вообще, проведение досуга (игра, физические упражнения и т.д.); но в философии это слово получило более сильный смысловой акцент, сначала у Паскаля и вплоть до нашего времени: «любая попытка, предполагающая перенос духовного внимания с проблем, поставленных условиями человеческого существования». В этом смысле «развлекаться» означает «отвлекать» от жизни; или, по Паскалю, «беспрестанно чередовать игры таким образом, чтобы не оставалось пустого места»; экзистенциализм добавляет, что это значит «маскировать тоску», которая является аутентичным чувством жизни. Следует заметить, что речь здесь идет о развлечении определенного уровня, т.е. о том, что постоянно пытается захватить поле внимания; что же касается непродолжительного отдыха, то он, наоборот, вполне законен и психологически необходим: он создает предпосылки для творческой деятельности. См. Бегство.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Источник: Философский словарь
Развлечение
Способ занять свой ум чем‑либо малозначительным, чтобы не думать о главном: о том, как мало мы значим, о том, что нас ждет небытие. Это своего рода добровольное переключение внимания, метафизическое отвлечение. Подобную мысль высказывал уже Монтень («Мало на свете вещей, способных развлечь нас и занять наше внимание, потому что нас мало что по‑настоящему интересует»), однако основной вклад в разработку понятия развлечения внес Паскаль. Развлечение есть признак нашего ничтожества (как мало нам надо, чтобы почувствовать себя занятыми!), но вместе с тем и средство его маскировки. Противоположностью развлечения является не серьезность, которая зачастую выступает как очередное развлечение («серьезный канцлер в узорчатом наряде»), а скука или страх (Паскаль. «Мысли», 622–131). Вот почему мы так любим «шум и движение» – они помогают нам не думать о себе и о смерти. «И так проходит вся жизнь; люди ищут покоя, борясь с препятствиями, а когда их преодолевают, покой становится для них невыносим из‑за скуки, им порождаемой. Нужно вырываться из него и клянчить себе тревог» (там же, 136–139, «Развлечение»). Развлекаться значит отворачиваться от себя, от своего небытия и своей смерти. И это приводит к тому, что небытие как будто удваивается.
Наша эпоха видит в развлечении всего лишь приятное времяпрепровождение. Но следует отметить, что в философском смысле развлечение не обязательно предстает в виде отдыха, досуга или веселой забавы: можно отвлечься от тех или иных мыслей, с головой уйдя в тяжелую работу или сконцентрировавшись на других заботах. Главное здесь – стремление забыть о том, что ничто – это ничто, т. е. забыть о самом главном.
Наша эпоха видит в развлечении всего лишь приятное времяпрепровождение. Но следует отметить, что в философском смысле развлечение не обязательно предстает в виде отдыха, досуга или веселой забавы: можно отвлечься от тех или иных мыслей, с головой уйдя в тяжелую работу или сконцентрировавшись на других заботах. Главное здесь – стремление забыть о том, что ничто – это ничто, т. е. забыть о самом главном.
Источник: Философский словарь.