одно из хорошо осознанных открытий современности, заключающееся в ясном понимании присущей простому человеку мозаичности мышления. Поп- в буквальном смысле этого слова - разорванный: разорванный смысл, разорванная культура, разорванная музыка и т.п. В средствах массовой информации трактуют приставку поп как сокращение от слова популярный. В настоящее время это слово стремятся вообще не употреблять.
Ассоциативный блок.
В связи с тем, что поп-культура близка по своей форме к диатропическим системам познания и восприятия мира, она находит естественное подкрепление в молодежной и эстетствующей среде.
Поп-культура
Поп-культура
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ПОП-КУЛЬТУРА
одно из характерных проявлений современной массовой культуры, понятие, включающее в себя характеристику поп-арта (от англ. popular art — общедоступное искусство). По вопросам происхождения и определения места П.-к. и поп-арта доминирующим является мнение об их тесных связях с авангардизмом, когда конкретные проявления попарта признаются разновидностью авангардизма 2-й пол. ХХ в. В широком смысле П.-к. означает популярную, пользующуюся успехом и спросом культуру и искусство, продукты которых созданы массовым производством и распространяются современными техническими средствами. П.-к. возникла во 2-й пол. 50-х гг. ХХ в. в Англии, а затем и в США. До сих пор точно не выяснено, кто первым обосновал термин «поп-арт» в его специфическом значении, хотя известно, что идеология П.-к. и практика поп-арта зародилась у членов «Независимой группы», возникшей в 1952 г. при Институте современного искусства в Лондоне. Основой П.-к. стало утверждение ценностей и идеалов общества потребления, а позднее американских стандартов жизни. Поэтому с самого начала одной из основных задач П.-к. стало раскрытие универсального значения тех форм обыденного сознания и вкусов людей, которые оказались приоритетными в период торжества всеобщих потребительских стандартов. П.-к. была направлена на создание обобщающей картины повседневного мира, идеализированного и эстетизированного образа общества благополучия и комфорта для большинства. Социологическое и мировоззренческое обоснование П.-к. обычно сводится к тому, что на рубеже 50—60-х гг. достигнутые при помощи техники изобилие и доступность товаров и услуг обесценили значение человека как субъекта культуры и артефактов как созданий культуры. Возникший вокруг человека «избыток готовых форм» (М. Лифшиц), как казалось тогда, снял с повестки дня вопрос о новых возможностях индивидуальной творческой деятельности человека не только в жизни, где отныне его самоутверждение свелось только к потреблению, но и в искусстве, для которого главнейшим оказался принцип полного тождества произведения и его исходного материала. Таким образом, массовому сознанию в П.-к. было предложено принять в качестве общепонятных и общеупотребительных принципы и приемы, в основе которых было наделение внеэстетических объектов функциями и формами искусства путем помещения реальных бытовых предметов, их буквальных изображений или муляжей в общепринятое культурное пространство (напр., выставочный зал или музей). Это придание статуса культуры некультуре, всему обычному, банальному, тому, что является товаром и предметом спроса, вело не только к эстетизации обыденного жизненного пространства, но прежде всего самой сферы потребления, которая превращалась в псевдохудожественную виртуальную реальность, не отделимую от будней, но имеющую черты идеала. В результате, несмотря на сопровождавшую развитие П.-к. атмосферу скандала, она во многом способствовала процессам мифологизации сознания людей современного западного мира, т.к. явления П.-к. имеют не только конкретный фигуративный характер, но и претендуют на небывалую до этого в художественном творчестве степень «документальности», «реалистичности», что выражалось в композициях из реальных бытовых предметов, муляжах товаров или показе их в рекламном потребительском воплощении. В попарте окончательно уничтожаются установившиеся эстетические каноны, иерархия произведений, образов и сюжетов, пересматривается традиционное понимание автора как уникальной личности и искусства как высшей ценности. Поэтому сам момент творчества лишается ореола возвышенности и таинственности и превращается в разновидность стандартизированных механических внешних действий и манипуляций с предметами и материалами. В результате все порождения современной цивилизации, от достижений науки и техники до хлама, уравниваются между собой в ценностном отношении, получив статус произведения искусства. Поскольку многие обыденные предметы изъяты из привычной среды их потребления, то они в несвойственном им контексте приобретают черты неких символов современной культуры и цивилизации. Как составная часть массовой культуры П.-к. была ориентирована на сферы подсознательного, она стимулировала и развивала «принцип беспрепятственного удовлетворения» (Э. Фромм) потребительских желаний обычного человека. Это хорошо видно на примере поп-музыки, основными принципами которой стали доступность, легкость, простота мелодий и текстов, стереотипность и шаблонность ритмов, что в целом делает ее неотъемлемой частью индустрии развлечений. Проникновение П.-к. в литературу сопровождается созданием романов о «светской жизни» и любовных похождениях героев, биографий звезд, знаменитых политиков и бизнесменов, а также публикаций различных исповедей людей с сомнительной репутацией и т.п. Одним из самых характерных проявлений П.-к. стала реклама: создание телевизионных роликов, плакатов, щитов, заставок и обложек журналов выходит далеко за пределы простого информирования о новых товарах — все это становится частью эстетизированной виртуальной реальности. Такое же значение имело небывалое ранее развитие производства различных журнальных изданий, дающих модели одежды и образцы товаров, описывающих личную жизнь и развлечения знаменитостей и тем самым фактически диктующих обобщенный стандарт красивой, беззаботной и обеспеченной жизни. Давшие обоснование П.-к. идеология потребления и эстетика потребительства обозначили строение индивидуальной и обобщенной картины мира на основе принципов произвольного выбора и сочетания готовых ценностей, смыслов и значений, образов и предметов, которые могут иметь практическое применение в повседневной жизни потребительского общества. Поэтому П.-к. выстраивает картину мира по принципу коллажа, т.е. механического искусственного соединения различных по своим функциям и фактуре предметов и явлений. В целом в П.-к. и в попарте утверждается и доминирует аудивизуальная форма восприятия окружающего мира, что вообще характерно для массовой культуры второй половины ХХ в. Как явление чрезвычайно характерное для западной постиндустриальной цивилизации, П.-к. оказалась эклектичной по своим установкам, целям и задачам и весьма неоднозначной по своим результатам. Недаром в своих многочисленных проявлениях П.-к. и поп-арт были ориентированы не только на массовое сознание, но довольно часто адресовались к более культурно развитой публике, для которой в композициях и коллажах, составленных из престижных и общепризнанных предметов и образов-знаков общества потребления, должна открываться направленная на них ирония и насмешка. В этих условиях создание картины мира в П.-к. может рассматриваться как некий спектакль, интеллектуальная игра с дешевыми, стандартными и массовыми атрибутами потребительского мира. На этой основе в поп-арте получает развитие концептуализм. В концептуализме объектом искусства может стать любой объект или предмет, изъятый из своего привычного окружения и контекста. Центральным в этом течении становится понятие концепта, каковым становится любой предмет, объект, сообщение, поставленный в ситуацию «неутилитарной коммуникации» с другими объектами, что позволяет выявить новые смысловые и коммуникативные отношения как между предметами, так и между человеком и средой. Отдельными проявлениями концептуализма стали перфомансы, инсталляции, бодиарт. Таким образом П.-к. соприкасается с постмодернизмом. См. также Авангардизм.