ХЭТУ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХЭТУ
Санскр.) Естественная или физическая причина.

Источник: Теософский словарь

ХЕТУ
санскр,, пали) — причина, предшествующее условие; важный термин в будд. доктрине причинности и в логике. В учении о причинности X. обозначает непосредств. причину — чувств. мотив поведения, определяющий накопление кармы. В логике — средний термин вывода (синонимами X. выступали также линга и садхана). Средние термины делились на 3 рода:связанные с выводимым качеством как причина и следствие, тождественные выводимому и отрицательные. Такое разделение средних терминов определяло будд. классификацию выводов. Правильное основание должно было удовлетворять правилу «трехаспектности» (см. Трайрупья). Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ХЕТУ
санскр. hetu — импульс, мотив, основание, причина) — в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме — прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр. хету растения является зерно, а пратьяя — освещенность, увлажненность почвы и т. п. В индийской логике и эпистемологии хету выступает основанием логического вывода (шумам), синонимом выводного знака (линга); в классическом примере вывода о наличии за горой огня по признаку поднимающегося из-за нее дыма хету служит дым. Соответствует среднему термину в аристотелевской логике. Если в ньяе хету назван не только сам материальный факт (напр., дым), но и содержащая его упоминание средняя посылка логического вывода, то вайшешик Прашастапада видел в хету только факт, отличая его от средней посылки, обозначаемой термином «ападеша». В роли хету может выступать лишь тот факт, который удовлетворяет трем признакам выводного знака (трайрупья): 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере — гора), 2) неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Индийские логики уделяли большое внимание классификации ошибок хету — хетвабхаса.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ХЕТУ
сс. Причина. Условие. Довод. Логика. Мотив. В индийской логике существует несколько учений. Формальная логика, анализирующая и регламентирующая методологический аспект познания и коммуникации, представлена в основном учением ньяи и сс. последователей. Найяики рассматривают логику и познание в целом как путь к освобождению души (атман) и соединению сс. с мировым атманом. Учение ньяи сыграло большую роль в развитии искусства диалога и науки о правильном познании (прамана-вада, прамана-шастра, хету-шастра). Ньяе приписывают преобразование десятичленного силлогизма в пятичленный, который стал классическим примером: «На горе огонь. Потому что она дымится. Везде, где дым, там и огонь. Как в очаге. На горе огонь». Он был редуцирован до трехчленного выражения. «Нет дыма без огня». Логика адживики допускает, что все существует и не существует одновременно. Авторство системы четырех возможных вариантов суждения об объекте (чатушкотика, чатухкотика) не установлено, но такой логический подход популярен и сводится к формуле: «Он есть. Не есть. Есть и не есть. Ни есть, ни не есть». Джайнизм ввел семь возможных высказываний об объекте, который в результате может быть определен только как впечатление о мелькнувшей рыбке (сьяд), так как все семь состояний, согласно этому учению (сьяд-вада, анэкантавада), одновременно «как бы», «некоторым образом» могут быть истинными. Агностицизм (аджнянавада) индийской философии не категоричен и в разных школах проявляется различно. Буддизм уделяет логике большое внимание. Будда и его последователи, владея всеми логическими приемами, применяли их в дискуссиях, в беседах с учениками. Буддийская практика управляемого изменения состояния сознания раскрывает возможность исследования восприятия мира и трактовки его переживании. На низшем уровне сознания нирвана и сансара противопоставляются друг другу. Нирвана при этом выступает как необусловленная (асанскрита) дхарма, а сансара — как обусловленная (санскрита). На среднем уровне все дхармы предстают как истинные и неистинные одновременно. На высшем все воспринимается как ни истинное ни не истинное, как нечто, что не может быть классифицировано или определено, как невыразимое единство. Система взглядов, разработанная при анализе результатов духовной практики, получила название буддийской логики.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003