Национальная
ФИЛОСОФСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

ИДЕАЛИЗМ


Новая философская энциклопедия, 2003 г.

ИДЕАЛИЗМ — категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познаюшего субъекта (субъективный идеализм) , либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм) , а внешний мир  считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта. Последовательный объективный идеализм видит в этом начале первичное по отношению к миру и вещам. Термин «Идеализм» ввел Г. В. Лейбниц (Соч. в 4т., т. 1. M., 1982, с. 332). Объективный идеализм совпадает со спиритуализмом и представлен в таких формах философии, как платонизм, панлогизм, монадология, волюнтаризм. Субъективный идеализм связан с развитием теории познания и представлен в таких формах, как эмпиризм Д. Беркли, критический идеализм И. Канта, для которого опыт обусловлен формами чистого сознания, позитивистский идеализм.

Объективный идеализм зародился в мифах и религии, но рефлективную форму получил в философии. Материя на первых этапах понималась не как продукт духа, а как со-вечная ему бесформенная и бездуховная субстанция, из которой дух (нус, логос) создает реальные предметы. Дух рассматривался, таким образом, не как создатель мира, а лишь как его формообразователь, демиург. Именно таков идеализм Платона. Его характер связан с той задачей, которую он пытался решить: понять природу человеческого познания и практики на основе признаваемых и сегодня монистических принципов. Согласно первому из них «ни одна вещь не возникает из небытия, но все — из бытия» (Аристотель. Метафизика. М.—Л., 1934,1062b). Из него неизбежно вытекал другой: из какого «бытия» возникают такие «вещи», как, с одной стороны, образы реальных предметов, а, с другой, формы предметов, создаваемых человеческой практикой? Ответ на него гласил: каждая вещь возникает не из любого бытия, а лишь из такого, которое является «тем же самым», что и сама вещь (там же). Руководствуясь этими принципами, Эмпедокл, напр., утверждал, что образ земли сам является землей, образ воды — водой и т. д. Эту концепцию позже назвали вульгарным материализмом. Аристотель возражал Эмпедоклу: «Душа должна быть или этими предметами, или формами их; но сами предметы отпадают — ведь камень в душе не находится». (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 102). Следовательно, из действительности в душу переходит не предмет, а лишь «форма предмета» (там же, с. 7). Но образ предмета идеален. Следовательно, идеальна и «подобная» ему форма предмета. К выводу об идеальности формы вещей приводили и размышления о человеческой практике: форма, которую человек придает вещи — это его идея, перенесенная в вещь и преобразованная в ней. Первоначальный объективный идеализм — это проецирование характеристик человеческой практики на весь космос. Эту форму идеализма необходимо отличать от развитых форм объективного идеализма, возникших после того, как задача вывести материю из сознания была эксплицитно сформулирована.

Объяснив из единого монистического принципа два противоположных процесса — познание и практику, объективный идеализм создал основу для ответа на вопрос о том, способно ли человеческое сознание адекватно познать мир? Для объективного идеализма утвердительный ответ почти тавтологичен: конечно же, сознание способно постичь само себя. И в этой тавтологичности — его роковая слабость.

Внутренняя логика саморазвития привела объективный идеализм к новому вопросу: если никакая вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникают такие «вещи», как материя и сознание?  Имеют они независимое происхождение или одна из них порождает другую? В последнем случае какая из них первична, а какая — вторична? В явной форме он был сформулирован и решен неоплатонизмом в 3 в. н. э. Реальный мир понимался им как результат эманации духовного, божественного первоединства, а материя — как продукт полного угасания этой эманации. Только после этого возник последовательный объективный идеализм,  и дух-демиург превратился в духа-Бога, который не формирует мир, а творит его целиком.

Объективный идеализм использовал теорию эманации вплоть до 17 в. Еще Лейбниц трактовал мир как продукт излучений (fulgurations) Божества, понимаемого как первичное Единство (Лейбниц Г. В. Соч. в 4 т., т. 1, с. 421). Крупный шаг в развитии объективного идеализма осуществил Гегель. Он истолковал реальный мир как результат не эманации, а саморазвития абсолютного духа. Источником этого саморазвития он считал противоречие, внутренне присущее ему. Но если мир — продукт саморазвития идеи, то из чего возникает сама идея? С угрозой дурной бесконечности столкнулись Шеллинг и Гегель, которые попытались избежать ее путем выведения идеи из чистого бытия — тождественного ничто. Для последнего вопрос «из чего?» уже лишен смысла. Альтернативой обеим концепциям является теория, трактующая мир как изначально имеющий духовную природу и тем снимающая вопрос о выведении его из чего-то иного.

Первоначально объективный идеализм (как и материализм) исходил из существования мира вне и независимо от человеческого сознания как чего-то само собой разумеющегося. Лишь к 17 в. культура философского мышления выросла настолько, что этот постулат был подвергнут сомнению. Именно тогда возник субъективный идеализм — философское направление, зародыш которого можно найти уже в античности (тезис Протагора о человеке как мере всех вещей), но которое получило классическую формулировку лишь в Новое время — в философии Д. Беркли. Последовательный субъективный идеалист-солипсист признает существующим только свое сознание. Несмотря на то, что такая точка зрения  теоретически неопровержима, в истории философии она не встречается. Даже Д. Беркли не проводит ее последовательно, допуская кроме своего собственного сознания сознание других субъектов, а также Бога, что фактически делает его объективным идеалистом. Вот аргумент, на котором базируется его концепция: «Для меня достаточное основание  не верить в существование чего-нибудь, если я не вижу основания верить в это» (Беркли Д. Соч. М-, 1978, с. 309). Здесь, конечно, ошибка: отсутствие оснований признавать реальность материи не является основанием отрицать ее реальность. Более последовательна позиция Д. Юма, оставлявшего теоретически открытым вопрос: существуют ли материальные объекты, вызывающие в нас впечатления. Именно в спорах философов Нового времени начала широко использоваться характеристика взгляда, согласно которому нам даны только представления в качестве объекта, как идеализма. Т. Рид именно так описывал взгляды Д. Локка и Д. Беркли. X. Вольф называл идеалистами тех, кто приписывал телам лишь идеальное существование (Psychol. rat., § 36). И. Кант отмечал: «Идеализм состоит в утверждении, что существуют только мыслящие существа, а остальные вещи, которые мы думаем воспринимать в созерцании, суть только представления в мыслящих существах, представления, которым на самом деле не соответствует никакой вне их находящийся предмет» (Кант И. Пролегомены.— Соч., т. 4, ч. I. M., 1964, с. 105). Кант проводит различие между догматическим и критическим идеализмом, который он называет трансцендентальным идеализмом. Фихте положил начало возрождению объективного идеализма в Германии, соединив гносеологический, этический и метафизический идеализм. Представители абсолютного идеализма Шеллинг и Гегель пытались представить природу как потенцию и выражение мирового духа. А. Шопенгауэр усматривал абсолютную реальность в воле, Э. Гартман — в бессознательном, Р. Эйкен — в духе, Б. Кроче — в вечном, бесконечном разуме, реализующемся и в личности. Новые варианты идеализма развивались в связи с учением о ценностях, которые противопоставлялись эмпирическому миру как идеальное бытие, воплощающее абсолютный дух  (А. Мюнстерберг, Г. Риккерт). Для позитивизма ценности и идеалы — фикции, имеющие теоретико-практическое значение (Д. С. Милль, Д. Бейн, Т. Тэн, Э. Мах, Ф. Адлер). В феноменологии идеализм трактуется как форма теории познания, которая усматривает в идеале условие для возможности объективного познания, а вся реальность трактуется как смыслополагание (Husserl Logische Untersuchungen, Bd. 2. Halle, 1901, S. 107 и далее). Сама феноменология, возникнув как вариант трансцендентального идеализма, постепенно трансформировалась вместе с принципами конституирования, эгологии в объективный идеализм.

Критика идеализма в его разных формах развернута (конечно, с разных позиций) в работах Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Иодля, В. Крафта, M. Шлика, П. А. Флоренского и др.

Однако вопрос о том, как обосновать существование мира вне нас, остается открытым и в современной философии. Разработано множество способов как решить, так и обойти его. Наиболее курьезный — утверждение, что один и тот же объект, в зависимости от точки зрения, может быть представлен как существующий и вне сознания, и внутри него, наиболее же распространено утверждение, что выбор между субъективным идеализмом и реализмом (под которым понимаются объективный идеализм и материализм), подобен выбору между религией и атеизмом, т. е. определяется личной верой, а не научным доказательством.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Они же. Соч., т. 3; Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.— Там же, т. 21; Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев посад, 1914; Willmann O. Geschichte des Idealismus, 3 Bde. Braunschweig, 1894; Jodl F. Vom wahren und falschen Idealismus. Munch., 1914; Kraft V. Veitbegriff und Erkenntnisbegriff. W, 1912; Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. W, 1918; Kronenberg M. Geschichte des deutschen Idealismus. Bd. 1—2. Munch., 1909; Lieben A. Die Krise des Idealismus. Z.—Lpz., 1936; EwingA. C. Idealist tradition from Berkeley to Blanshard. Chi., 1957.

Г.Д.Левин


Альтернативные толкования термина идеализм:
  1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
    ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от гр. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения филосо...
  2. Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
    ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - идея, образ) - филос. направление, исходящее в решении осн. вопроса философии из п...
  3. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
    ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - вид) - метафизическая позиция, согласно которой реальность в конечном счете идеа...
  4. В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
    ИДЕАЛИЗМ (франц idealisme, от греч - идея) - 1 ) в обыденном языке - бескорыстие, стремление к высшим целям,...
  5. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
    ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея) - в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жи...
  6. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
    ИДЕАЛИЗМ - имеет много различных, но связанных между собою значений, которые могут быть расположены в после...
  7. В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
    ИДЕАЛИЗМ - философское течение, в соответствии с которым считается, что во Вселенной (в Мире) сначала возникл...
  8. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
    ИДЕАЛИЗМ 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира,...
  9. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
    ИДЕАЛИЗМ установка живущего ради идеала. Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводя...
  10. Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование).
    ИДЕАЛИЗМ (от фр. idealisme, от греч. idea — идея) — 1) (в широком смысле) всякое мировоззрение или образ жизн...
  11. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
    ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духов...
  12. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
    ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от гр. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения филосо...
  13. П.Кикель.Краткий философский словарь.
    ИДЕАЛИЗМ - направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии за первичное берет со...
  14. Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
    ИДЕАЛИЗМ – философское направление, полагающее, что объективная реальность (материя) так или иначе порождает...
  15. Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
    ИДЕАЛИЗМ общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание (психическое, духовное начало) пер...
  16. Советский философский словарь, 1974 г.
    ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme), общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическ...
  17. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
    ИДЕАЛИЗМ – философское направление, концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, первичными прич...
  18. Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
    ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea — идея) — одно из основных направлений в философии, сторонн...
  19. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
    ИДЕАЛИЗМ философское направление, рассматривающее идею, дух, мышление в качестве первичного начала бытия и п...
  20. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
    ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея) - в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жи...
  21. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
    ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит...
  22. Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
    ИДЕАЛИЗМ У термина «идеализм» по крайней мере четыре значения. Рассмотрим прежде всего моральный идеализм — ...

Предметная область термина идеализм включает 16 определений:
  1. ИДЕАЛИЗМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
    , или феноменологический, – доктрина, считающая, что все существующее является результатом консти...
  2. ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
    - введенное Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм” название ряда субъективно-идеалисти...
  3. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
    — философское направление, представители к-рого исходят из примата субъективного по отношению к ...
  4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
    — субъективно-идеалистическая концепция относительно источника и механизма процесса познания, ос...
  5. БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
    – термин, введенный составителем этого словаря в 1988 г. По его мнению, в СССР существовала не п...

Статьи по теме:
  1. ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА И КРИТИКА АРИСТОТЕЛЕМ УЧЕНИЯ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ БЫТИИ «ИДЕЙ» // Крюков И.Б. »
  2. АКТУАЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА // Бойко П. »
  3. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ // Литвинов В.П. »
  4. РУССКАЯ ИДЕЯ В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА // Бойко П.Е. »
  5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНТРОВЕРЗА МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ // Харькова Н.Н. »


У нас также ищут:
  1. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ
    – термин употребляется в феноменологии в очень широком смысле, основное значение которого связан...
  2. НЕВМЕНЯЕМОСТЬ
    – одновременно безответственность (невозможность вменения) и бессознательность (неразумность и б...
  3. АНИМИЗМ
    - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э.Тайлору, анимизм...
  4. INTELLIGENTIA (UNDERSTANDING, INTELLIGENCE)
    мышление, понимание, знание, дух, обладающий разумом. По Альберту Великому, «ближайшая причина, и...
  5. АВГУСТИНИАНСТВО
    — направление в западноевропейской богословско-философской мысли, основным теоретическим источник...

Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину









Rambler's Top100