Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба
Поделиться с друзьями:

ИДЕАЛИЗМ

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Таких терминов — 28. Вот самый краткий и полный. Статей для чтения — 15.
Определение

ИДЕАЛИЗМ

категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познаюшего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц (Соч. в 4т., т. 1. M., 1982, с. 332). Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д. Беркли, критический идеализм И. Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.
Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все — из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.—Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды — водой и т. д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают — ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи — это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм — это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.
Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса — познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности — его роковая слабость.
Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание? Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая — вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н. э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя — как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм, и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.
Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир — продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия — тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.
Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм — философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время — в философии Д. Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д. Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М-, 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д. Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т. Рид именно так описывал взгляды Д. Локка и Д. Беркли. X. Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol. rat., § 36). И. Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены.— Соч., т. 4, ч. I. M., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А. Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э. Гартман — в бессознательном, Р. Эйкен — в духе, Б. Кроче — в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух (А. Мюнстерберг, Г. Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы — фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д. С. Милль, Д. Бейн, Т. Тэн, Э. Мах, Ф. Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.
Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Иодля, В. Крафта, M. Шлика, П. А. Флоренского и др.
Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный — утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т. е. определяется личной верой, а не научным доказательством.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Они же. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.— Там же, т. 21; Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914; Willmann O. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894; Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Munch., 1914; Kraft V. Veitbegriff und Erkenntnisbegriff. W, 1912; Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W, 1918; Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1—2. Munch., 1909; Lieben A. Die Krise des Idealismus. Z.—Lpz., 1936; EwingA. C. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.
Г.Д.Левин
У других авторов

У других авторов:

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
идеализм фр. idealisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального ...

Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – Минск: БГПУ, 2006.
идеализм направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии за первичное ...

Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
идеализм фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; ...

А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.
идеализм фр. idealisme от гр. idea идея) термин, введенный в 18 в. для интегрального ...

В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
идеализм франц idealisme, от греч идея) 1 ) в обыденном языке бескорыстие, стремление к ...

Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
идеализм франц. idealisme, от греч. idea идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или ...

В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
идеализм (от греч. idea вид) метафизическая позиция, согласно которой реальность в конечном ...

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
идеализм франц. idealisme, от греч. idea идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или ...

В. Соловьев. Толковый словарь по философии (репринт 2001 г.)
идеализм имеет много различных, но связанных между собою значений, которые могут быть расположены ...

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Создiк-Словарь, 2002 г.
идеализм 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование ...

Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
идеализм от греч. idea идея, образ) филос. направление, исходящее в решении осн. вопроса ...

В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений, Чебоксары, 2001 г.
идеализм философское течение, в соответствии с которым считается, что во Вселенной (в Мире) сначала ...

Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
идеализм У термина «идеализм» по крайней мере четыре значения. Рассмотрим прежде всего моральный ...

Советский философский словарь, 1974 г.
идеализм франц. idealisme), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, ...

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
идеализм установка живущего ради идеала. Философская доктрина, отрицающая существование внешнего ...

Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
идеализм от греч. идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, ...

Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование).
идеализм от фр. idealisme, от греч. idea — идея) — 1) (в широком смысле) всякое мировоззрение или ...

Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
идеализм от греч. idea — идея) — одно из основных направлений в философии, ...

Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
идеализм философское направление, концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
идеализм философское направление, рассматривающее идею, дух, мышление в качестве первичного начала ...

Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
идеализм философское направление, полагающее, что объективная реальность (материя) так или иначе ...

Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
идеализм общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание (психическое, духовное ...

Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки, 2009 г.
идеализм ИДЕАЛИЗМ — философское мировоззрение, либо отождествляющее мир в целом с содержанием ...

Философская Энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. Константинова В.Ф. -М.: Советская энциклопедия, 1960—1970 гг.
идеализм направление в философии, исходящее из ложного решения основного вопроса философии в пользу ...

Карпов А.К., Полищук В.И., Гутов Е.В., Самохина Н.Н. История и философия науки Энциклопедический словарь, 2010 г.
идеализм (фр. idéalisme, от греч. ιδέα — идея) — 1) В марксистском учении: одно из осн. ...

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. Аст, Слово. Москва; 2010
идеализм (от греч. idea – идея) – одно из основных направлений в философии, сторонники которого ...

Конт Спонвиль А. Философский словарь. Этерна; Москва; 2012
идеализм ...

Кроме того, определение дают: политологи, педагоги, социологи, психологи, историки
Предметная область

Предметная область:

сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего шеллинга «Система трансцендентального идеализма» (1800) — важнейшее произведение раннего Шеллинга. Это прежде всего был его критический ответ на философские представления, господствовавшие на исходе XVIII в., —...

«система трансцендентального идеализма» System des transcendentalen Idealismus, 1800) — основное сочинение Шеллинга периода трансцендентального, или эстетического, идеализма. Состоит из введения и шести главных разделов, в которых ...

идеализм абсолютный англо американское религиозно философское течение конца XIX начала ХХ вв., близкое к неогегельянству, от которого было взяло убеждение, что мир в конечном счете разумен и что разум человека ...

критицизм (идеализм) ...

от марксизма к идеализму. судьбы российской интеллигенции Развитие российской мысли серебряного века на уровне социальной и социально политической философии имело примечательный вектор: для немалого числа интеллектуалов оно оказалось также движением от ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ С.Н. БУЛГАКОВА: «ОТ МАРКСИЗМА К ИДЕАЛИЗМУ. СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ. 1895-1903»; Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА: «КРИЗИС ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ»; П.А. СОРОКИНА: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И КАРА, ПОДВИГ И НАГРАДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛИ», «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА» Авторы Голенкова, З. Т. Жвитиашвили, А. Ш. Журнал Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены Выпуск № 2[82] / 2007 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Авторы Василькова, С. Н. Журнал Вестник Русской христианской гуманитарной академии Выпуск № 1 / том 15 / 2014 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 1 (091)

Проблема идеализма в трактовке Иммануила Канта Авторы Васильева, М. Журнал Власть Выпуск № 6 / 2007 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ДВА ЭТАПА НЕМЕЦКОГО СПЕКУЛЯТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА Авторы Золотухин, Всеволод Валерьевич Журнал Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия Выпуск № 1 (57) / 2015 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

АКТУАЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА Авторы Бойко, П. Журнал ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Выпуск № 3 / 2006 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

Место и значение национальной особенности в антропологическом учении немецкого идеализма (Кант, Гегель) Авторы Макаров, Владимир Витальевич Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 10 / том 5 / 2005 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ПАУЛЬ НАТОРП: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЛАТОНИЗМА КАК «ПРЕДЧУВСТВИЯ» ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА Авторы Ребещенкова, Ирина Григорьевна Журнал Вестник Русской христианской гуманитарной академии Выпуск № 3 / том 14 / 2013 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ДАНТЕ В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА Авторы Перетятькин, Г. Ф. Журнал Наука. Искусство. Культура Выпуск № 2 (6) / 2015 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК:130.2

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНТРОВЕРЗА МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ Авторы Харькова, Наталья Николаевна Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии Выпуск № 6 / 2007 Коды ГРНТИ: 02.41 — Социальная философия ВАК РФ: 09.00.11; 22.00.01 УДK: 101.1::316

Становление кантовской концепции идеализма Авторы Васильева, Марина Юрьевна Журнал Власть Выпуск № 8 / 2008 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ИСТОРИЯ И ЛОГИКА ГЕНЕЗИСА ИДЕАЛИЗМА: ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Авторы Прохоров, Михаил Михайлович Журнал Философия и общество Выпуск № 1 / 2010 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1

ЛЕТНИЕ ТРУДОВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ НАЧАЛА 1960-Х ГОДОВ КАК АНКЛАВЫ СОВЕТСКОГО ИДЕАЛИЗМА Авторы Димке, Дарья Владимировна Журнал Вестник Пермского университета. Серия: История Выпуск № 2 (22) / 2013 Коды ГРНТИ: 04 — Социология ВАК РФ: 22.00.00 УДK: 316 Указанные автором: УДК: 372.3/.4:316.75.32

МЕТОДОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА КАК ОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Авторы Белан, Елена Альбертовна Журнал Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика Выпуск № 1 / том 17 / 2011 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 159:923

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СУДЬБЫ В СУБЪЕКТИВНОМ ИДЕАЛИЗМЕ Авторы Черкозьянова, Татьяна Владимировна Журнал Вестник Оренбургского государственного университета Выпуск № 4 (123) / 2011 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 124.6

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ, ИДЕАЛИЗМ, ПОЗИТИВИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ Авторы Борисов, Юрий Федорович Журнал Математические структуры и моделирование Выпуск № 1 (25) / 2012 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: УДК: 530.1:14

показать еще →

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНТРОВЕРЗА МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ // Харькова Н.Н. »

РУССКАЯ ИДЕЯ В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА // Бойко П.Е. »

2010.02.013. РЭНДОЛФ ДЖ. ДОМ В САДУ: СЕМЕЙСТВО БАКУНИНЫХ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ИДЕАЛИЗМА. RANDOLPH J. THE HOUSE IN THE GARDEN: THE BAKUNIN FAMILY AND THE ROMANCE OF RUSSIAN IDEALISM. - ITHACA: CORNELL UNIV. PRESS, 2007. - XVI, 287 P. // Большакова О.В. »

ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА И КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ УЧЕНИЯ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ БЫТИИ «ИДЕЙ» // Крюков И.Б. »

ДЖ. РЭНДОЛФ. ДОМ В САДУ: СЕМЕЙСТВО БАКУНИНЫХ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ИДЕАЛИЗМА // Большакова О.В. »

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА В ХХ-ХХI ВВ. // Береснева Н.И., Береснев В.Д. »

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГИ С.Н. БУЛГАКОВА: «ОТ МАРКСИЗМА К ИДЕАЛИЗМУ. СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ. 1895-1903»; Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА: «КРИЗИС ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ»; П.А. СОРОКИНА: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И КАРА, ПОДВИГ И НАГРАДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛИ», «СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА» // Голенкова З.Т., Жвитиашвили А.Ш. »

АКТУАЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА // Бойко П. »

МЕТОДОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА КАК ОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Белан Е.А. »

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТИ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА (КАНТ, ГЕГЕЛЬ) // Макаров В.В. »

ФЕНОМЕН ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ИДЕАЛИЗМЕ XX ВЕКА // Камалова О.Н. »

РОССИЯ И КИПР - ПРИМЕР «ПРАГМАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА» // Мелакопидес К., Салвариди М.Н. »

2007.03.001. КОЙЛ С. ПОЗИТИВИЗМ, ИДЕАЛИЗМ И ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА. COYLE S. POSITIVISM, IDEALISM AND THE RULE OF LAW // OXFORD J. OF LEGAL STUDIES. - OXFORD, 2006. - VOL. 26, N 2. - P. 257-288. // Вавилова А.А. »

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ // Литвинов В.П. »

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. нара
    Санскр.) Воды Пространства, или Великая Глубь, - отсюда имя Нараяны или Вишну. ...
  2. фальсификации принцип
    установление ложности теории путем опровержения ее следствий с помощью эксперимента. В научный оборо...
  3. цзо шуньшэн
    Чжунпин (прозе.), Хэйтоу, Афу (псевд.). 1893, Чанша пров. Хунань, - 1969, Тайвань. Один из лидеров М...
  4. парацельс
    Paracelsus) (наст. имя – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Г о г е н г е й м; П. – прозвище, к-рое ...
  5. нам-марг
            (путь имени) — путь спасения в сикхизме. Также сахадж-йога. Сикхизм учит, что человек, как в...
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
69
33K
Pedagogics
115
33K
Sociology
71
23K
Political science
92
62K
Jurisprudence
179
310K
History
134
60K
Philosophy
230
161K
Economics
161
91K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!