ЕВХАРИСТИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЕВХАРИСТИЯ
причащение) – одно из 7 христианских таинств, совершая которое верующие под видом хлеба и вина вкушают тело и кровь Господни и тем самым мистически соединяются с Иисусом Христом.  

Источник: Религиоведческий словарь

ЕВХАРИСТИЯ
греч. evcharistia - благодарение) - главный обряд христианского богослужения, месса, обедня. Семантика обряда - обретение единения со Всевышним, святое причастие. Иисус во время последней трапезы угощал учеников вином и хлебом, претворяя последние в тело и кровь свою и наставляя неизбывно соблюдать этот обряд в память о нем. Верующий, т. обр., вкушая освященные вино и хлеб, приобщается плоти и крови Иисуса Христа.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Евхаристия
Одно из главнейших таинств церкви, признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение литургию. По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране не признают пресуществления, а допускают только соприсутствие действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in, sub pane); по их учению, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в ней действительных тела и крови Христовых.

Источник: Православный церковный словарь.

ЕВХАРИСТИЯ
или причащение. Одно из семи таинств, “таинство таинств”, сердце церковной жизни, источник и цель всех учений и учреждений. Само слово “евхаристия” означает благодарение. Это таинство называется также и Святым Причастием, потому что является мистическим приобщением, причастием людей к Богу, к друг другу, ко всему человечеству и ко всему, что только существует через Христа в Святом Духе. Именно через Святое Причастие обретают верующие дар благодати.
Причастие дается всем членам церкви всегда в двух видах: в хлебе и в вине, понимаемых как Плоть и Кровь Христа, то есть как Его подлинное присутствие. Православная церковь отвергает учение о том, будто евхаристические дары являются лишь интеллектуальными и психологическими символами. Евхаристия становится в таком случае простой трапезой, на которой люди призываются просто думать о Христе и приобщаться Ему в своих сердцах, то есть мысленно. В православии реальное, действительное не противопоставляется символическому, духовному. Определение же литургической жертвы как духовной и бескровной объясняется тем, что человек и мир и реальны именно настолько, насколько они символичны и мистичны. И через принятие, реальное осязание освященных хлеба и вина достигается подлинное причастие к живому Богу.
Как и обряд крещения, евхаристическая трапеза не была впервые создана Христом, подобные ей священные ритуальные трапезы существовали и в Ветхом Завете и в языческих религиях. Праздничная совместная еда и сегодня остается одним из главных ритуальных событий в жизни человека. Ветхозаветная пасхальная трапеза первоначально была праздничным ужином (вечерей), посвященным воспоминанию об освобождении евреев от египетского плена. Иисус Христос преобразил эту трапезу в воспоминание о Его пришествии на землю. “А хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он чрез то, что – близко естеству, совершает то, что – выше естества”, – писал Иоанн Дамаскин.
Это таинство совершается во время литургии и состоит в том, что Господу приносятся в жертву хлеб и вино. Эти дары благословляются с призыванием Святого Духа и незримо преобразуются в Тело и Кровь Христовы. Эти Святые Дары священник дает причащающемуся со словами: “Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную”. Православная церковь считает необходимым для каждого верующего причащаться не менее четырех раз в год. Для причастия используются просфоры (специально испеченные пресные хлебцы на воде), которые называются Агнец Божий, и красное вино, разведенное водой (обычно кагор).
“Если же ты не веруешь, то посмотри на эту трапезу; припомни, для чего и почему она поставлена. Помысли, кто здесь, и ужаснися…”, – писал Иоанн Златоуст.

Источник: Православие. Основные понятия.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
285.58 кб

Аристотель Папаниколау. Евхаристия, соборы и первенство

Папаниколау Аристотель
В статье автор ставит своей целью критически исследовать соотношение соборов и епископского первенства в свете евхаристической экклезиологии.
Читать PDF
225.68 кб

К проблеме понимания Евхаристии Феофаном III, митрополитом Никейским

Макаров Дмитрий Игоревич
Евхаристическое учение Феофана Никейского (ум. ок. 1381) представляет собой органичное продолжение и развитие классической халкидонской христологии, выраженной св. Максимом Исповедником, и сотериологии (св. Марк Подвижник).
Читать PDF
1.09 мб

Святоотеческая герменевтика Таинства Евхаристии

Михайлов Петр Борисович
Читать PDF
123.29 кб

Присутствие Христа в Евхаристии, согласно взглядам И. Де Моншёйа

Бакулин Иван Ильич
В статье анализируются взгляды известного французского богослова-иезуита Ива де Моншёйа на реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии. Несмотря на то что он одним из первых католических богословов XX в.
Читать PDF
343.62 кб

Осмысление Евхаристии по-протестантски: сравнительный анализ богословия Евхаристии в лютеранской, ан

Ростислав Ткаченко
Данная статья стремится представить адекватное аналитическое описание богословия Евхаристии, сформулированного в рамках трёх протестантских богословских традиций: лютеранской, англиканской и русско-баптистской.
Читать PDF
244.62 кб

Аналитическая метафизика Евхаристического времени

Бутаков Павел Анатольевич
Предпринят философский анализ-учения современных православных богословов о том, что в Евхаристической литургии происходит сверхъестественное преодоление времени, благодаря которому Евхаристия отождествляется с крестной жертвой Хри
Читать PDF
117.62 кб

Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии

Шишков Андрей Владимирович
В статье рассматривается вопрос о структуре церковного управления в одной из наиболее влиятельных современных экклезиологических моделей евхаристической экклезиологии.
Читать PDF
315.98 кб

Основоположение евхаристической метафизики в труде С. Н. Булгакова "христос в мире"

Даренский В.Ю.
Статья посвящена анализу онтологического значения концепции евхаристического богословия С. Н. Булгакова, представленной в работе «Христос в мире».

Похожие термины:

  • ПРИЧАЩЕНИЕ, евхаристия

    одно из семи христ. таинств. При совершении его верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа». В православии и протестантизме все верующие причащаются хлебом и вином, в католи
  • ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ

    международ, съезды католич. богословов, созываемые Ватиканом регулярно каждые 4 года в различных городах мира. Свое название Е. к. получили в прошлом веке из-за важного значения, придаваемого в като