Формула универсализации» выражает всеобщий и формальный характер нравств. з-на и подчеркивает активность личности: «Поступай только согл. такой максиме, руководствуясь к-рой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим з-ном». 2) «Формула персональности» содержит идею о человеке как высшей ценности и утверждает достоинство индивида: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого др. так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». 3) «Формула автономии» указывает на добровольность в установлении или признании универсального правила поведения: «Воля должна быть так подчинена з-ну, чтобы она рассматривалась, как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная з-ну (творцом к-рого она может считать самое себя)». Тем самым «категорический И.» не устанавливает цели конкретных видов деятельности, но опред. образом обязывает человека к их совершению. Как априорный моральный принцип он содержит лишь общую идею долга перед человечеством, предоставляя индивиду самостоятельно решать, какая линия поведения согласуется с моральным з-ном. Лит.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Кант И. Критика практического разума // Там же; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Соловьев Э.Ю. И.Кант: Взаимодополнительность морали и права. М., 1992; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX в. М., 1989; Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978; Ebbinghaus J. Interpretation and misinterpretation of the categorical imperative // Kant. A Collection of Critical Essays / Ed. by R.P.Wolff. L.; Melbourne, 1968; Harrison J. The categorical imperative // Ibid; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
426.47 кб

Принцип целостности как социокультурный императив современного научно-философского познания

Гореликов Лев Александрович
В статье разрабатывается социокультурная концепция научно-философского познания действительности как глобальной целостности.
Читать PDF
343.74 кб

Категорический императив канта как предмет критического анализа

Ойзерман Теодор Ильич
Предпринимается всеобъемлющий и разносторонний анализ ядра кантовской этики категорического императива.
Читать PDF
313.69 кб

Категорический императив карма-йогина

Чернов Сергей Александрович
Приводится *сопоставление некоторых фундаментальных этических идей восточных философских традиций с категорическим императивом Канта с целью подкрепления тезиса о моральном единстве человечества, а также нравственной оценки состоя
Читать PDF
115.71 кб

Императив просветительства в творчестве В. С. Соловьева

Гинецинский Владислав Ильич
В статье приводится сопоставительная характеристика этических концепций В. С. Соловьева, И. Канта и Л. Н.
Читать PDF
211.88 кб

2010. 01. 002. Ивашкин С. Н. , Панов С. В. Пределы интерсубъективизма, прагматический императив и се

Читать PDF
216.30 кб

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И АБСОЛЮТНОСТЬ ЗАПРЕТА НА ЛОЖЬ В ЭТИКЕ КАНТА

Ойзерман Теодор
Читать PDF
153.84 кб

Философия образования и императив толерантности

Голик Надежда Васильевна
Императив толерантности рассматривается как одна из самых важных проблем философии образования. В статье также исследуются причины роста ксенофобии и этнодискриминации.
Читать PDF
306.18 кб

Категорический императив И. Канта и благо

Кучеренко Александр Владимирович
В статье исследуется соотношение в этическом учении Канта содержания категорического императива с сущностью блага на примере максимы, способной войти составной частью в априорный моральный закон.
Читать PDF
219.92 кб

2012. 04. 007. Ковальский Б. Императив добродетели в эпоху технологической глобализации и глобальной

Ализаде А. А.
Читать PDF
307.90 кб

Императив субстанциональной ретроспективности в научном познании

Кузнецов А. В.
В статье раскрываются некоторые аспекты проявления принципа историзма в зависимости от целей научного исследования при использовании историко-генетического подхода, предполагающего осознание смысла каждой обособленной области науч
Читать PDF
282.91 кб

Фрагментарный императив романтизма

Сидоров Алексей Михайлович
статья посвящена анализу вклада философии немецкого романтизма в становление неклассического типа философствования.
Читать PDF
614.92 кб

Императив Империи. Размышление над книгой: Хардт М. , Негри A. Империя / Пер. С англ. , под ред. Г.

Спектор Давид Михайлович
Книга М. Хардта и А Негри дает автору повод к размышлению над сущностью и «точкой сборки» трендов современности. Эссе представляет собой выборочный комментарий исследования Харта-Негри
Читать PDF
441.53 кб

Рационализация мировоззрений как императив современной эпохи

Финогентов В.Н., Кононова Е.С.
В статье обосновывается необходимость рационализации мировоззрений, доминирующих в наши дни, а также актуальность построения новых рационализированных мировоззренческих систем, адекватных вызовам современной эпохи; анализируется п
Читать PDF
311.68 кб

Экологический императив в рамках гражданского самосознания

Шаяхметова Линара Айратовна
Статья посвящена определению экологического императива в структуре российского гражданского самосознания, а также проблемам его формирования в контексте экологической культуры граждан.
Читать PDF
897.59 кб

Принудительное счастье как современный социокультурный императив

Ходус Е.В.
Цель работы. В рамках настоящей статьи предпринята попытка «прочесть» культурный код феномена счастья в актуальных социальных обстоятельства.

Похожие термины: