Психика

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психика
системное свойство высокоорганизованной материи
(на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидуумом объективного мира.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Психика
греч.: psychikos - душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности; результат специфического взаимодействия живых систем с окружающей средой, особая форма отражения субъектом реальности бытия и мира на уровне эмоций, непосредственная предпосылка сознания.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Психика
греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже "душа") - тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

Источник: Философия политики: глоссарий

ПСИХИКА
от «душевный») - способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающем средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму - сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

Источник: Тематический философский словарь

ПСИХИКА
все, что относится к сознанию человека, определяет его индивидуальность. Психика охватывает всю совокупность фактов сознания и определяется как равновесие различных психических функций (чувств, поступков и знаний). Это психическое равновесие образует то, что обычно называют «индивидуальностью». Психика является предметом исследования психологии, психические заболевания относятся к психопатологии, формирование психики — к детской психологии.

Источник: Философский словарь

Психика
от греч. psychikos - душевный) - совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности - сознание - присуща только нормально развитому человеку.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Психика
гр. душа) — понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм отражения, возникающего в результате специфического взаимодействия высокоорганизованных биологических систем с окружающей средой. Психика способна перестраивать ряд физиологических процессов, что ярко выражается в таких явлениях как гипноз, внушение, самовнушение. Важнейшие функции психики: - ориентировка в пространственно-временных структурах; - сохранение прошлого опыта; - конструирование нового. Психика — более широкое понятие, чем сознание. Нельзя считать, что все психические процессы у челове­ка в каждый данный момент включа­ются в сознание. Ряд психических пережива­ний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания — феномены бессознательного.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Психика
общая деятельность организма в любом проявлении его внутреннего мира. Психика как категория намного уже по смыслу, чем сознание. Психика является следствием работы сознания. Психика есть продукт Сознания Природы, который, в свою очередь, налаживает отрицательную обратную связь через сознание Человека и животных с последствиями действия психических явлений, выделяя из них однозначную и многозначную логику, которая становится, в свою очередь, основой рациональности жизни.
Над психикой всегда стоит Критериальность Природы, которая не является внутренним фактором природных систем самоорганизации.
Психика – это природное «недоразвитое сознание», внутренняя жизненная среда для развития рациональных отношений форм Жизни из иррациональных отношений. Психика создает внутреннюю среду иррациональности Жизни, необходимую для работы природной поисковой составляющей, ее внутренней программы рационализации и выделения смысла.
Психика негативна, если она вырабатывает негативные состояния. Она позитивна, если вырабатывает положительные состояния. Психика организма владеет состояниями органов, души и сознания (частично).

Источник: Краткий критериологический словарь

ПСИХИКА
способность организма к отражению внешней и внутренней среды. В истории философии и психологии существуют разные точки зрения на то, какие организмы считать счастливыми обладателями психического отражения, а какие нет. Вопрос о критериях психического остается открытым. Гилозоизм и панпсихизм одушевляют все бытие в целом. Биопсихизм наделяет психикой все живое, нейропсихизм - живые существа, обладающие нервной системой, антропопсихизм - только человека. В литературе термин «психика» (и производные от него «психическое», «психическое отражение», «психические процессы») используется часто расширительно: в него включается не только способность к отражению как процесс, но и результаты этого процесса, т.е. отраженное психологическое содержание. В психике выделяют конкретные способности: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, эмоции, чувства, волю. Психолог Л.С. Выготский предложил различать натуральные психические функции - то, что дано от природы, и потому непроизвольно. У человека на их основе в ходе присвоения культуры формируются произвольные высшие психические функции, которыми он может управлять. Благодаря воспитанию и образованию у человека формируется способность к сознательному отражению. В работах 3. Фрейда постулируются пласты психического отражения у человека: сознательный и бессознательный, последний делится на врожденный и приобретенный в результате вытеснения. Психика возникла в эволюционном процессе как средство эффективного приспособления организма к окружающей среде, в том числе активного приспособления с помощью опережающего отражения. Психику изучают несколько научных дисциплин: физиология высшей нервной деятельности, физиология сенсорных систем, психология.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ПСИХИКА
от греч. душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Будучи продуктом жизнедеятельности субъекта, П., опосредствуя ее, выполняет функцию ориентации, уп­равления ею.
Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психич. явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психич. отражения как порождаемого в процессе взаи­модействия материального субъекта с объективной дей­ствительностью, исключает взгляд на психич. явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозго­вых процессов, посредством к-рых происходит переход отражаемой реальности в психич. отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих его физиологич. процессов, т. к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, к-рым она подчиня­ется и к-рым соответственно подчиняется также и воз­никающее в мозгу субъекта психич. отражение.
Возникая на определ. ступени биологич. эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальней­шего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, пси­хич. отражение приобретает у человека качественно новую форму - форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми обществ. отношениями, к-рые опосредствуют его связи с миром. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает ее; у человека имеются и несознаваемые психич. явле­ния и процессы, т. е. такие, в к-рых он не может дать себе отчета, к-рые скрыты от его самонаблюдения.
Хотя явления сознат. отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявле­на лишь путем объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии. см. к ст. Психология.

Источник: Советский философский словарь

ПСИХИКА
внутренний мир субъекта (мир его желаний, эмоций, установок, целей, ценностей, ощущений, восприятий, мышления, характера, типа личности), доступный эмпирическому исследованию. Психика является бытийной (внешней) проекцией сознания, тогда как последнее может быть рассмотрено в качестве се теоретического представления или модели. Содержание психики формируется двояким образом: 1) за счет взаимодействия субъекта с внешним миром и последующего присвоения («интериоризации») содержания последнего с помощью определенных познавательных средств (ощущений, восприятия, наблюдения, моделирования, обобщения и т. д.); 2) за счет конкретизации априорных структур сознания субъекта всех уровней (бессознательного, сознательного, надсознательного) и блоков (когнитивного и ценностного). Хотя объективная реальность является (постулируется) независимой от сознания, образ этой реальности, се видение в существенной степени зависит не только от содержания объективной реальности, но и от фундаментальных структур и конструктивных возможностей сознания субъекта. Любой результат внешнего опыта познания по необходимости субъект-объектен. Истолкование психики только как интериоризации предметной деятельности субъекта является слишком большим ее упрощением и основано на рационалистическом понимании субъекта. Такое понимание предполагает: 1) возможность полного абстрагирования от значительного объема неявного, латентного знания, всегда присутствующего у познающего субъекта и существенно влияющего на его восприятие объекта; 2) возможность полного абстрагирования от бессознательной сферы психики, являющейся важнейшей детерминантой многих поведенческих актов субъекта и его поступков; 3) возможность полного абстрагирования от экзистенциальной природы человека, полностью сводя его существование к целесообразным действиям. В отличие от структурной интерпретации, при деятельностной интерпретации психики (особенно в ее интериоризационном варианте) человек неминуемо редуцируется к полностью детерминированной социальной системе. (См. сознание, деятельность, субъект, объект).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ПСИХИКА
(греч. psyché — душа) — понятие, характеризующее внутренний духовный мир человека. Закономерности П. изучаются особой наукой — психологией. Понятие «П.» издавна служило ареной борьбы материалистических и идеалистических воззрений. При всех различиях, к-рые существуют между представителями идеалистической точки зрения, все они сходятся на том, что П.— это «чистое сознание», особая духовная субстанция (начало), отличная от материи и противопоставленная ей; объективное познание П. считается невозможным. Основным методом изучения ее идеалисты объявляют самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими собственными переживаниями, самосозерцание. Прямо противоположную позицию занимают вульгарные материалисты (механицисты). Они сводят П. либо к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека, к закономерностям высшей нервной деятельности (рефлексология, реактология), либо к простой сумме актов поведения (бихевиоризм). Диалектический материализм отвергает крайности обеих этих позиций. Он рассматривает П. как продукт исторического развития человеческого общества. П. формируется в процессе трудовой, производственно-практической и познавательной деятельности людей. Человек становится личностью в результате воспитания и обучения. В процессе воспитания и обучения формируются определенные группы способностей человека, к-рые и составляют его П. Содержание способностей, их структура определяются способами деятельности, на основе к-рых они сформировались. П. — это важнейший инструмент познания, отражения человеком внешнего мира, она помогает человеку воздействовать на этот мир, преобразовывать его. Естественной основой, фундаментом П. являются мозг, его физиолого-морфологическая структура, закономерности высшей нервной деятельности. Будучи свойством человека как общественного существа, Г1. вступает в сложные отношения с закономерностями высшей нервной деятельности. С одной стороны, она как бы подчиняет их себе, перестраивая ряд физиологических процессов. Это особенно ярко выступает в таких явлениях, как гипноз, внушение, самовнушение и т. д. С другой стороны, закономерности высшей нервной деятельности очерчивают границы функционирования П., определяют объем умственной и физической нагрузки в пределах безопасной для жизни нормы, продолжительность занятия одним и тем же видом деятельности, определяют условия чередования видов труда и т. д.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПСИХИКА
греч. psyche — душа) — продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений т, наз. субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т. п. Говоря о сущности П., необходимо различать ее философское и конкретно-научное понятия. Философское понятие П. непосредственно связано с осн. вопросом философии. В этом отношении понятие “П.” отождествляется с гносеологическими понятиями “сознание”, “мышление”, “познание”, “разум”, “идея”, “дух” и т. п. и рассматривается диалектическим материализмом как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Материя и П. противоположны, но только в пределах осн. вопроса философии, т. е. вопроса об отношении сознания к бытию, ибо вне и независимо от материи П. не может существовать. “За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой” (Ленин В. И. Т. 18. С. 259). В психологии понятие “П.” используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с окружающим. В ходе этого взаимодействия в мозгу, напр., человека формируются динамические структуры (психические модели), отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма; обеспечивая отображение действительности, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия человека с окружающим миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. П. как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом П. складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим, законам. Возникновение П. связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган П.— нервная система, а позднее — ее высший отдел — мозг. П. человека развилась в процессе социального общения, труда, в неразрывной связи с развитием речи. Она качественно отлична от П. животных — продукта биологического развития. Особенностью П. человека является осознание действительности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование своих действий. Переход к высшей форме развития П. был связан с перестройкой органа П.— мозга: у человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы второй сигнальной системы — сигнализации действительности словом (И. Павлов). П. человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии П. человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности (Психология).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПСИХИКА
от греч. psychikos — душевный) — специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма, понимаемой биохимически, с др. — понятию “душа”, воспринимаемому как метафизическая сущность. Посредством П. субъект строит картину внешнего мира, в которой упорядочены события настоящего, прошлого и возможного будущего, и, используя эту картину, регулирует и организует свою деятельность. П. есть и у животных, однако современная психология считает, что только у человека присутствует специфическая высшая стадия развития П. — сознание.
Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются мысли, чувства, ощущения, восприятия, память, образы, переживания, представления, умственные акты, мотивации и желания и т.д. Выделяются следующие, не сводимые друг к другу категории психической реальности: 1) образ (через него выражается гносеологическое отношение П. к окружающему миру); 2) действие (единичный акт, сложной системой таких актов является поведение); 3) мотивация; 4) коммуникация (психосоциальное отношение, не сводимое к способам отношения отдельного субъекта к окружающему миру); 5) индивид, или личность (интегральное понятие, указывающее на уникальность каждой конкретной особи).
Проблемы психического функционирования, наряду с общим противопоставлением душевное — телесное, были в центре филос. дискуссий многих школ в психологии, вследствие чего невозможно выделить нейтральное определение П. Достаточно долго в философии использовалось только понятие души (духа), понятие “П.” возникло лишь сравнительно недавно, в кон. 19 в. У каждой школы психологии сложилось свое представление о том, какой частью целостного явления П. занимается она сама, и свое понимание П. как целого.
Западноевропейская рационалистическая традиция, которая берет начало с Аристотеля и важнейшим представителем которой был Р. Декарт, указывает на следующие признаки, присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому с непосредственной очевидностью; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях др. можно судить лишь косвенно; в наличии у себя П. и в ее сознательном содержании каждый уверен абсолютно; все психические феномены не имеют пространственной протяженности и локализации (независимо оттого, какие свойства присущи их материальному субстрату); большинство психических феноменов характеризуется интенциональ-ностью, содержательной направленностью (мысль о ч.-л., переживание ч.-л.).
В школах глубинной психологии подчеркивается многоуровневое строение П.: бессознательная часть (составленная преимущественно инстинктами), сознательная (доступная самонаблюдению и являющаяся источником волевой регуляции поведения), сверхсознательная (составляемая преимущественно социальными влияниями и установками). Гуманистическая психология подчеркивает динамику П. в процессе самоактуализации. В марксистской философии П. считалась формой отражения внешнего мира. Некоторые школы психологии изучают П. в той мере, в какой ее функционирование выражается внешне в доступных наблюдению телесных проявлениях (психофизиология, этология, бихевиоризм); фактически они примыкают к определению П. как отражения реальности. Некоторые современные школы, например трансперсональная психология, рассматривают П. как выходящую за пределы индивидуального Я.
Спецификой психического функционирования активно занимаются такие филос. направления, как феноменология, экзистенциализм и др.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПСИХИКА
от греч. ??????? – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. "За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо "освободить" от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: "...остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям" (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом "выключается". Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие "субъект" является более широким, чем понятие "человек". Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло "сверху" психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий. Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов). Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности. Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; ?убинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. ?., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология. Я. Пономарев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
365.94 кб

«Психика» или «психическое тело» человека?

Мелик-Пашаев Александр Александрович
Читать PDF
165.34 кб

Соотношение памяти и категории времени в психике человека

Савельев Александр Евгеньевич
Данная статья посвящена анализу изучения в психологии и философии вопроса восприятия человеком категории времени как одного из элементов процессов познания мира и сохранения поступающей информации.
Читать PDF
250.90 кб

От души к психике

Казаков Евгений Фёдорович
В статье исследуются сходства и различия понятий «душа» и «психика». Категория «душа» рассматривается как более широкая, охватывающая всю внутреннюю нематериальную жизнь человека, открытую как имманентному, так и трансцендентному.
Читать PDF
1.01 мб

ЗИГМУНД ФРЕЙД О ПРИРОДЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА

Костоева Аза Аслановна
В психоаналитической философии имеют место разные точки зрения относительно понятия «бессознательное».
Читать PDF
284.97 кб

Идеальность и действенность психики

Тихонов Анатолий Сергеевич
Рассмотрена проблема соотношения физиологического и психического, отношения психической деятельности к ее органу мозгу. Подчеркивается, что область сознания качественно отличается от нейрофизиологических процессов.
Читать PDF
219.31 кб

Концепции происхождения психики: сравнительный анализ

Шалютин Б. С.
Читать PDF
160.70 кб

ПРЕДЕЛЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХИКИ И ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

Лук Александр Наумович
Читать PDF
104.51 кб

Оккупация психики и комплексная одержимость личности в истолковании К. Г. Юнга

Водолагин А.
Читать PDF
222.67 кб

Д. И. Дубровский и Э. В. Ильенков: неоконченный спор о природе психики и идеальном

Плеханов И. А.
В статье излагается суть знаменитой дискуссии, происходившей в 60-70 гг. XX века на страницах журнала «Вопросы философии», между Д.И. Дубровским и Э.В. Ильенковым о природе психики, сознания, идеальном и материальном, отражении.
Читать PDF
286.89 кб

Альтернатива эйдоса и энергии в теориях психики, сознания и жизни

Фомина Кристина Николаевна
Статья посвящена исследованию двух альтернативных позиций понимания психических феноменов: 'эйдосу' и 'энергии'. Уместно сопоставление с альтернативой между корпускулярной и волновой концепциями реальности в естествознании.
Читать PDF
123.03 кб

Проблема происхождения жизни и психики (от генетического к идеологическому коду). Часть 1

Бранский Владимир Павлович
В данной статье предлагается новый подход к проблеме происхождения жизни и психики, который следует из фрактально-релятивистской модели Метагалактики, ранее предложенной автором в статье «Синергетика и космология».
Читать PDF
149.83 кб

Синергетика и космология. Часть 2. Проблема происхождения жизни и психики (от генетического к идеоло

Бранский Владимир Павлович
В статье предлагается новый подход к проблеме происхождения жизни и психики, который следует из фрактально-релятивистской модели Метагалактики, описанной ранее в статье «Синергетика и космология».
Читать PDF
947.28 кб

О типах человеческой психики с позиций универсальной эволюции

Сукиасян Самвел Грантович
Предметом настоящего исследования являются такие архисложные философские, социальные, биологические и психологические категории, как человек и психика.

Похожие термины:

  • ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

    (от греческого psychē – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Будучи продуктом жизнедеятельности субъекта, психика, о