ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО
лат. liberalis — свободный) — направление в буржуазной теологии, философии и этике, широко распространенное в 19 в., остатки к-рого (движение “морального перевооружения” и др.) сохраняются до сих пор. Представители Л. х. (в США — В. Раушенбуш, Ш. Мэтьюз, Ф. Пибоди, в Европе — А. Ричль, Э. Трельч, А. Гарнак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную программу решения социальных и моральных проблем (движение “социального евангелия”). От мн. др. религиозных учений Л. х. отличается оптимистическим воззрением на исторические возможности человека и об-ва, верой в “спасительную” миссию социального и научно-технического прогресса. Сторонники Л. х. стремились модернизировать христианство в соответствии с уровнем совр. науки, обращали большое внимание на рационально-логическое доказательство разумности и общественной целесообразности учения Христа, считая, что улучшение об-ва будет зависеть от убедительности его проповеди, равно обращенной к имущим и неимущим. Сторонники Л. х. в этике пытались приблизить библейские заповеди к совр. понятиям светской морали, рассматривая служение об-ву как лучшую форму служения богу. “Царство божье” трактовалось ими как общественный идеал, достигаемый человечеством в ходе истории, образ Христа — как моральный идеал, образец для простых смертных. Наступление кризиса капитализма в 20 в. подорвало социальную основу Л. х., его идеи были подвергнуты резкой критике справа неопротестантизмом.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛИБЕРАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО
широко распространившееся во второй половине XIX в. течение в рамках протестантской теологии (применительно к этике его также называют движением социального евангелия»). Его представители (в США-У. Раушенбуш, Ш. Мэтьюс, Ф. Пибоди; в Европе - А. Ричль, З. Трельч, А. Гарвак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную социальную и моральную nporpawufy, к-рая могла бы стать практнчет ским руководством к разрешению «земных» политических и моральных проблем современности (социальная этика). По сравнению со мн. др. течениями в христианстве данное направление отличается оптимистическим воззрением на человека и его исторические возможности. Для его представителей характерно стремление максимально приблизить библейские мифологические представления к понятиям светской морали. С их т. зр. служение богу и есть сяу-жение об-ву и людям. «Царство божье» толкуется ими как общественный идеал, достижимый дли человечества в ходе истории; образ Христа - как образец для подражания, моральный идеал, к-рого люди могут достичь мирской жизни. Наступление общего кризиса капитализма способствовало краху этих иллюзий и подрыву влияния Л. х. Его идеи были подвергнуты резкой критике справа сторонниками неопротестантизма. В настоящее время идеология Л. х. сохраняет еще влияние в нек-рых протестантских сектах на Западе (напр.» в секте квакеров). Объективная роль этой идеологии двойственна. Под ее знаменем объединяются, с одной стороны, нек-рые либерально-демократически настроенные религиозные деятели Запада, выступающие за мир, за равноправие народов. С др. стороны, принципы Л. х., будучи пацифистскими по своему характеру, нередко используются против идеи революционного преобразования капиталистического об-ва.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
178.43 кб

Dogmengeschichte А. Фон Гарнака и либерально теологическая концепция "эллинизации христианства"

Пылаев М.А.
The article analyzes the liberal Protestant theological concept of «Hellenization of Christianity», serves to prove the continuity of Christianity in history. In the view of the author comes the project Dogmengeschichte A.