МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Модернизм религиозный
один из способов приспособления религии к новым условиям ее существования. Идеологи М. р. стремятся «согласовать» осн. догматы религии с достижениями науки, осовременить традиц. понятия и представления применительно к общественно-историческим, социально-экономическим усл. жизни людей, к сознанию и психологии совр. верующего. В наст. вр. религ. М. затрагивает все стороны вероучения и культа, вносит существенные поправки в социальные и нравственные доктрины церкви. Стараясь укрепить позиции религии, М. р. не в состоянии изменить ее соц. природы и мировоззренческой сущности.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
франц. moderne - современный) - один из способов приспособления религии и теологии к новым обществ.-историч. условиям, к изменившемуся сознанию верующих. В процессе модернизации обновляются различные элементы религ. комплекса, формируются новые понятия, пересматриваются традиц. формы защиты религии, изменяются ее ортодокс, установки. Гл. целью М. р. являются упрочение позиций религ. идеологии, преодоление кризиса веры и одновременно разработка новых форм борьбы с науч.-материалистич. мировоззрением. М. р. не представляет организационно оформленного течения. К нему примыкают те группы духовенства, теологов, философов, верующих, к-рые считают, что их обновленч. позиция лучше защищает интересы религии и церкви, нежели позиции традиционалистов. Если в кои. 19 в. - нач. 20 в. Ватикан самым решительным образом осудил богосл. соч. Л. Дюшена, А. Луази, Э. Леруа, в к-рых предлагалось пересмотреть ряд устаревших представлений, то на II Ватикан, соборе т. зр. модернистов стала преобладающей. Позиция «умеренного обновления» сейчас разделяется многими правосл. и протест, церквами, получила распространение в исламе, буддизме и др. религиях. Наиболее радикальные модернист, тенденции в паст. вр. наблюдаются в протест, теологии. Совр. М. р., как и исторический, преследует цель «оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» (Ленин В. И. ПСС, т. 19, с.90).

Источник: Атеистический словарь

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
направление в католическом богословии нач. 20 в., характеризующееся попыткой освободить христианскую веру из-под власти схоластики и догматизма и согласовать ее с данными современной науки и новыми общественно-политическими реалиями. Не будучи организованным движением, религиозный модернизм нашел выражение в работах французских, английских, итальянских и немецких католических авторов. В энциклике папы Пия X «Об учениях модернистов» («Pascendi Dominici gregis», 8 сентября 1907) их идеи были квалифицированы как «синтез всех ересей». Суть обвинений сводилась к следующему: модернизм отвергает абсолютный авторитет божественного Откровения, сводя веру к имманентному внутреннему опыту; он признает принципиальное разделение сферы науки и сферы религии и использует современную научную методологию для объяснения возникновения и эволюции христианства и церковного вероучения, в частности, вводя различение Христа истории и Христа веры; такая позиция приводит к отказу от признания учительной роли церкви и соответственно к религиозному индивидуализму; в изучении Священного Писания модернисты используют историко-критический метод, отвергают чудеса, а церковные таинства понимают как внешние символические действия. Религиозный модернизм был осужден также за допущение плюрализма богословских мнений и согласие с принципом отделения церкви от государства.
Модернистские тенденции в католическом богословии нач. 20 в. возникли под влиянием протестантской библейской критики, либеральной теологии и таких мыслителей, как Ф. Шяейермахер, А. Бергсон, А. Ричль, А. Гарнак и др. Папская энциклика указывает на агностицизм и имманентизм как на философские основания религиозного модернизма. Вместе с тем большинство католических модернистов не отказались от веры и не выступали против церковной институции; напротив, они старались вывести религию из-под удара атеистической науки, отдав должное очевидным результатам последней. В споре церковной власти с модернистами проявился конфликт между традиционным христианством и современностью, вызванный невозможностью совместить средневековое религиозное мировоззрение с тем представлением о мире и человеке, которое утвердилось в Новое время. Споры о религиозном модернизме развернулись и в протестантском мире после выступления американских евангелистов-консерваторов (серия публикаций под названием «The Fundamentals», 1910— 1912; см. фундаментализм), которым ответили англиканские либералы, стремившиеся выразить суть «христианской веры в терминах современной мысли» («Foundations», 1912). Протестантский модернизм связан также с провозглашением «социального евангелия» (Social Gospel) и проектом «демифмогизацчи», с которым выступил Р. Булыпман. Его альтернативой является протестантская неоортодоксия. В русском православии 20 в. своеобразным проявлением религиозного модернизма можно считать движение «обновленцев» в 1920-х гг., стремившихся примирить Евангелие с коммунистической идеологией, а классическим религиозным модернистом — М. Тареева.
Конфликт между традиционным христианским вероучением и современной культурой стал центральным для христианской мысли 20 в. В этом контексте термин «религиозный модернизм» приобрел более широкое значение. Он обозначает стремление представителей разных христианских конфессий снять напряжение между верой и знанием, наукой и богословием, религиозной и секулярной практикой, адаптировав веру к парадигмам современного безрелигиозного сознания и при этом сохранив ее религиозную специфику Ортодоксальные церковные круги выступают против модернизма, обращая внимание на то, что он создает опасность размывания христианской истины и полной утраты веры. Умеренные сторонники религиозного модернизма, учитывая опыт некоторых католических модернистов-радикалов, порвавших с религией или вставших на позиции «безрелигиозного христианства», стремятся найти философские и богословские основания для того, чтобы сохранить и утвердить возможность религиозной веры при условии принятия методологии и результатов современной гуманитарной науки. Католическая церковь в целом разделяет такую установку после II Ватиканского собора (1962—65), центральной идеей которого стало т. н. аджорнаменто, т. е. «осовременивание» церкви. Т. о., спустя полвека Ватикан принял и одобрил ряд позиций, характерных для религиозного модернизма, которые в свое время он официально осудил. Религиозный модернизм как феномен характерен не только для современного христианства, термин этот часто употребляют для обозначения сходных тенденций в других религиях.
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
344.65 кб

Религиозный модернизм: границы применяемости понятия

Головушкин Дмитрий Александрович
Рассматривается вопрос о границах применяемости понятия «религиозный модернизм».
Читать PDF
261.62 кб

Религиозный модернизм Серебряного века: В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский

Красильникова Мария Юрьевна, Наумов Юрий Викторович
Статья нацелена на содержательное раскрытие основных принципов и ключевых проблем религиозного возрождения Серебряного века культурфилософского явления, связанного, прежде всего, с философией Владимира Соловьёва и его последовател
Читать PDF
676.34 кб

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОГО ДИСКУРСА МОДЕРНИЗМА В ПОЭЗИИ И. СЕВЕРЯНИНА

Кузнецова Екатерина Валентиновна
Анализируются некоторые примеры работы И. Северянина с языковыми клише и штампами мистико-религиозной прозы и поэзии Серебряного века.
Читать PDF
107.48 кб

Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные фено

Головушкин Дмитрий Александрович
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения религиозного фундаментализма и религиозного модернизма.
Читать PDF
440.17 кб

Религиозное реформаторство и религиозный модернизм: проблема понимания развития традиционного христи

Малимонова Светлана Алексеевна
В статье исследуется понимание религиозного реформаторства и религиозного модернизма в традиционном христианстве в связи с развитием внутренней (богословие, догматы и каноны) и внешней (литургическая практика, таинства, обряды и д