КАРЖАВИН Федор Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАРЖАВИН Федор Васильевич
20 января 1745, Петербург — 28 марта 1812) — русский переводчик, издатель. Учился во Франции, встречался с Дидро и Вольтером. По окончании учебы в 1765 вместе с В. И. Баженовым возвращается в Россию, где по указу имп. Екатерины II зачислен на должность «архитектуры помощника» в экспедицию Кремлевского строения. Новую образовательную поездку совершил в 1773 в Амстердам и Париж. Участвовал в войне за независимость Северной Америки (1775—83), выполнял отдельные поручения Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. Вернувшись в Россию, посвятил себя активной литературно-философской деятельности, построенной на идеалах французского Просвещения. Высоко ценил Демокрита, Ф. Бэкона, Б. Франклина, французских энциклопедистов, Ломоносова, Радищева и др. В своих «Словарях» Каржавин дал определения понятиям «философия», «физика», «энциклопедия», «политика», «история» и др. Участвовал в издании сочинения Т. Мора «Картина возможно лучшего правления, или Утопия»; переводчик, комментатор и издатель сочинения Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Соч.: Французские, российские и немецкие разговоры. М.—СПб.— Лейпциг, 1784—1840; Сказание содержащимся в Письмах Персидских материям.— В кн.: Монтескье Ш. Персидские Письма. СПб., 1792.
Лит.: Рабинович В. И. Вслед Радищеву.. Ф. В. Каржавин и его окружение. М., 1986; Маслин , Рабинович В. И. О преемственности в развитии идей русского просвещения 18 в.: М. В. Ломоносов и Ф. В. Каржавин.— «Вестник Московского университета, сер. 7. Философия». 1986, №6.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

КАРЖАВИН Федор Васильевич

(20 янв. 1745 – 1812) – рус. писатель-просветитель. Род. в Петербурге в купеч. семье. В сер. 1750-х гг. учился в Сорбоннском ун-те. Был преподавателем духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры (1767–69). С 1773 продолжал образование за границей. В 1776 – переводчик на о-ве Мартиника, в 1777 уехал в Сев. Америку. В 1782–84 – на Кубе. В 1788 вернулся в Россию. Лит. деятельность К. начал в 1770-х гг., сотрудничая в журн. "Живописец" Н. Новикова. Из Америки К. присылал статьи об этой стране (напечатаны в 1784 в "Прибавлениях к „Московским ведомостям“"). По возвращении на родину К. изложил свои свободолюбивые взгляды во многих предисловиях и пространных примечаниях, к-рыми снабжал предприни-мавшиеся им издания. Гневно осуждая невольничество, он возмущался амер. "градомудрием", к-рым установлено, чтобы "...всегда черные покорялись и были подвластны господствующим белым" ("Описание хода купеческих и других караванов в степной Аравии", СПБ, 1790, с. 134). К. бичевал колонизаторов, к-рые "с мечом в одной руке и с крестом в другой, сопровождаемые псами, изрубили, растерзали, сожгли двадцать миллионов душ..." в Америке. И все это совершено "... для мнимого прославления бога, и для приведения прочих американцев к познанию некроволитныя веры Христовой..." (там же, с. 146–47). К. критиковал расовые предрассудки, служившие основой колониализма и безудержной эксплуатации цветных народов; он писал, что во время странствий нигде не видел "диких" людей, а всюду только "человека". К. было присуще определенное свободомыслие и в вопросах религии. Он иронизировал над религ. ханжами, к-рые "... везде видят чудеса; и ни в чем не доискиваясь естественных или жизнемудрственных причин, питаются обманом..." (там же, с. 2–3), подвергал сомнению мн. библейские легенды и церк. обряды. Лит.: Дуров Н. П., Ф. В. Каржавин: его жизнь и похождения в Старом и Новом свете. 1745–1812, "Русская старина", 1875, т. 12, февраль. Л. Светлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАРЖАВИН Федор Васильевич
20. 01. 1745, Петербург - 28. 03. 1812) - философ, политик, теоретик архитектуры, филолог. Закончив Сорбонну (во время учебы он встречался с Д. Дидро и Вольтером), К. в 1765 г. вместе с В. И. Баженовым возвращается в Россию, а в 1769 г. по указу Екатерины II был принят "архитектуры помощником" В. И. Баженова - в экспедицию Кремлевского строения. В 1773 г. К. вновь уезжает учиться в Амстердам и Париж, участвует в войне за независимость Северной Америки (1775-1783), выполняя поручения Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. После 12-летнего пребывания в Америке возвращается в Россию, где издает множество произв., в к-рых как на своих "величайших" предшественников в философии и науке ссылается на Демокрита и Ф. Бэкона, Б. Франклина и фр. энциклопедистов, Ломоносова и Радищева. В своих "Словарях" он излагает "целую сокращенную науку", дает определения таким понятиям, как "философия", "физика", "энциклопедия", "политика", "история", "право народное" и др. "Материя", по его мнению, есть "вещественность", "вообще всякое вещество", "законы движения составляют всю систему Натуры" (природы). В кн. К. "Французские, Российские и Немецкие разговоры" (она выходила 22 изд. с 1784 по 1840 г. на 3 языках) подчеркивается изменчивость материального мира: "Из какой материи состоит земноводной шар? Земноводной шар есть величайший ком, состоящий из земли, каменьев, песку, минералов, руд и вод. Не претерпел ли он от его сотворения каких-нибудь перемен? Земноводной шар претерпел весьма достопамятные перемены. Сии перемены производимы частично естеством, частию людьми". Идея универсальной изменчивости мира выражена им в надписи на кн. мистика Э. Сведенборга, где он определяет свет как некую химическую реторту, в к-рой "из разных начал делается переварка, посредством которыя, переходя из состояния в состояние, оные начала освобождаются от всех грубейших частей, очищаются... для вечнаго произвождения мира нашего, или других, подобных ему, когда сей мир падши в обветшалость, преобразуем будет в другой иновидной". Обращаясь к социальной истории, К. обосновывает идею народовластия, дает социально-экономическую характеристику "трех классов": помещиков, к-рые живут "за получаемые от крестьян своих выгоды", "содержателей заводов, фабрик" и "драгоценного класса граждан" - "черни". "Народ, - пишет он, - подобен сей воде, а Государь подобен сему судну", им потопляемому. Он критикует недостатки устанавливаемого классом с "посредственным именем" демократического режима ("новоизбранные начальники, каковы будут?" - "Готовы заниматься". - "Делами?" - "Нет, рублями"; "К обещаниям великие люди; к исполнению не те..."). К. участвовал в первых публикациях в России кн. "Картина всевозможно лучшаго правления, или Утопия" Т. Мора (1789 и 1790) и написании рус. утопии "Город Морж". Он автор ряда архитектурных теоретических трактатов, первый в России переводчик, комментатор и издатель труда "Десять книг об архитектуре" основоположника теории зодчества Витрувия, сторонник того, чтобы искусство зодчества, рисунка, музыки, театра "нераздельно" служило для "народной забавы и пользы". По своим просветительским взглядам К. - определенное связующее звено между Радищевым и знавшими его труды декабристами.

Источник: Русская философия: словарь