МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Морфология культуры
раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение.  

Источник: Словарь по культурологии

Морфология культуры
раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов, типичные формы и структуры культуры.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
(греч. morphe - форма + …логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе: культурные традиции, институты культуры и т.д.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
(Kulturmorphologie) — наука о «гештальте» культуры и смене гештальтов культур как самостоятельных, независимых от человека организмов с закономерным ходом их развития (рождение, юность, расцвет, старость, смерть). Морфология культуры исходит из предположения, отчасти сегодня оспариваемого, что как внутренняя замкнутость и самостоятельность, так и переход культур с одной ступени на другую вызывается внутренней силой, действующей в самой культуре. Морфология культуры пользуется преимущественно сравнительным методом и методом аналогий. Главные ее представители: Данилевский, Брейзиг, Фробениус, Шпенглер и Тойнби.
A. van Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. K., 1947.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: знание, ценностность, проект и художественная предметность, несущая в себе художественные образы. По другой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (культурных объектов) во времени и пространстве. В. Е. Давидович

Источник: Культурология: краткий тематический словарь

Морфология культуры
раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение, структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности (национальная культура, городская культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные подвиды, такие, как материальная и духовная культура. ............ ? раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках к-рого изучаются формы и строение отдельных Артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций – см. Конфигурация культурная) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств. объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Осн. методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Осн. пограничные области — археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, истор., геогр. распределения. Осн. методы познания — общая теория систем, организационный и динамич. анализ. Осн. пограничные области — социология, психология, этология, экология. Морфологич. изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредств. трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в истор. масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов об-ва;. технологическое — распределение культурного потенциала в физич. и социокультурном пространстве и времени. Общую морфол. модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить сл. образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хоз., полит., правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практич. знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры. Лит.: Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
337.89 кб

Морфология культуры

Мартиш В.С.
В статье рассматривается вопрос о морфологии культуры. Последовательно определяется статус мифа, религии, искусства, и науки.
Читать PDF
1.06 мб

«Культурная морфология» А. Ф. Лосева

Соломеина Лилия Алексеевна
Статья посвящена исследованию историко-культурных взглядов А.Ф. Лосева. В статье прослеживается взаимосвязь религиозного мировоззрения А.Ф. Лосева и его представлений об истории как сфере человеческого существования.
Читать PDF
1.78 мб

Морфология культуры: новое осмысление

Флиер Андрей Яковлевич
В статье проводится модернизация прежней модели морфологии культуры, разработанной Э.А. Орловой в 1990-е гг. и развитой автором статьи в последующие годы.
Читать PDF
190.64 кб

Ценностная морфология культурного ландшафта

Ежова Н. А.
В статье рассматриваются категориальные аспекты, основанные на субъективном восприятии, визуальной личностной системе; структурные (морфологические) основы городского культурного ландшафта, ранжируемые по формам, фрагментам, фону,
Читать PDF
292.10 кб

Туризм как феномен культуры: морфологический аспект

Соколова Марина Валентиновна
В статье рассматривается туризм как явление культуры в ее морфологическом аспекте. Анализируются проявления туризма в материальной и духовной формах культуры.
Читать PDF
192.13 кб

О научно-философских основаниях морфологии культуры

Миклина Н.Н.
В статье, посвященной методологическим вопросам морфологии культуры, поднимается проблема роли философского знания в культурологической науке.
Читать PDF
129.23 кб

Морфология культурного наследия в Республике Таджикистан

Исмоилова Дилором
В работе раскрывается проблема влияния модернизационных процессов на историко-культурную среду Таджикистана, Анализируются методологические походы к познанию структуры культурного наследия как части национальной культуры.
Читать PDF
439.85 кб

Культурологическое измерение музея: морфология музейности

Сапанжа Ольга Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы развития музейного пространства. В центре исследования определение специфических характеристик понятий «музейность», «культурное наследие», «культурный артефакт».
Читать PDF
362.33 кб

Генезис и морфология ядра инновационной культуры личности

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье анализируется сущность и структура ядра инновационной культуры личности, которое обладает устойчивостью относительно внешних воздействий при динамичности, эволюционности внутренних структур.
Читать PDF
2.10 мб

Морфология и технология изготовления украшений синташтинской культуры

Дегтярева Анна Давыдовна
Приведены данные о типах металлических украшений, бытовавших у племен синташтинской культуры, видах сплавов, использовавших для их изготовления, а также сведения об особенностях технологии получения украшений.
Читать PDF
22.62 мб

Морфологическая модель художественного фестиваля как культурной формы

Паксина Елена Борисовна
В данной статье проинтерпретировано традиционное представление о культурной форме, предложена и проанализирована ее морфологическая модель, взаимосвязанными элементами которой являются: а) цель; б) онтологическое основание как спо
Читать PDF
124.25 кб

Политическая культура versus политическая память: морфология дискурса

Завершинский Константин Федорович
В статье рассматриваются методологические возможности исследовательских стратегий морфологии дискурса в политологических исследованиях политической культуры.
Читать PDF
75.46 кб

А. С. Кармин. «Основы культурологии: морфология культуры». СПб. , 1997

Любутин К.Н.
Читать PDF
2.43 мб

Морфология ремесленного поселения в культурном ландшафте Древнего Урала

Фадеева Ирина Владимировна
Статья посвящена обоснованию возможности использования морфологического метода в исследовании и проектировании архитектурных объектов «Аркаимской культуры».
Читать PDF
550.86 кб

Становление российской культуры (XIV – XVII вв.): морфология и хронология

Соловьев Владимир Михайлович
В статье рассматривается, как и когда культуры, сложившиеся в Древней Руси, трансформировались и синтезировались в прароссийскую т.е.

Похожие термины:

  • Морфологическая модуль культуры

    совокупность функционально определенных областей культуры. Эти области обладают собственными доминантами в отношениях с окружением, структурным строением, кодами, способами действий, механизма
  • Шпенглер: морфология культуры. Символ

    Эта идея развития, применяемая к конкретным историческим индивидуумам, всякий раз повторяющая себя (словно маска, восемь раз наложенная на различные культуры), во многих отношениях ограниченна и