СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович

1772 - 1839) - известный государственный деятель времен Александра I, сын священника. Окончив петербургскую семинарию, был некоторое время учителем математики и физики, но вскоре бросил преподавательскую работу и поступил на службу в канцелярию генерала-прокурора Куракина. После вступления на престол Александра I Сперанский получает звание статс-секретаря. В 1802 г. он поступает на службу в министерство иностранных дел. Здесь Сперанским был составлен его знаменитый "План государственных преобразований". Основные черты этого плана заключались в следующем: установление законодательного собрания, ответственность правительства перед законодательным собранием, расширение политических прав дворянства и среднего сословия и т. д. В 1808 г. Сперанский был назначен министром юстиции. 8 августа 1809 г. им был издан указ о том, что в звание коллежского ассесора могут производиться только лица, представившие свидетельство об окончании университета. Планы и проекты Сперанского встретили ожесточенный отпор со стороны реакционных правительственных кругов, и в 1812 г., накануне войны с Наполеоном, против которой решительно выступал Сперанский, Александр I уволил его от всех должностей и сослал сначала в Нижний-Новгород, а затем в Пермь. В 1816 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой о помиловании. 30 августа 1816 г. он был назначен пензенским губернатором, а в 1819 г. - сибирским генерал-губернатором. С этого времени Сперанский решительно отказывается от своих прежних либеральных взглядов и становится на точку зрения неограниченного самодержавия. 1 января 1839 г. он был возведен в графское достоинство. /Т. 2/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович

[1 янв. 1772 (по нек-рым источникам 1771) – 11 февр. 1839] – рус. мыслитель, теоретик законодательства и гос. деятель. Получил образование в Петерб. духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. На формирование филос. взглядов С. оказало влияние близкое знакомство с нем. мистикой и патристикой. Мысль о ложности церк. христианства, к-рому С. противопоставляет "внутреннее", истинное христианство (см. ст. "Антихрист", в сб.: "В память гр. М. М. Сперанского. 1772–1872", СПБ, 1872), сочеталась у него с идеей "надцерковной христианизации" обществ. жизни, с утопией "священного царства" ("Москвы – третьего Рима") и справедливого "кесаря". В противоположность Карамзину, полемизи- ровавшему со С. с позиций квиетизма, С. искал пути к преобразованию гос-ва. Предложенный им план реформ предусматривал сохранение в измененном виде сословного строя, прикрепление помещичьих крестьян к земле, законодат. регулирование крест. повинностей как мероприятие, подготавливавшее постеп. отмену крепостного права. Проект С. вызвал резкую оппозицию крепостнич. дворянства; в 1812 он был уволен с поста гос. секретаря и выслан в Нижний Новгород, затем – в Пермь. После возвращения из ссылки (1821) С. сблизился с Аракчеевым, приняв участие в судебной расправе над декабристами и выступив с апологией абсолютизма. Соч.: О силе, основе и естестве, "Москвитянин", 1842, No 1; Досуги. Сент. 1795 (опубл. в ст.: К. Массальский, Воспоминания о графе С., "Сын отечества", 1844, No 1–2); Правила высшего красноречия, СПБ, 1844; Философия, в сб.: В память гр. М. М. Сперанского. 1772–1872, СПБ, 1872; Мудрость, там же; Проекты и записки, М.–Л., 1961. Лит.: Корф ?., Жизнь гр. С., т. 1–2, СПБ, 1861; Погодин М., Сперанский, "Рус. архив", 1871, с. 1097–1252; Чистович И. ?.. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия, СПБ, 1894; Чернышевский Н. Г., Рус. реформатор [рец. на кн. М. Корфа], Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; История политич. учений, M., 1960, с. 454–64; История политич. учений, М., 1965, с. 331–34. В. Зверев. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович
1(12) января 1772, с. Черкутино Владимир, губ. — 11(23) февраля 1839, Петербург] — государственный деятель, политический мыслитель. Из духовного сословия. Закончил Петербургскую духовную семинарию, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В 1797 — титулярный советник в канцелярии генерального прокурора. В силу выдающихся способностей быстро продвигался по службе, в 1803 — директор департамента (экспедиция госуд. благоустройства) министерства внутренних дел, привлечен к работе над проектами реформ «Негласного комитета» при Александре I. В 1808 — товарищ министра юстиции, а с 1810 — государственный секретарь. В эти годы пользовался особым доверием Александра I, возглавлял работу над конституционными проектами, что вызвало негативную реакцию консервативно настроенного дворянства (главным его оппонентом был Карамзин). В 1812 уволен и выслан сначала в Нижний Новгород, а затем — в Пензу. С 1816 — губернатор Пензы, с 1819 — генерал-губернатор Сибири. В 1821 возвращен в Петербург, возглавил работу по составлению «Полного собрания законов Российской империи» в 45 т. (1832). Член Верховного суда над декабристами. В 1835—37 читал курс юридических наук наследнику вел. кн. Александру (будущему Александру II). С 1838 — председатель департамента законов Гос. совета, До ссылки Сперанский — убежденный конституционалист. В готовившихся по указу Александра I проектах преобразований проводил идеи подчинения самодержавной власти закону, разделения властей, выдвигал предложения по реформе госуд. аппарата. Верховная вдасть должна быть ограничена представительной Гос. думой. «План государственного преобразования» (1809) — самый последовательный реформаторский документ, выражавший предлиберальные тенденции русского политического сознания. Проекты преобразований Сперанский выстраивал в рамках раннебуржуазных теорий, оперируя понятиями «естественное право» и «общественный договор», где четко про слеживается его деистическая позиция. В то же время признавал общественный договор недостаточным гарантом соблюдения прав и обосновывал необходимость введения конституции. Понимал, что в перспективе необходимо будет решать проблему гражданских прав. Сторонник частной собственности. Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-хгг. увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Ежедневно, по его признанию, вместо утренней молитвы, переводил мистическое сочинение, приписываемое Фоме Кемпийскому «О подражании Христу». В Пензенской ссылке углубленно изучал мистическое Богословие. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании «Священного Союза» Александр I.
Соч.: В память графа М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872; План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). М., 1905; Проекты и записки. М.—Л., 1961. Лит.: КорфМ. Жизнь гр. Сперанского. СПб., 1861, т. 1—2; ЧиСтович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой пол. текущего столетия. СПб., 1894; Довнар-Запольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905; Завитневич В. 3. Сперанский и Карамзин как представители двух политич. течений в царствование имп. Александра I. Киев, 1907; Катетов И. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889; Предтеченский А. В. Очерки общественно-полит, истории России в первой четверти XIX в. М.,1957. Архивы: РГИА, ф. 1251, PO PH Б. 731.
И. Ф. Худушина

Источник: Новая философская энциклопедия

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович
1(12).01.1772 (или1771), с. Черкутино Владимирской губ. - 11(23).02.1839, Петербург) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. Получил образование в Петербургской духовной семинарии, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В нач. 1797 г. был зачислен в канцелярию генерал-прокурора в чине титулярного советника, в 1803 г. становится директором департамента (Экспедиция государственного благоустройства) министерства внутренних дел. принимает участие в работе существовавшего при Александре I "Негласного комитета", с 1808 г. - товарищ министра юстиции, с 1810 г. - государственный секретарь. Вызвав своими проектами общественного переустройства резкую оппозицию дворянства, С. в 1812 г. был уволен с этого поста и выслан в Нижний Новгород, затем - в Пермь. С 1816 г. - пензенский губернатор, с 1819 г. - сибирский генерал-губернатор. С 1821 г. вновь занимает видные места в сановной иерархии, становится членом Государственного совета, управляющим II отд. в составе императорской канцелярии, на к-рую возлагалась задача систематизации российского законодательства. Был членом Верховного уголовного суда над декабристами. На формирование взглядов С. большое влияние оказало близкое знакомство с нем. мистикой и патристикой. Критикуя церковь как "систему ложного христианства", он выступил с позиций "надцерковной христианизации" общественной жизни, что позже было названо "социальным христианством". С. отстаивал идею "священного Царства", но в отличие от Карамзина истолковывал ее прежде всего как программу поиска путей к преобразованию государства. Как автор всеобъемлющей системы обновления государственного аппарата С. во всех своих проектах и планах пытался воплотить в жизнь постулаты просвещенческой философии права. Обосновывая взаимосвязь между свободой политической и гражданской, С. намечал пути ликвидации личной зависимости крестьян как условия продвижения всего российского об-ва к государственности европейского типа. Принцип разделения властей, ответственные министерства, разработка подходов к конституции должны были, по его мнению, гармонизировать общественную жизнь и изменить механизм государственного устройства. Государством, по С., движут и управляют 3 силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении к общежитию. Соединенное действие этих сил составляет державную власть. Если последняя не предоставляет подданным никаких прав, государство попадает в полное рабство, устанавливается деспотизм. Образ правления у каждого народа обусловливается степенью его гражданского развития. Осн. же мысль, движущая человеческим прогрессом, всегда одна - достижение политической свободы. И сопротивление державной власти естественному ходу вещей лишь "воспаляет страсти и производит волнения, но не останавливает перелома". Анализируя состояние рус. об-ва, С. отмечал ряд признаков, показывающих, по его мнению, что в России наступило время серьезных политических перемен. Выход один: "правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непеременяемом законе", обязательном не только для подданных, но и для самого государя. Такой строй С. называл "правильною монархией", державным, но не самодержавным государством. "Истинная монархия - это не что иное, как представительная форма правления, а не самодержавие". Проекты С., радикальные для его времени в идейном отношении, были достаточно умеренными с т. зр. методов исполнения. Видоизменение сословного строя, регулирование крестьянских повинностей как мероприятия, подготавливающего постепенную отмену крепостного права, реформирование государственной власти, гласность и т. п. он стремился выстроить на основаниях исключительно эволюционной традиции, отдавая много времени разработке механизмов последовательности в осуществлении преобразовательных мер. И все же "неразумие общества", на к-рое С. был вынужден чем дальше, тем все чаще сетовать, обернулось крушением его надежд, горьким осознанием: мой "труд есть излишняя затея". "Недовольство высшего сословия", по свидетельствам современников, было всеобщим, маятник правительственного равновесия Александровской эпохи качнулся вправо, механизм "сцепления" государственных структур так и не был создан, равно как не появился инструмент правового взаимодействия государства и об-ва.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
97.97 кб

Сперанский Михаил Михайлович - Российский государственный деятель

Сперанский Михаил Михайлович - оставил заметный след в истории русского законодательства. Его идеи заслуживают всестороннего изучения.