Поп-культура

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Поп-культура
одно из хорошо осознанных открытий современности, заключающееся в ясном понимании присущей простому человеку мозаичности мышления. Поп- в буквальном смысле этого слова - разорванный: разорванный смысл, разорванная культура, разорванная музыка и т.п. В средствах массовой информации трактуют приставку поп как сокращение от слова популярный. В настоящее время это слово стремятся вообще не употреблять.
Ассоциативный блок.
В связи с тем, что поп-культура близка по своей форме к диатропическим системам познания и восприятия мира, она находит естественное подкрепление в молодежной и эстетствующей среде.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПОП-КУЛЬТУРА
одно из характерных проявлений современной массовой культуры, понятие, включающее в себя характеристику поп-арта (от англ. popular art — общедоступное искусство). По вопросам происхождения и определения места П.-к. и поп-арта доминирующим является мнение об их тесных связях с авангардизмом, когда конкретные проявления попарта признаются разновидностью авангардизма 2-й пол. ХХ в. В широком смысле П.-к. означает популярную, пользующуюся успехом и спросом культуру и искусство, продукты которых созданы массовым производством и распространяются современными техническими средствами. П.-к. возникла во 2-й пол. 50-х гг. ХХ в. в Англии, а затем и в США. До сих пор точно не выяснено, кто первым обосновал термин «поп-арт» в его специфическом значении, хотя известно, что идеология П.-к. и практика поп-арта зародилась у членов «Независимой группы», возникшей в 1952 г. при Институте современного искусства в Лондоне. Основой П.-к. стало утверждение ценностей и идеалов общества потребления, а позднее американских стандартов жизни. Поэтому с самого начала одной из основных задач П.-к. стало раскрытие универсального значения тех форм обыденного сознания и вкусов людей, которые оказались приоритетными в период торжества всеобщих потребительских стандартов. П.-к. была направлена на создание обобщающей картины повседневного мира, идеализированного и эстетизированного образа общества благополучия и комфорта для большинства. Социологическое и мировоззренческое обоснование П.-к. обычно сводится к тому, что на рубеже 50—60-х гг. достигнутые при помощи техники изобилие и доступность товаров и услуг обесценили значение человека как субъекта культуры и артефактов как созданий культуры. Возникший вокруг человека «избыток готовых форм» (М. Лифшиц), как казалось тогда, снял с повестки дня вопрос о новых возможностях индивидуальной творческой деятельности человека не только в жизни, где отныне его самоутверждение свелось только к потреблению, но и в искусстве, для которого главнейшим оказался принцип полного тождества произведения и его исходного материала. Таким образом, массовому сознанию в П.-к. было предложено принять в качестве общепонятных и общеупотребительных принципы и приемы, в основе которых было наделение внеэстетических объектов функциями и формами искусства путем помещения реальных бытовых предметов, их буквальных изображений или муляжей в общепринятое культурное пространство (напр., выставочный зал или музей). Это придание статуса культуры некультуре, всему обычному, банальному, тому, что является товаром и предметом спроса, вело не только к эстетизации обыденного жизненного пространства, но прежде всего самой сферы потребления, которая превращалась в псевдохудожественную виртуальную реальность, не отделимую от будней, но имеющую черты идеала. В результате, несмотря на сопровождавшую развитие П.-к. атмосферу скандала, она во многом способствовала процессам мифологизации сознания людей современного западного мира, т.к. явления П.-к. имеют не только конкретный фигуративный характер, но и претендуют на небывалую до этого в художественном творчестве степень «документальности», «реалистичности», что выражалось в композициях из реальных бытовых предметов, муляжах товаров или показе их в рекламном потребительском воплощении. В попарте окончательно уничтожаются установившиеся эстетические каноны, иерархия произведений, образов и сюжетов, пересматривается традиционное понимание автора как уникальной личности и искусства как высшей ценности. Поэтому сам момент творчества лишается ореола возвышенности и таинственности и превращается в разновидность стандартизированных механических внешних действий и манипуляций с предметами и материалами. В результате все порождения современной цивилизации, от достижений науки и техники до хлама, уравниваются между собой в ценностном отношении, получив статус произведения искусства. Поскольку многие обыденные предметы изъяты из привычной среды их потребления, то они в несвойственном им контексте приобретают черты неких символов современной культуры и цивилизации. Как составная часть массовой культуры П.-к. была ориентирована на сферы подсознательного, она стимулировала и развивала «принцип беспрепятственного удовлетворения» (Э. Фромм) потребительских желаний обычного человека. Это хорошо видно на примере поп-музыки, основными принципами которой стали доступность, легкость, простота мелодий и текстов, стереотипность и шаблонность ритмов, что в целом делает ее неотъемлемой частью индустрии развлечений. Проникновение П.-к. в литературу сопровождается созданием романов о «светской жизни» и любовных похождениях героев, биографий звезд, знаменитых политиков и бизнесменов, а также публикаций различных исповедей людей с сомнительной репутацией и т.п. Одним из самых характерных проявлений П.-к. стала реклама: создание телевизионных роликов, плакатов, щитов, заставок и обложек журналов выходит далеко за пределы простого информирования о новых товарах — все это становится частью эстетизированной виртуальной реальности. Такое же значение имело небывалое ранее развитие производства различных журнальных изданий, дающих модели одежды и образцы товаров, описывающих личную жизнь и развлечения знаменитостей и тем самым фактически диктующих обобщенный стандарт красивой, беззаботной и обеспеченной жизни. Давшие обоснование П.-к. идеология потребления и эстетика потребительства обозначили строение индивидуальной и обобщенной картины мира на основе принципов произвольного выбора и сочетания готовых ценностей, смыслов и значений, образов и предметов, которые могут иметь практическое применение в повседневной жизни потребительского общества. Поэтому П.-к. выстраивает картину мира по принципу коллажа, т.е. механического искусственного соединения различных по своим функциям и фактуре предметов и явлений. В целом в П.-к. и в попарте утверждается и доминирует аудивизуальная форма восприятия окружающего мира, что вообще характерно для массовой культуры второй половины ХХ в. Как явление чрезвычайно характерное для западной постиндустриальной цивилизации, П.-к. оказалась эклектичной по своим установкам, целям и задачам и весьма неоднозначной по своим результатам. Недаром в своих многочисленных проявлениях П.-к. и поп-арт были ориентированы не только на массовое сознание, но довольно часто адресовались к более культурно развитой публике, для которой в композициях и коллажах, составленных из престижных и общепризнанных предметов и образов-знаков общества потребления, должна открываться направленная на них ирония и насмешка. В этих условиях создание картины мира в П.-к. может рассматриваться как некий спектакль, интеллектуальная игра с дешевыми, стандартными и массовыми атрибутами потребительского мира. На этой основе в поп-арте получает развитие концептуализм. В концептуализме объектом искусства может стать любой объект или предмет, изъятый из своего привычного окружения и контекста. Центральным в этом течении становится понятие концепта, каковым становится любой предмет, объект, сообщение, поставленный в ситуацию «неутилитарной коммуникации» с другими объектами, что позволяет выявить новые смысловые и коммуникативные отношения как между предметами, так и между человеком и средой. Отдельными проявлениями концептуализма стали перфомансы, инсталляции, бодиарт. Таким образом П.-к. соприкасается с постмодернизмом. См. также Авангардизм.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
165.10 кб

Популярная культура

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
64.16 кб

Американская модель популярной культуры

Рахимова Майя Вильевна
Читать PDF
127.46 кб

Жанр crossover как явление популярной культуры

Таюшев Сергей Сергеевич
В современную эпоху все отчетливее проявляет себя тенденция, связанная с совмещением пластов элитарной и массовой культуры.
Читать PDF
640.92 кб

Традиционное и инновационное в популярной культуре

Соковиков Сергей Степанович
Дана авторская концептуальная интерпретация феномена популярной культуры, на основе чего в ее пределах указывается спектр явлений, типологически ей присущих.
Читать PDF
3.78 мб

Сохранение и популяризация русской культуры в школе

Ветошкина Татьяна Ивановна
В статье показан механизм реализации национально-региональной составляющей в образовании, исходящий из необходимости сохранения и популяризации русской культуры в современной общеобразовательной школе.
Читать PDF
10.33 мб

«. . . на границе культур»: И. И. Попов в кяхтинской ссылке

Иванов Александр Александрович
Статья посвящена истории пребывания И. И. Попова, революционера, одного из активнейших работников «Народной Воли», в Западном Забайкалье в административной ссылке в 1885-1894 гг.
Читать PDF
766.00 кб

Популяризация культурно-исторических знаний в сети Internet

Тарумова Наталья Тимофеевна
В настоящее время растет число проектов, направленных на эффективное использование и популяризацию объектов культурного наследия как части информационно-просветительской работы.
Читать PDF
179.70 кб

"восточные" повести А. Платонова как попытка диалога двух культур

Брагина Н. Н.
"Восточная" тема эволюционирует у Платонова от "фантастического" рассказа "Песчаная учительница" 1927 года до драматической повести 1934 года "Джан".
Читать PDF
221.30 кб

Владимир Попков «Фанера» как зеркало российской культурной революции

Попков В. «Фанера» как зеркало российской культурной революции // Лит. газ. М., 2005. № 24 (6027). 8-14 июня. С. 15.
Читать PDF
136.51 кб

«Смертию смерть поправ»: добровольчество как феномен русской культуры

Болотина Дарья Ивановна
The Dobrovolchestvo (White Deal) and its sense is the central problem of the history of the Civil War in Russia (1917-1920).
Читать PDF
543.60 кб

Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре

Степанов Михаил Александрович, Ефремова Полина Сергеевна
Статья анализирует феномен скандала как коммуникативной стратегии, укорененной в современной популярной культуре.
Читать PDF
75.03 кб

Смысловое пространство культуры в популярных сочинениях Д. С. Лихачева

М. П. Одинцова
Читать PDF
294.70 кб

Популярная культура в парадигме Cultural Studies и философской эстетике

Соколова Наталья Леонидовна
Сравнительный анализ подходов к анализу популярной культуры, сложившихся в рамках Cultural Studies (ориентированных на исследование процесса потребления и культурных практик и элиминирующих эстетику из своего исследовательского пр
Читать PDF
192.42 кб

Роль Э. Л. Юманса в популяризации идей Герберта Спенсера в культуре США

Кутеева Неля Эдуардовна
Статья посвящена исследованию процесса распространения философско-культурологических идей Герберта Спенсера в американской культуре и науке второй половины XIX в.
Читать PDF
1.65 мб

Роль визуальных искусств в популяризации культуры финно-угорских народов

Агеева Галина Михайловна, Антипкина Елена Николаевна, Сидоркина Татьяна Николаевна
Рассматривается популяризация финно-угорской культуры средствами визуальных искусств; осмысливается опыт различных организаций по созданию фотои видеопродукции этнографического характера; освещается участие Мордовского госуниверси

Похожие термины:

  • Популярная культура

    современная культура, сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа. Часто используется как синоним обыденной и массовой культуры.