СОФИСТИКА

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СОФИСТИКА
спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и не корректных приемов.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Софистика
1) философское течение в Древней Греции; 2) рассуждения (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Софистика
(от греч. sophia – знание, мудрость) – способ рассуждения, целью которого является сознательное искажение истины, стремление выдать заблуждение за истинное знание с помощью приемов интеллектуального мошенничества, нарушающих правила формальной логики и принципы диалектики.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СОФИСТИКА
а) первоначально учение о мудрости и способах научения людей стать мудрым; б) умение хитроумно вести спор, прения, способ убедить, «что черное есть белое» путем незаметной подмены предмета обсуждения; в) методы мыслительной деятельности, главная цель которых искажение истины.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Софистика
(греч. sophistike – уловка, выдумка, головоломка) – учение древнегреческих философов V–IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий и др.); рассуждение, основанное на преднамеренном искажении законов логики, на использовании софизмов (см. Софизм). Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Софистика
применение в спорах или доказательствах ложных доводов – софизмов, замаскированных внешней формальной правильностью. К основным приемам С. относятся вырывание представлений об отдельных сторонах объекта из их связи с другими, подмена действительных связей вымышленными, передергивание фактов, искажение смысла понятий, подмена главного второстепенным и т.п.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

СОФИСТИКА
(греч. sophistike – умение хитроумно вести прения) – рассуждение, вывод или доказательство, основанные на преднамеренном нарушении принципов и законов логики, на употреблении софизмов, ложных доводов и аргументов, выдаваемых за истинные; специфическое мышление, стремящееся свести истину к ч.‑л. помимо самой истины и рассматривающее истину как одну из многих ценностей, зависимую от точки зрения, оценочного суждения и желания субъекта.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Софистика
(от греч. sophistika – умение хитроумно вести прения) – рассуждение, субъективным основанием которого является направленность на победу в споре путем нарушения требований логики. Объективно это проявляется в подмене понятий, спекуляции на многозначности терминов, применении неправильно построенных умозаключений, употреблении ложных аргументов, замена доказательства воздействием на личностные особенности оппонента и т.д. С. может служить образцом деструктивного отношения к полемике.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Софистика
сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Характеризуя С. в отличие от диалектики, Ленин писая, что гибкость понятий, примененная субъективно, равна софистике (см. т. 38, с. 99). Характерными приемами С являются: вырывание событий из их связи, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям др. группы, одной исторической эпохи — к событиям др. апохи и т. д. Как в науке, так и в политике С. играет реакционную роль. Примером С. могут служить буржуазные и реформистские теории народного капитализма, демократического социализма и т. д.

Источник: Философский словарь. 1963

СОФИСТИКА
(греч. sophistes — мудрец, мастер) — сознательное применение формально правильных, но по содержанию ложных аргументов, оснований и доводов в споре, доказательстве; пустое мудрствование с целью выгоды или славы. Этот термин ведет свое происхождение от слова «софист». Так называли в Древней Греции с 5 в. до н. э. преподавателей философии («мудрости») и ораторского искусства. Вначале они выполняли просветительскую роль, распространяя знание. Им древнегреческая мысль отчасти обязана разработкой некоторых логических приемов в споре, доказательстве. Однако вскоре их деятельность превратилась в обучение «искусству» чисто внешнего красноречия и демагогии. Отсюда и отрицательное содержание термина «С». В С. применяются всяческие словесные уловки и логические ошибки: подмена ПОНЯТИЙ, использование многозначности слов, игнорирование содержания в угоду форме, всякого рода словесные ухищрения, цель к-рых ввести в заблуждение, выдать черное за белое и наоборот. С. всегда была орудием самых реакционных политических сил.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Софистика
Образ мышления, отталкивающийся не от истины, а от чего‑нибудь другого, либо пытающийся свести истину к чему‑либо помимо самой истины. Софистика означает попытку рассматривать истину как одну из многих ценностей, в силу этого зависимую от точки зрения, оценочного суждения либо чьего‑либо желания. Слово «софистика» в этом значении принадлежит техническому лексикону и не носит уничижительного оттенка. Протагор и Ницше были софистами, но это не мешало им оставаться гениальными мыслителями. Но лично мне это обстоятельство не позволяет полностью разделить их взгляды. «Ложность суждения, – пишет Ницше, – еще не служит для нас возражением против суждения. […] Вопрос в том, насколько суждение споспешествует жизни, поддерживает жизнь, поддерживает вид, даже, возможно, способствует воспитанию вида» (Ницше. «По ту сторону добра и зла», отдел I, 4). Это софистика виталиста. Что касается меня, то для меня ложность утверждения является весьма серьезным возражением против этого суждения, и тот факт, что оно способствует процветанию вида, для меня ровным счетом ничего не меняет.

Источник: Философский словарь.

СОФИСТИКА
применение в споре или доказательствах преднамеренного нарушения з-нов и правил формальной логики, замаскированных ложных аргументов (софизмов), выдаваемых за правильные. С. — проявление метафиз. мышления, подмена понятий, анализ событий вне их контекста и, соответственно, утрата конкретности, отрицание абсолютных моментов в процессе постижения истины и т.п. В Древней Греции С. из своеобразной системы доказательств уже в IV в. до н.э. превратилась в приемы доказательства любых абсурдных утверждений, или сознательного введения в заблуждение. Тогда же появился набор изв. софизмов, напр., «Рогатый»: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял, значит ты рогатый». Постепенно, начиная с Гегеля, использование софизмов стало пониматься как своеобразное выражение проблемной ситуации, в т.ч. связанной с отождествлением объектов в непрерывном их изменении. Лит.: Гиллеров А.Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельности в связи с общей политической и культурной историей Греции. М., 1888; Ивин А.А. Софизмы как проблема // Вопр. философии. 1984. № 2; Чернышев Б.С. Софисты. М., 1929. Б.В.Емельянов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СОФИСТИКА
это метод рассуждений (выводов, доказательств) основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов,  выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил, применяемое в споре с целью достичь  превосходства  над  оппонентом,  ввести  его  в  заблуждение.  Исторически восходит к софистам – древнегреческим философам (Протагор, Горгий, Продик), профессиональным  учителям мудрости и красноречия.  Софисты подчеркивали относительность  знания,  отсутствие  объективной  истины  и  поэтому  считали оправданным прибегать к приемам, впоследствии получившим название софистики. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на  фактах изменчивости,  противоречивости и  сложности  объектов  познания,  софистика  отрицает абсолютные  моменты в процессе постижения истины. В своих построениях софистика использует подмену понятий,  различные логические ошибки, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СОФИСТИКА (СОФИСТЫ)
философское направление в Древней Греции (IV-V вв. до н.э.). Софисты были достаточно заметным и влиятельным явлением того времени. Принято различать старших, средних и младших софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и др.). Первоначально софистами называли людей, являющих мудрость ("софия" в переводе – мудрость) и выражающих ее в своем красноречии. В философском плане в теории познания софистика занимала позицию релятивизма – относительности всех наших знаний, так как мерой истины в понимании софистов выступает человек с его индивидуальным мнением. Протагор это выразил афоризмом: "Человек есть мера всех вещей, как божественных, так и человеческих". Но такая позиция была и констатацией того, что философия должна обратить свое внимание, прежде всего, на человека, заниматься его проблемами. Некоторые софисты в своем ораторском искусстве "грешили" мудрствованием, видимостью доказательства (софизмами), больше придавали значения его форме, чем содержанию, соревновались в том, чтобы доказать недоказуемое. Поэтому термин "софистика" стали использовать для обозначения бесплодного мудрствования, желания речевыми хитросплетениями запутать суть дела.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СОФИСТИКА
от греч. умение хитроумно вести прения), 1) филос. течение в Др. Греции, создан­ное софистами. 2) Рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении лож­ных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные (см. Софизм). Будучи разновидностью метафизич. мыш­ления, С. коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на фактах изменчивости, проти­воречивости и сложности объектов познания, С. отри­цает абс. моменты в процессе постижения истины: «Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). В своих построениях С. использует различные логич. ошибки, подмену понятий, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов. Нарушая требова­ния формальной логики, С. ведет к утрате мышлением конкретности и определенности и к субъективистскому применению «гибкости понятий»: «эта гибкость, примененная субъективно - эклектике и софистике» (там же, с. 99). Марксизм-ленинизм противопоставляет С. диалектич. принципы объективности, всесторонности и конкретности анализа природных и социальных явле­ний.

Источник: Советский философский словарь

СОФИСТИКА
философское течение, существовавшее в Древней Греции с сер. 5 до 1-й пол. 4 в. до н. э. и абсолютизировавшее относительность знаний. Так, Протагор, самый знаменитый софист древности, учил, что человек есть мера всех вещей, и следовательно, нет объективной истины. Другой известный софист, Горгий, доказывал, что ничто не существует, а если существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то неизъяснимо. А раз так, то и опровергать, и доказывать можно все, что угодно. Именно на этой философской основе сформировалась методология риторической практики, основанная на сознательном нарушении принципов логики и гносеологии. Ее также стали называть софистикой, а приемы, которые она пропагандировала, — софизмами. Софистикой называют и речь, состоящую из софизмов.
До сер. 5 в. до н. э. в Греции процветало природное красноречие. Историческая заслуга софистов (букв. — мудрецов) состояла в том, что они одними из первых стали разрабатывать логические, лингвистические и психологические приемы убеждения и противостояния убеждающему воздействию. От владения совокупностью этих приемов в условиях афинской демократии зависели честь и имущество, а подчас и сама жизнь обучающегося. Именно поэтому софисты обучали за деньги. Возможность наживы привлекла в нее большое число непрофессионалов, с которыми стали отождествлять всех софистов. Так возникло представление о софисте как алчном и циничном невежде, который «говорит, будто все знает и будто мог бы за недорогую плату в короткий срок и другого этому обучить» (Платон. Софист 234 а). Однако настоящую и бессильную ненависть вызвали не эти невежественные охотники за наживой, а те софисты, которые не уступали философам (бескорыстным любителям мудрости) ни в профессиональности, ни в одаренности и которые блестяще доказывали подчас совершенно очевидные нелепости.
В условиях демократии из всех форм красноречия на первый план выдвинулась полемика, которая пришла на смену полемосу — реальной войне. Для развития этой формы риторической практики из софистики выделились диалектика, обучающая честным методам ведения спора, и эристикаискусство побеждать в споре любой ценой. Породив эти две противоположности, софистика не исчезла. Она стала специализироваться на монологе — основной форме тоталитарного красноречия, и именно благодаря этому выжила в эпоху тоталитарных режимов.
Даже самая удачная софистическая находка, приведшая ее изобретателя к победе, после разоблачения ведет к поражению. Поэтому систему софистических приемов приходилось постоянно обновлять, опровергнутые уловки заменять новыми. Гегель трактовал софистику как первичную форму освоения логической проблематики. В частности, многие софизмы («лжец», «куча» и др.) на деле оказались парадоксами — важнейшей формой постановки логических и математических проблем.
Софистика — это логика кажимости. Софист использует лишь те нечестные приемы, которые кажутся правомерными честным непрофессионалам, напр., присяжным заседателям в суде. По своему происхождению это «добросовестные» методологические ошибки, которые совершил бы и сам непрофессионал при самостоятельном размышлении над проблемой, но выделенные в чистом виде, поднятые на уровень профессионального искусства. Поэтому борьба с софистикой распадается на два этапа: теоретическое исследование тех законов мышления, которые она нарушает, и пропаганду этих законов.
Софистика не является низшей ступенью нравственной деградации в стремлении достичь цели любой ценой. Еще ниже стоит демагогия, не гнушающаяся преднамеренным извращением фактов, лестью, раздачей невыполнимых обещаний и т. д.
Г.Д.Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

СОФИСТИКА
1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин "С." происходит от греческого слова "софист" (sophistes - мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. Из сочинений софистов практически ничего не сохранилось. Изучение непрямых сведений усложняется тем, что софисты не стремились создать определенную цельную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями. Их целью было научить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому значительный акцент производился на риторику. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д. В античной С. отсутствуют цельные течения. Учитывая историческую последовательность, можно говорить о "старших" и "младших" софистах. Старшие софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) исследовали проблемы политики, этики, государства, права, языкознания. Все прежние принципы они подвергли сомнению, все истины объявили относительными. Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора "Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину. Исходными метафизическими являются у Протагора установки, касающиеся характера и способа, каким человек является человеком, "самостью"; сущностного истолкования бытия сущего; проекта истины как феномена познания; смысла, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношению к "истине". Согласно представлениям Протагора, материя текуча и изменчива, а так как она течет и изменяется, то нечто приходит на место того, что уходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно по возрасту и прочему состоянию тел. Сущность всех явлений скрыта в материи, а материя, если о ней рассуждать, может быть всем, чем она является каждому. Горгий (предполож. 483-375) в сочинении "О несуществующем, или о природе" пошел дальше, объявив, что вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В гносеологической концепции "старших" софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания. У "младших" софистов (Фра-зимах, Критий, Алкидам, Ликофрон, Нолемон, Гипподам) С. вырождается в "жонглирование" словами, в фальшивые приемы "доказательства" истины и лжи одновременно. 2) (греч. soplnsma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение. Различают следующие виды софизмов: а) софизм "учетверение термина" - силлогическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: в каждом силлогизма должно быть только три термина. Умышленно ошибочное рассуждение строится с использованием нетождественных, но внешне сходных понятий: например, "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего", б) софизм недозволенного процесса - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: термин, не распределенный (не взятый во всем объеме) в одной из посылок, не может быть распределен (взят во всем объеме) в заключении: все птицы имеют крылья; некоторые яйцекладущие имеют крылья; в) софизм собирательного среднего термина - силлогистическое умозаключение, в котором нарушено правило простого категорического силлогизма: средний термин должен быть распределен (взят во всем объеме) по крайней мере в одной из посылок: некоторые люди умеют играть на скрипке; все дипломаты-люди; все дипломаты умеют играть на скрипке.
СВ. Воробьева

Источник: Новейший философский словарь

СОФИСТИКА
греч. ????????? (?????)] – совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логич. вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, к-рые по тем или иным причинам, независимо от фактич. положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. В отличие от науч. аргументации, направленной к изменению сложившихся положений и теорий при их насыщении новыми элементами знания, С. подчинена принципу сохранения наличных положений и теорий – либо с помощью искусной реинтерпретации нового, позволяющей показать новое как частный случай наличного, либо с помощью очищения наличной системы знаний от всего противоречивого, избыточного, способного поставить под угрозу и изменить сложившуюся логич. форму. В отличие от науч. аргументации, С. вытесняет противоречия и проблемы за рамки наличных систем знания и тем самым препятствует разрешению конфликта между наличным и новым знанием. В то же время она активно формирует проблематику, вскрывая противоречия между наличным и новым, а вместе с тем и тот минимум условий перестройки системы, к-рый достаточен для включения в нее нового. В этом своем качестве С. и науч. аргументация образуют единство противоположностей, обеспечивающих преемств. развитие системы знания. Способствуя выявлению логич. противоречивости системы знания, С. выступает необходимым моментом в движении науч. знания, поскольку софистич. апологетика наличного негативно формирует свою противоположность – науч. критику. Софистич. аргументация всегда возникает по частному поводу как ответная реакция на очередную угрозу сложившейся системе знания, поэтому фигуры С. – софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретич. освоения противоречий, представая обычно в виде апорий и парадоксов. Поскольку именно эти угрозы замкнутой системе в неявном виде содержат новое, уникальное, каждый софизм уникален, его логич. структура в принципе невыводима из наличного формального аппарата системы, а опровержение очередных софизмов выступает как бесконечный процесс преемств. саморазвития систем знания. Фигуры С. могут содержаться во всех видах познават. деятельности, когда познание оказывается вынужденным заполнять неизбежные пробелы за счет иррационального, по существу, фантазирования. Этот тип С. – "рабочего" теоретич. приема – связан обычно с тем, что Кант называл превращением логики из канона в органон познания, т.е. в нечто содержательное, само по себе обеспечивающее истинность вывода (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 161). Такая С., особенно широко используемая в массовой коммуникации, легко переходит в догматическую С. – в своеобразный процесс самосознания формы, если система содержат. формализма скована группой "решенных вопросов" и реализована на авторитетных текстах конечной длины, напр. на Свящ. писании. Софистич. аргументация в этих условиях порождает каскадное размножение "решенных вопросов", ведет к перенасыщению системы формой, к догматизации и в конечном счете к общему ее некрозу: система теряет способность к саморазвитию и переходит в семиотич. окаменелость – в катехизисное состояние конечной суммы авторитетных ответов на традиц. вопросы. По сути дела к тому же результату приводят попытки замкнуть систему дополнительным, снимающим выбор постулатом преемственности в духе биологич. наследств. кода или кибернетич. программы. В качестве такого рода попытки можно рассматривать гегелевскую интерпретацию истории. Используя идею тождества и неизменности познающего разума, Гегель интерпретировал иллюзию однозначности историч. ретроспективы с ее уже совершенными выборами как необходимо упорядоченную преемственность моментов развития формализма, в к-ром нет ничего, кроме вложенного туда разумом. Этот постулат по существу запрещал науч. исследование и давал сильнейший апологетический эффект, как только речь шла о современности: любое наличное бытие без труда получало филос. санкцию необходимого продукта всех предшествующих этапов развития, чем отсекалась возможность науч. критики, революц. практики. Этот момент С. в историч. концепции Гегеля точно подметил Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 240). Оценка С. только по конкретным ее проявлениям и субъективным стремлениям не дает представления о ее роли в истории мысли. А эта роль определяется тем, что по сути дела каждому радикальному сдвигу в способе мысли предшествует бурное развитие С. Софистич. аргументация стояла у колыбели европ. способа мысли, будучи одним из гл. факторов общей переориентации интереса с теогонич. связей порождения, составлявших костяк мифологич. мышления, на форму и логич. связь, к-рые теперь становятся осн. носителями связей целостности. Через критику С. античность вышла в совершенно новую логич. концепцию мира, живую до сих пор. Эта концепция основана на представлении о тождестве мысли и бытия, формы и оформленного, т.е. о синтезе устойчивого, оформляющего, качеств. начала и противостоящего ему подвижного, количеств. начала. Переход этот завершен в Аристотеле и закреплен в христианстве, но его предпосылки и частные результаты возникали много раньше, прежде всего благодаря деятельности софистов. Европ. способ мысли возводился в лесах С. Новая волна С., связанная с развитием философии и филос. обоснованием опытной науки, поначалу не покидала антично-христ. схемы "творец – творение" и даже подчеркивала ее в деизме как осн. форме софизмов нового времени. Все исходные постулаты христианства оставались здесь неизменными, отвергалось лишь право церкви на авторитетное истолкование слова божьего. Откровению – знанию, переданному человеку богом через пророков, – деизм противопоставлял открытие – знание, полученное человеком в прямом общении с богом через сотворенную им природу. Отсюда делался вывод о беспредельности познания, об отсутствии противоречия между разумом и верой, естеств. разумом человека и словом божьим (см., напр., Т. Гоббс, Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 379–80). Начатые Локком попытки отказаться от теологич. оснований такого софизма породили вопрос о природе тождества мысли и бытия, о способах достижения этого тождества. Отказ от принципа врожденности идей, т.е. от теологич. посылки богоподобия человека, привел к новому софизму – софизму христ.-атеистич. агностицизма (Беркли, Юм). Анализ Канта и Гегеля показал, что этот софизм далеко не прост и, видимо, неразрешим в рамках логич. картины мира. В науке 20 в. формируются новые системы апорий и парадоксов, к-рые можно назвать совр. научной С. Фигуры нового софизма связаны с попытками точными методами интерпретировать творчество. При этом, с одной стороны, вскрывается неустранимость способности человека мыслить, создавать новые связи идей, упорядочивать, формализовать, что образует исходный момент творчества, а с другой – отсутствие всего этого в обезличенных, непротиворечивых, рассчитанных на репродукцию результатах творчества, что закрывает возможности изучения творчества привычными для науки методами. Невозможность обосновать творчество через его результат, поиски источника нового знания за пределами репродукции, в деятельности, избегающей повторов, где с той или иной силой действует запрет на плагиат, – все это вызывает массу софистических по своему смыслу восстановит. предприятий, составляющих суть т.н. "вторжения точных методов" в гуманитарные дисциплины под флагом усиления "точности" гуманитарных исследований. Эти предприятия порождают парадоксальную ситуацию: чем "точнее" формализм, тем меньше в нем оказывается гуманитарного предмета. Поэтому весьма характерным стало движение по такой схеме: от предельной точности через серию снижающих точность упрощений к отказу от дальнейших попыток точной интерпретации. Однако без этого "нашествия" точных методов в сферу гуманитарного знания не могли быть выявлены парадоксы европ. способа мысли. Выступая по функции и по общему направлению как С., вытесняя на периферию системы мышления тривиальные, по видимости, проблемы как проблемы, неразрешимые по нормам этой системы, совр. форма С. выполняет крайне ценную работу, создавая условия для науч. критики оснований европ. способа мышления. Т.о., бесплодная с т. зр. научного продукта в обычном его понимании, С. в общем движении познания занимает законное место проблемообразующего момента, делает доступным для осознания то, что никогда не было бы замечено как проблема. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; его же, Категории, М., 1939; Юм Д., Соч., [пер. с англ.], т. 1–2, М., 1965; Платон, Избр. диалоги, [М., 1965]; Hegel G., ?ber das Wesen der philosophischen Kritik..., S?mtliche Werke, Bd 1, Stuttg., 1927; Kuhn ?h. S., The structure of scientific revolutions, [Chi.–а. о., 1962]. См. также лит. при ст. Софисты. М. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
4.72 мб

Хайдеггер, софистика, риторика

Галанин Р. Б.
Читать PDF
18.42 кб

Софисты и софистика

Бекова Айна Тамерлановна
В статье прослеживается история происхождения и развития идей софистов как одного из основополагающих учений Древней Греции, раскрывается понятийный аппарат затронутой автором проблематики.
Читать PDF
323.42 кб

Софистика

Перевалов С. М.
В статье рассматривается духовное и философское течение в Древней Греции. Наиболее характерная черта софистики утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок.
Читать PDF
280.76 кб

«Дедалы речей». Софистика в современных исследованиях

Вольф Марина Николаевна
В статье предложен обзор работ, посвященных софистике (в том числе изданий фрагментов софистов) на русском языке, включая переводные издания, а также составлен критический библиографический обзор изучения софистики в западных иссл
Читать PDF
184.96 кб

Софистика это не аргументация

Лисанюк Елена Николаевна
В статье на примере античных, средневековых и современных представлений сопоставляются аргументация и софистика.
Читать PDF
378.66 кб

Логика и софистика Фрасимаха в диалоге Платона «Государство»

Халитов Тимур Ниазович
Цель статьи провести параллели между основными проблемами, поставленными античной «гуманитарной революцией», совершенной софистами, и современностью.
Читать PDF
190.54 кб

Тупики софистики и пространства философии: новый этап борьбы за Логос

Петруня Олег Эдуардович
The article considers the phenomenon of new sophistry that has emerged within the framework of post-modernism.
Читать PDF
176.92 кб

Искусства эвристики, диалектики и софистики как предпосылки развития правового дискурса

Рекош Карина Хаджиевна
Искусства словесности Древней Греции демонстрируют в V в. до н.э. размежевание дискурсов и предстают как предпосылки риторики, которая маркировала институциональную дифференциацию речей и привела к правовому дискурсу.
Читать PDF
481.82 кб

Киники-парадоксологи - радикальные софистики

Кучковский Павел Валерьевич
В этом компаративистском анализе мы видим свою задачу показать идейную преемственность, существующую между софистами и киниками и зафиксированную значительным числом авторитетных авторов.

Похожие термины:

  • Эпикурейцы, стоики. Вторая софистика

    В ту самую эпоху, когда меняется очерченная выше общая ориентация стоицизма и платонизма, эпикуреизм занимает довольно прочное положение в кругах римских интеллектуалов. Эпикурейцев изгоняли из
  • Софистика и софисты

    К середине V в. до н. э. натурфилософская идея о началах бытия окончательно зашла в тупик. Все возможные вариации первоэлементов, на основании которых якобы можно было построить цельную картину мир
  • СОФИСТИКАЦИЯ

    так называет Кант не содержащие эмпирических посылок выводы чистого разума, с помощью которых мы, зная нечто, о котором у нас нет понятия, вследствие неизбежной иллюзии, однако, объективируем. Таки