Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ИДЕАЛИЗМ

словарь на свой сайт
Определение

ИДЕАЛИЗМ

категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познаюшего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц (Соч. в 4т., т. 1. M., 1982, с. 332). Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д. Беркли, критический идеализм И. Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.


Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все — из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.—Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды — водой и т. д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают — ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи — это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм — это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.


Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса — познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности — его роковая слабость.


Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая — вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н. э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя — как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.


Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир — продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия — тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.


Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм — философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время — в философии Д. Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д. Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М-, 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д. Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т. Рид именно так описывал взгляды Д. Локка и Д. Беркли. X. Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol. rat., § 36). И. Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены.— Соч., т. 4, ч. I. M., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А. Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э. Гартман — в бессознательном, Р. Эйкен — в духе, Б. Кроче — в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А. Мюнстерберг, Г. Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы — фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д. С. Милль, Д. Бейн, Т. Тэн, Э. Мах, Ф. Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.


Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Иодля, В. Крафта, M. Шлика, П. А. Флоренского и др.


Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный — утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т. е. определяется личной верой, а не научным доказательством.


Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Они же. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.— Там же, т. 21; Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914; Willmann O. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894; Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Munch., 1914; Kraft V. Veitbegriff und Erkenntnisbegriff. W, 1912; Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W, 1918; Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1—2. Munch., 1909; Lieben A. Die Krise des Idealismus. Z.—Lpz., 1936; EwingA. C. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.


Г.Д.Левин
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
идеализм фр. idealisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального ...

Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006.
идеализм направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии за первичное ...

Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
идеализм фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; ...

А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.
идеализм фр. idealisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального ...

В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
идеализм франц idealisme, от греч идея) 1 ) в обыденном языке бескорыстие, стремление к ...

Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
идеализм франц. idealisme, от греч. idea идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или ...

В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
идеализм (от греч. idea вид) метафизическая позиция, согласно которой реальность в конечном ...

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
идеализм франц. idealisme, от греч. idea идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или ...

В. Соловьев. Толковый словарь по философии (репринт 2001 г.)
идеализм имеет много различных, но связанных между собою значений, которые могут быть расположены ...

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Создiк-Словарь, 2002 г.
идеализм 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование ...

Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
идеализм от греч. idea идея, образ) филос. направление, исходящее в решении осн. вопроса ...

В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений, Чебоксары, 2001 г.
идеализм философское течение, в соответствии с которым считается, что во Вселенной (в Мире) сначала ...

Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
идеализм У термина «идеализм» по крайней мере четыре значения. Рассмотрим прежде всего моральный ...

Советский философский словарь, 1974 г.
идеализм франц. idealisme), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, ...

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
идеализм установка живущего ради идеала. Философская доктрина, отрицающая существование внешнего ...

Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
идеализм от греч. идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, ...

Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование).
идеализм от фр. idealisme, от греч. idea — идея) — 1) (в широком смысле) всякое мировоззрение или ...

Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
идеализм от греч. idea — идея) — одно из основных направлений в философии, ...

Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
идеализм философское направление, концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
идеализм философское направление, рассматривающее идею, дух, мышление в качестве первичного начала ...

Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
идеализм философское направление, полагающее, что объективная реальность (материя) так или иначе ...

Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание (психическое, духовное ...

Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки, 2009 г.
идеализм ИДЕАЛИЗМ — философское мировоззрение, либо отождествляющее мир в целом с содержанием ...

Философская Энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. Константинова В.Ф. -М.: Советская энциклопедия, 1960—1970 гг.
идеализм направление в философии, исходящее из ложного решения основного вопроса философии в пользу ...

Кроме того, определение дают: политологи, педагоги, социологи, психологи, историки
Предметная область

Предметная область:

"физиологический идеализм" концепция, исходящая из тезиса, согласно к рому содержание и структура познават. ...

гносеологические корни идеализма см. Идеализм, Диалектический материализм, Заблуждение.

идеализм трансцендентальный , или феноменологический, – доктрина, считающая, что все существующее является результатом ...

абсолютный идеализм разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании ...

"меньшевиствующий идеализм" название, употреблявшееся в сов. филос. лит ре для характеристики взглядов группы сов. ...

«система трансцендентального идеализма» System des transcendentalen Idealismus, 1800) — основное сочинение Шеллинга периода ...

«физиологический идеализм» концепция, признающая источником содержания и структуры познават. деятельности свойства ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ИДЕАЛИЗМЕ XX ВЕКА // Камалова О.Н. »

2010.02.013. РЭНДОЛФ ДЖ. ДОМ В САДУ: СЕМЕЙСТВО БАКУНИНЫХ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ИДЕАЛИЗМА. RANDOLPH J. THE HOUSE IN THE GARDEN: THE BAKUNIN FAMILY AND THE ROMANCE OF RUSSIAN IDEALISM. - ITHACA: CORNELL UNIV. PRESS, 2007. - XVI, 287 P. // Большакова О.В. »

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА (КАНТ, ГЕГЕЛЬ) // Макаров В.В. »

РОССИЯ И КИПР - ПРИМЕР «ПРАГМАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА» // Мелакопидес К., Салвариди М.Н. »

ДЖ. РЭНДОЛФ. ДОМ В САДУ: СЕМЕЙСТВО БАКУНИНЫХ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ИДЕАЛИЗМА // Большакова О.В. »

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ // Литвинов В.П. »

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ С.Н. БУЛГАКОВА: «ОТ МАРКСИЗМА К ИДЕАЛИЗМУ. СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ. 1895-1903»; Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА: «КРИЗИС ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ»; П.А. СОРОКИНА: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И КАРА, ПОДВИГ И НАГРАДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛИ», «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА» // Голенкова З.Т., Жвитиашвили А.Ш. »

Афоризмы и цитаты

Афоризмы и цитаты:

Идеализм возрастает прямо пропорционально расстоянию от проблемы. Джон Голсуорси
Книги по теме
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. симулякр
    см.: Симуляция. ...
  2. язычество
    традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной наук...
  3. вода
    Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение во...
  4. фань чжэнь
    Фань Цзыжэнь. 450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),- 515(?). Философ-материалист. Выходец из влиятел...
  5. рока блас
    Roca Blas) (наст. имя и фамилия – Франсиско Вильфредо К а л ь д е р и о, Calderio; р. 24 июля 1908) ...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: 0 Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
196
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!