Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ПОЗИТИВИЗМ

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 25. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

ПОЗИТИВИЗМ

от лат. positivus - положительный) - одно из наиболее распространенных в России XIX-XX вв. направлений европейской философии. П. стал известен рус. мысли уже в 30-40-х гг. XIX в. в связи с опубликованием 6-томного "Курса позитивной философии" О. Конта (1830-1842). Почву для восприятия "Курса", тяготевшего к универсализму, широкому охвату мн. проблем, от физики и математики до социологии и философии истории, подготовило более раннее увлечение рус. интеллигенции гегелевским энциклопедизмом. Одна из первых оценок П. принадлежит Белинскому, в 30-е гг. прошедшему через увлечение гегельянством. В письме к Боткину от 17.02.1847 г. он дал следующий отзыв о О. Конте: "Этот человек - замечательное явление, как реакция теологическому вмешательству в науку, и реакция энергическая, беспокойная и тревожная" (Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 329). Определенный интерес к П. проявляли петрашевцы, изучавшие соч. Конта: "Наследники сильно возбужденной умственной деятельности сороковых годов, они прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье, в последователи Конта" Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. С. 344). Петрашевец Майков был одним из первых слушателей домашних лекций Конта. Ряд суждений о П., его философии и социологии Майков высказал в работе "Общественные науки в России" (1845). Здесь он впервые в рус, литературе упомянул имя Конта и призвал к созданию "единой общественной науки", способной возвыситься над фр. "безверием XVIII века" и "спекулятивным воображением" немцев. По его мнению, новая концепция знания должна синтезировать в одно целое промышленность, науку, искусство и религию как "формы общественной деятельности". Во 2-й пол. XIX в. влияние П. достигает своего апогея, широкую известность приобретают труды Дж. Льюиса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Э. Литтре, И. Тэна, Г. Т. Бокля и др. По определению В. С. Соловьева, влияние П. приобрело характер "идолопоклонства". Антипозитивистская магистерская диссертация Соловьева "Кризис западной философии" была защищена в 1874 г. в Петербургском ун-те - цитадели российского П. В специальном приложении к ней, посвященном Конту, содержалось опровержение претензии П. "быть всеобщим мировоззрением", тогда как он "сводится к известной системе частных эмпирических наук безо всякого универсального значения". Защита стала важным академическим и общественным событием. Неофициальными оппонентами выступали известные сторонники П. - Де-Роберти и Лесевич. Специальную брошюру, направленную против диссертации, выпустил Кавелин (Априорная философия, или Положительная наука? (По поводу диссертации г. В. Соловьева). Спб., 1875). Одобрительные отзывы последовали от Страхова, Толстого, А. С. Суворина. Впоследствии Соловьев пересмотрел и дополнил свои ранние суждения о П. В докладе "Идея человечества у Августа Конта", прочитанном 7.03.1898 г. по случаю 100-летней годовщины фр. философа, он дал высокую оценку его "положительной религии". Интерес к П. проявляли и в светских, и в религиозно ориентированных философских кругах. Наряду с Чернышевским, Серно-Соловьевичем, Антоновичем, Шелгуновым, Лавровым, Ткачевым идеи П. использовались Данилевским, Гротом, Троицким и др. Критически отзывались о П. Юркевич, Гогоцкий, Новицкий, Кудрявцев-Платонов, Никанор (Бровкович). Представители духовно-академической философии, как правило, не видели принципиальных различий между П. и философским материализмом. Сторонники последнего, в свою очередь, критиковали П. за чрезмерный эмпиризм и социальный реформизм (Герцен, Огарев, Чернышевский, Писарев, М. А. Бакунин). Другие считали, что после освобождения П. от определенного налета теологизма и спекулятивности он сам по себе может выступать как разновидность реалистического миропонимания (Танеев, Филиппов, И. И. Мечников). Т. наз. "второй П." связан в России с теоретической деятельностью Лесевича, Грота, Оболенского, Де-Роберти (ср. с деятельностью Ш. Ренувье, А. Пуанкаре во Франции; В. Ф. Оствальда и Й. Петцольда в Германии; Р. Авенариуса в Швейцарии, Э. Маха в Австрии). Эта фаза в развитии П. характеризуется тенденцией к синтезу различных направлений его: физического, физиологического, химического, правового, исторического и др. В оппозицию "второму П." становились такие рус. ученые, как А. Г. Столетов, Н. А. Умов, к-рые наряду с М. А. Корню и Л. Больцманом отвергли отрицание Оствальдом и его рус. последователями (Н. Шишкин, А.Бачинский, А. Щукарев и др.) объективной реальности микромира. К концу XIX в. П. стал одним из ведущих направлений университетской и академической философии. На рус. язык был переведен главный труд Конта под названием "Курс положительной философии" (Т. 1-2. 1899-1900), изданы работы мн. представителей П. на Западе, а также его рус. последователей - Ковалевского, Петражицкого, Сорокина, Кареева и др. Идеи П. развивал Лесевич в своих многочисленных соч.: "Очерк развития идеи прогресса" (1868), "Позитивизм после Конта" (1869), "Новейшая литература позитивизма" (1870) и др. Понимая П. как "верхний этаж философского мироразумения", Лесевич отождествлял науку и философию, используя термин "научная философия". Как отметил Зеньковский, "по существу, философия у него растворяется в научном мировоззрении". Предметом этой философии, считал Лесевич, становится "действительность в теснейшем смысле этого слова, т. е. та часть Вселенной или Космоса, которая в какой-либо мере может во времени и пространстве подлежать нашему наблюдению и опыту" (Собр. соч. М., 1915. Т. 1. С. 56). Испытав значительное влияние со стороны Лаврова и Михайловского, Лесевич разрабатывал проблематику субъективного метода в социологии. Идейно он был также близок к Вырубову, издававшему в Париже с 1867 г. совместно с Литтре журн. "Позитивная философия". "Реалистическое" истолкование Лесевичем П. с кон. 70-х гг. сменяется постепенно "субъективистским": "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии" (1877), "Этюды и очерки" (1886), "Что такое научная философия" (1891). Уже после смерти Лесевича вышла его кн. "Эмпириокритицизм как единственно-научная точка зрения" (1909). В работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" он был назван "первым и крупнейшим русским эмпириокритиком". Позитивистско-народнические установки разделял также Оболенский, перу к-рого принадлежат работы. "Личность и прогресс" (1880), "Свобода воли" (1883), "Изложение и критика идей неомарксизма" (1899) и др. Их автор эволюционировал от увлечения "первым позитивизмом" до собственной философской системы, возникшей на основе критики взглядов Конта под влиянием Спенсера, Петцольда, Маха и Авенариуса. В ст. "Основные ошибки современного материализма и позитивизма" (Русское богатство. 1890. № 1-3) Оболенский высказал концепцию т. наз. "панфилософии" ("всефилософии") - синтеза критической, научной и умозрительной философии, основанной на соединении "чистого опыта" и достоверно познаваемых "перемен" в природе и общественной жизни. Наряду с Лесевичем и Оболенским идею "чистого опыта", идущую от Авенариуса, разрабатывал также физик Шишкин, истолковывавший физику и механику в духе витализма и "физиологического идеализма". Одной из наиболее влиятельных и распространенных в России форм социологического П. стала психологическая школа (Петражицкий, Кареев, Хвостов, Сорокин и др.). Хвостов указывал, напр., что в "историческом процессе главную роль играет психическая сторона, как в отдельных личностях, так и во взаимодействии их" (Теория исторического процесса. 1910. С. 26). Сорокин утверждал, что социологическая теория неизбежно опирается на "психологическую точку зрения" (Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова//П. Л. Лавров. Пг., 1922. С. 287). К психологической школе примыкали также психиатры и криминалисты (Д. А. Дриль, А. П. Лихачев, Е. Н. Тарнавский, В.Ф. Чиж, А. А. Токарский, Н. Н. Баженов и др.). Ее становлению способствовали идеи "психологии народов" (М. Лацарус, В. Вундт, Г. Штейнталь), основанные, в свою очередь, на положениях В. Гумбольдта и И. Ф. Гербарта, а также взглядах И. Тэна, Т. Рибо, Г. Зиммеля, Г. Тарда, Ч. Ломброзо и др. В развитии психологической школы в рус. П. большую роль сыграли труды П. Ф. Лилиенфельда, Михайловского, Каблица, Ковалевского, Грота - руководителя Московского психологического общества и редактора журн. "Вопросы философии и психологии". Последний высказал мысль о необходимости перестройки всей социальной науки на психологическом основании. Философия, по Гроту, должна "стремиться примирить мысль и чувство, науку и религию" (О направлении и задачах моей философии. М., 1886. С. 14-15). Ковалевский, разрабатывавший историко-сравнительный метод и "генетическую теорию в социальных науках, опирался в основном на первых позитивистов, что не мешало ему искать контакты с марксизмом и дарвинизмом. Широкую известность в России и за рубежом получили его исследования по истории семьи и брака, культуре первобытного об-ва, социальной статистике и др. С психологической школой Ковалевского сближало подчеркивание огромного значения психического фактора, творческого потенциала личности в создании государства, права, религии, искусства (см.: Социология. Спб., 1910. Т. 2. С. 215). О широте распространения идей П. в России свидетельствует также их применение к области "философии техники", своеобразной отрасли знания, разработанной Энгельмейером. В советское время П. стал едва ли не единственной разновидностью немарксистской философии, более или менее свободно распространявшейся в книгах, журналах, переводах с иностранных языков. Этому способствовала поначалу увлеченность П. ряда известных теоретиков большевизма (Луначарский, Богданов и др.). Философские дискуссии в 20-нач. 30-х гг. также в значительной степени проходили под воздействием духа П. (см. "Диалектики" и "механисты").
У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
позитивизм лат. positivus положительный) (1) парадигмальная гносео методологическая установка, ...

Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
позитивизм лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее ...

А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия. М.:2002.
позитивизм лат. positivus положительный) 1 ) парадигмальная гносео методологическая установка, ...

В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
позитивизм от лат. positivus положительный) течение в западной философии XIX XX вв., теснее ...

В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
позитивизм (от лат. positivus положительный) течение в философии, идущее от О. Конта, ...

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
позитивизм от лат. positivus положительный). Термин "П." впервые использовал К.А. де Сен Симон для ...

Философия политики: глоссарий терминов проекта "Арктогея".
позитивизм франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") философия, возникшая в XIX ...

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь. Создiк-Словарь, 2002 г.
позитивизм философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов, ...

Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
позитивизм идеалист, течение в философии, возникшее в 30 х гг. 19 в., исходящее из признания «...

Ю. Бохеньский. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков,1993 г.
позитивизм Основанная на предрассудке философия, созданная французским философом О. Контом. Согласно ...

Советский философский словарь, 1974 г.
позитивизм франц. positivisme, от лат. positivus положительный), филос. направление, осно­ванное на ...

Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
позитивизм философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысле настроение умов, ...

Новая философская энциклопедия, 2003 г.
позитивизм франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — в широком смысле слова — ...

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
позитивизм одно из направлений философии, представители которого исходят из того, что единственно ...

Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
позитивизм научная доктрина, в основе которой лежит изучение общих закономерностей и тенденций ...

Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
позитивизм лат. positivus положительный) философия конкретно научного знания, отрицающая ...

Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
позитивизм положительный", "фактический") – влиятельное философское направление XIX XX вв. Прошел ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
позитивизм направление в философии XIX первой половины XX вв. Возникло во Франции в 30 е г. ...

Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
позитивизм философское направление, считающее единственным источником достоверного знания конкретные (...

Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
позитивизм лат. positivus положительный) философское направление, объявляющее единственным ...

Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки, 2010 г.
позитивизм направление в философии XIX — первой половины XX в., в основе которого лежат три принципа. ...

Философская Энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. Константинова В.Ф. -М.: Советская энциклопедия, 1960—1970 гг.
позитивизм от лат. positivus – положительный) – филос. направление, исходящее из тезиса о том, что ...

Карпов А.К., Полищук В.И., Гутов Е.В., Самохина Н.Н. История и философия науки Энциклопедический словарь, 2010 г.
позитивизм (фр. positivism, от лат. positivus — положительный) — филос. направление, в основе крого ...

Элвелл У. Теологический энциклопедический словарь, М. Ассоциация «Духовное возрождение», 2003 г.
позитивизм (Positivism). ...

Предметная область

Предметная область:

логический позитивизм 1. Разновидность неопозитивизма. Возник в 20 х гг. 20 в. в венском кружке (Карнап, О. ...

логический позитивизм течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О....

второй позитивизм Эмпириокритицизм, называемый также по имени одного из своих создателей махизмом, был ...

первый позитивизм С помощью термина "позитивизм" в истории философии обозначай ют широкое течение ...

позитивизм в англии У английского позитивизма есть своя предыстория. Она связана с именами И. Бентама и отца ...

позитивизм в россии Как и в Западной Европе, история позитивизма в России в 19 — нач. 20 в. подразделяется на ...

позитивизма эстетика от лат. positivus — положительный) — эстетические концепции, сформировавшиеся на основе и ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

ФИЛОСОФСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ,ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И ТЕОРИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИКА // Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. »

ПОЗИТИВИЗМ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (ФИЛОСОФИЯ ПРАВА) В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ // Рудковский В.А. »

ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ П. Н. МИЛЮКОВА В ЭМИГРАЦИИ // Повилайтис В.И. »

ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО // Юдин А.И. »

2005.01.001. Д. ГАРТЕЛЛ, ДЖ. ГАРТЕЛЛ. ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: США И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (1966-1990). D. GARTELL, J. GARTELL POSITIVISM IN SOCIOLOGICAL RESEARCH: US AND UK (1996-1990) // BRIT. J. OF SOCIOLOGY. - L., 2002. -VOL.53, N4. - P.639-657. // Фомичев П.Н. »

2004.01.005. АЛЬБЕРТ Г. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ПАРЕТО ALBERT G. PARETOS HERMENEUTISCHER POSITIVISMUS. EINE ANALYSE SEINER HANDLUNGSTHEORIE. // KOLNER ZTSCHR. FUR SOZIOLOGIE UND SOZIALPSYHOLOGIE. - KOLN, 2002. - JG. 54, H. 4. - S. 624-644. // Гирко Л.В. »

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА (ПЕРЕВОД О.А. НАЗАРОВОЙ) // Гемпель К. »

У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. horror vacui
    лат. - боязнь пустоты, отвращение к пустоте) - идущее от Аристотеля выражение, которое употребляется...
  2. смит (smith) адам
    род. 5 июня 1723, Керколди, Шотландия - ум. 17 июля 1790, Эдинбург) - шотл. экономист и философ. Осн...
  3. балла лоренцо
    1407-1457) - итал. гуманист эпохи Возрождения. Вел борьбу с христ. догматизмом и авторитаризмом. В. ...
  4. калокагатия
    от греч. calos — прекрасный и agathos — хороший, нравственно совершенный) — одно из центральных поня...
  5. цивилизационного развития типы
    характерные для ряда самобытных цивилизаций общие черты их исторической эволюции, общие для них приз...
Ads By Exchange: Контурная пластика лица гелем. Контурная пластика губ, профессиональное контурная.
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!