МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Морфология культуры
раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение.
Источник: Словарь по культурологии
Морфология культуры
раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов, типичные формы и структуры культуры.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
(греч. morphe - форма + …логия) – учение о типичных формах существования культуры в обществе: культурные традиции, институты культуры и т.д.
КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ
(Kulturmorphologie) — наука о «гештальте» культуры и смене гештальтов культур как самостоятельных, независимых от человека организмов с закономерным ходом их развития (рождение, юность, расцвет, старость, смерть). Морфология культуры исходит из предположения, отчасти сегодня оспариваемого, что как внутренняя замкнутость и самостоятельность, так и переход культур с одной ступени на другую вызывается внутренней силой, действующей в самой культуре. Морфология культуры пользуется преимущественно сравнительным методом и методом аналогий. Главные ее представители: Данилевский, Брейзиг, Фробениус, Шпенглер и Тойнби.
A. van Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. K., 1947.
A. van Scheltema. Die geistige Mitte. Umrisse einer abendländ. K., 1947.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
раздел культурологии, исследующий внутреннюю организацию культуры, составляющие ее блоки. По одной из классификаций (М. Каган) есть три формы предметного бытия культуры: человеческое слово, техническая вещь, социальная организация и три формы духовной предметности: знание, ценностность, проект и художественная предметность, несущая в себе художественные образы. По другой классификации (А. Флиер), культура включает четкие блоки человеческой деятельности: культура социальной организации и регуляции, культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений, культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Возможны и другие классификации. М. к. изучает формы и строение ее артефактов (культурных объектов) во времени и пространстве. В. Е. Давидович
Морфология культуры
раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение, структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности (национальная культура, городская культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные подвиды, такие, как материальная и духовная культура. ............ ? раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках к-рого изучаются формы и строение отдельных Артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций – см. Конфигурация культурная) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств. объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Осн. методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Осн. пограничные области — археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, истор., геогр. распределения. Осн. методы познания — общая теория систем, организационный и динамич. анализ. Осн. пограничные области — социология, психология, этология, экология. Морфологич. изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредств. трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в истор. масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов об-ва;. технологическое — распределение культурного потенциала в физич. и социокультурном пространстве и времени. Общую морфол. модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить сл. образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хоз., полит., правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практич. знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры. Лит.: Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. Э.А. Орлова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996