Принцип
1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы (напр., принципы науки); 2) Убеждение, взгляд на вещи
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ПРИНЦИП
[от лат. principium основа, первоначало] – основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки. Принципы бывают теоретическими и методологическими.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Принцип
от латинского "принципус") - основа, первоначало. Принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
ПРИНЦИП
(от лат.— основа, начало) — основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения; убеждение, взгляд на вещи; основная особенность в устройстве чего-нибудь. В философии — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
ПРИНЦИП
от лат. основа, первоначало) – основная руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. В логическом смысле принцип – обобщение и распространение какихлибо положений на все явления данной области.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ПРИНЦИП
нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности (принцип относительности, принцип соответствия, принцип эффективности, моральные заповеди и т. п.). (См. деятельность, ценности, сознание).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ПРИНЦИП
- идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда термину "принцип" придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях "принцип жизни", "Бог - высший принцип бытия и познания", "Бог - принцип всякой истины" и пр.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Принцип
(от лат. principium – первоначало, основа) – 1) некая субстанция или закон, лежащие в основе мироздания, исходя из которых можно объяснить все существующее в мире; 2) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома, постулат); 3) устойчивое внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения человека.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Принцип
(лат. principium – начало, основа) – основное начало, на котором построено ч.‑л.; снова устройства или действия к.‑л. системы, прибора, машины и т. п.; внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения. В этике – внутреннее убеждение, которое задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Принцип
(от лат. principium – основа, первоначало)- в онтологии П. – это такое отношение в организации сущего, от которого зависят все другие отношения. Тем самым, П. – это закон бытия сущего, являющийся основанием других законов его бытия, или релятивная форма сущности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 332-333.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
ПРИНЦИП
(лат. principium — начало, основа) — 1) Исходное положение к.-л. мировоззрения, учения, науки, теории, полит. организации. Напр., П. диалектики — противоречие и развитие. 2) Внутр. убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы, правила поведения и деятельности. 3) Основа устройства или функционирования к.-л. прибора, механизма и т.п. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПРИНЦИП
[от лат. pricipium — первоначало, основа] — положение теории, позволяющее интерпретировать содержание научных законов и используемых в теории других концептов, поэтому изложение теории должно начинаться с формулировки П. Среди критиков науки есть такие философы, которые отрицают значимость П. Они критикуют т. наз. принциплизм. Впрочем, для такой критики, видимо, нет серьезных оснований.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ПРИНЦИП
одна из форм организации научного знания – выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.
Литература: [70].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Принцип
по [2] - первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношение людей в обществе.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Принцип
(лат. principium – начало, основа) – 1. Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения (например, принципы диалектики: развития, взаимной связи и взаимной обусловленности предметов, процессов и явлений действительного мира). 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, деятельности, а также нормы поведения. 3. Основа устройства и деятельности какого-либо прибора, машины.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Принцип
от лат. pricipium — основа, начало) — 1) в субъективном смысле — основное положение, предпосылка (принцип мышления); 2) в объективном смысле — исходный пункт, первооснова, самое первое; у Аристотеля как первая причина: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать; 3) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 4) основополагающая этическая норма.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ПРИНЦИП
(principium — основа, начало): 1) основное, исходное положение какоголибо учения, теории; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства; 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной — максимой — и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной — законом, в таком случае она признается значимой для воли каждого разумного существа.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
ПРИНЦИП
лат. principium — основа, первоначало) — первоначало, руководящая идея. осн. правило поведения. В ранней античной философии в качестве первоначала принимали воду, воздух, огонь, землю и т. д. П. рассматривали как выражение необходимости или закона явлений. В логическом смысле П. есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение к.-л. положения на все явления той области, из к-рой данный П. абстрагирован. Под П. действия, иначе называемого максимой, подразумевается, напр., этическая норма, характеризующая отношения людей в об-ве.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Принцип
/D / Prinzip; /E/ Principie; /E/ Principe; /Esp/ Principio.
Основа, начало, исходный пункт или положение для объяснения многообразных фактов или организации отношений в определенное единство. В философии принцип является центральным понятием, логическим основанием системы, с помощью которого осуществляется синтез многообразия той предметной области, из которой абстрагирован. Качественное многообразие бытия, отношений человека к нему обусловливает многообразие принципов, отражающих их сущностные стороны. Принципы являются основанием, из которых человек исходит и которыми руководствуется в познавательной и практической деятельности. Важнейшими философскими принципами являются принципы монизма, тождества мышления и бытия, гуманизма, универсальной взаимосвязи, развития ,детерминизма.
Источник: Философия, практическое руководство
ПРИНЦИП
(лат. principium – основа, начало) – 1. В онтологии – первооснова, начало мира; понятие П. сходно с понятием субстанции.
2. В гносеологии и методологии науки П. – это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух». И. Кант различал П. «регулятивный», используемый Разумом, выполняющий направляющую, стимулирующую роль в исследовании, и П. «конститутивный», используемый Рассудком и являющийся основанием для упорядочивания мира феноменов.
3. В этике синонимом термина «П.» является «максима», рассматриваемая как основоположение воли.
Тенденция классической философии заключается в максимальном сближении и даже слиянии всех трех смыслов термина «П». Современная философия ограничивает использование термина гносеологическим и этическим значениями.
Источник: Краткий философский словарь.
ПРИНЦИП
лат. principium — первоначало, основа) — 1) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). В изначальном смысле слова— некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его «архэ») ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в «беспредельном, безграничном, бесконечном» алейроне. Для Аристотеля принцип — это первопричина, для Декарта — самоочевидная основа всякого мышления и познания («мыслю, следовательно, существую»), для Канта — конститутивные и регулятивные правила «чистого разума», для Д. Мура («Принципы этики») — методология этических исследований.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия
ПРИНЦИП
начало, исходная точка. Принципы бывают различных видов: логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека, стремящегося совершать лишь приемлемые поступки. Нравственные принципы относятся к сфере сознания; этим они отличаются от «теоретических постулатов», которые произвольно устанавливаются на основании самих себя (например, аксиоматические принципы и математические принципы вообще). Однако их применение предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая филосо-.фия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание — «божественная правдивость».
Источник: Философский словарь
Принцип
Теоретическое начало; точка отсчета рассуждения. Природа принципа предполагает его недоказуемость (в противном случае это будет уже не принцип, а теорема или закон), как природа доказательства предполагает опору на какой‑либо недоказуемый принцип. Чем принцип отличается от аксиомы или постулата? Тем, что последние употребляются в рамках каких‑либо формальных или гипотетически‑дедуктивных систем. Принцип же с равным успехом используется в экспериментальных науках, морали и политике. Почему устанавливается тот или иной принцип? Иногда в силу того, что иной принцип невозможен (например, принцип непротиворечивости), иногда потому, что он представляется чем‑то вроде очевидности. Появление целого ряда принципов связано с тем, что мы нуждаемся в них, чтобы поступать и жить таким образом, который кажется нам приемлемым с точки зрения человечности. К этому типу относятся нравственные принципы: они не очевидны и логически не обязательны, однако субъективно нам необходимы.
Источник: Философский словарь.
ПРИНЦИП
лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В античности онтологическое определение П. как субстанции, в своем существовании не нуждающийся ни в чем, кроме себя, делает возможным понимание бытия и основополагание философии как исследования вопроса о бытии. Предметом рассмотрения берется чаще всего природа (Милетская школа), а также идеальные сущности (пифагорейцы, Платон). Первоначало, или П., обусловливает необходимость, закон становления явлений. В дальнейшем прояснение предельного основания бытия становится фундаментальной задачей философии. В посткантианской традиции различаются конститутивный П. как онтологическое основание некоей действительности и регулятивный П. как инструментальное основание той или иной деятельности. В логике П. - центральное понятие системы, представляющие обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный П. абстрагирован. В этике П. как внутреннее убеждение, максима задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
С.А. Радионова
Источник: Новейший философский словарь
ПРИНЦИП
от лат. principium – начало, основа)– в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе нек-рой совокупности фактов или знаний. Поиски так понимаемых П. начинаются уже в антич. философии, где в качестве исходного П. бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию. Анаксимандр впервые в качестве П. берет нечто неопределенное – апейрон (впрочем, таким абстрактным П. можно считать и дао У Лао-цзы); он же ввел и само представление о П. – "архе". В дальнейшем нахождение основ бытия (П.) стало рассматриваться как осн. задача философии. После того как тот или иной П. бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения. Т.о. были различены П. бытия (principia essendi) и П. познания, или идеальные П. (principia cognoscendi). Широкая трактовка этого последнего понимания привела к тому, что под П. стали понимать вообще всякое основание, из к-рого надо исходить и к-рым нужно руководствоваться в деятельности. В наст. время термин "П." обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеч. деятельности (с сохранением первичного оттенка – первый, основной, исходный), тогда как применительно к миру употребляется термин "закон". В. Костеловский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ПРИНЦИП
(Prinzip; лат.) — в субъективном смысле — основное положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия). В объективном смысле — исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес — воду; Анаксимандр — качественно неопределенный, бесконечный «апейрон»; Анаксимен — воздух; Гераклит — огонь (эфир); Пифагор — число; Анаксагор — гомеомерии; Эмпедокл — 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит — атомы; Платон - идеи; Аристотель — форму и материю; стоики - пневму; Эпикур — атомы; Спиноза — субстанцию; Лейбниц — монады; Фихте — Я; Шеллинг - абсолют; Гегель — идею, т. е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр — волю; Э. Гартман — бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведёния всего бытия и всех процессов в мире к единому внутримировому принципу.
А. Lumpe. Der Terminus R (arche) von den Vorsokratikem bis auf Aristoteles, in: Archiv f. Begriffsgesch, Bd. I, S. 104 ff. 1955.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПРИНЦИП
от лат. principium - основа, начало) - 1) в субъективном смысле осн. положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия); в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный, бесконечный "алейрон"; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь (эфир); Пифагор - число; Анаксагор - гомеомерию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики - пневму; Спиноза - субстанцию; Лейбниц - монады; Фихте - Я; Шеллинг - абсолют; Гегель - идею, т.е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной - максимой - и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной - законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПРИНЦИПЫ
моральные) (лат. principium - основание) - одна из форм нравственного сознания, в к-рой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании об-ва требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием (Критерий нравственности) для более частных норм поведения. Мораль различных классов по-разному трактует нравственную сущность человека, выдвигая соответствующие этой трактовке моральные П. Так, осн. П. буржуазной морали, к-рая. исходит из того, что человек по своей «естественной» сущности эгоист, способный оказывать благодеяния об-ву лишь постольку, поскольку это отвечает его частной выгоде, являются эгоизм и индивидуализм. В личных отношениях между людьми П. эгоизма чисто внешне дополняется и ограничивается П. альтруизма. С этой т. зр. процветание об-ва в целом сводится к благополучию частных лиц, каждое из к-рых «свободно» преследует собственные интересы. Коммунистическая нравственность, напротив, исходит из того, что полное осуществление свободы человека, гармоническое удовлетворение потребностей и развитие способностей каждого возможны лишь в коллективе. Поэтому сотрудничество между людьми должно устанавливаться ве ради частной выгоды каждого, а во имя общих целей, осуществление к-рых означает и благо для каждого в отдельности. Это значит, что подлинное назначение человека состоит в сознательном служенни об-ву, а в конечном счете - человечеству в целом (П. коллективизма). В коммунистическом об-ве эта общественно полезная деятельность становится органической потребностью каждого. Помимо П., раскрывающих содержание той или иной нравственности, существуют также формальные П., раскрывающие особенности способа выполнения моральных требований (напр., сознательность и ее противоположности - фетишизм, формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм, фатализм). Хотя эти П. и не обосновывают никаких конкретных норм поведения, они, тем не менее, тесно связаны с природой той или иной нравственности, показывают, насколько она допускает сознательное отношение человека к предъявляемым ему требованиям.
Источник: Словарь по этике