ПРИНЦИП

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Принцип
1) Основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы (напр., принципы науки); 2) Убеждение, взгляд на вещи

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПРИНЦИП
[от лат. principium основа, первоначало] – основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки. Принципы бывают теоретическими и методологическими.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Принцип
от латинского "принципус") - основа, первоначало. Принцип есть центральное понятие, основание системы, обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

ПРИНЦИП
(от лат.— основа, начало) — основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения; убеждение, взгляд на вещи; основная особенность в устройстве чего-нибудь. В философии — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПРИНЦИП
от лат. основа, первоначало) – основная руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. В логическом смысле  принцип – обобщение и распространение какихлибо положений на все явления данной области.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ПРИНЦИП
нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности (принцип относительности, принцип соответствия, принцип эффективности, моральные заповеди и т. п.). (См. деятельность, ценности, сознание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ПРИНЦИП

- идеальное начало, с помощью которого мыслитель охватывает воедино определенную совокупность фактов, фрагментарных знаний или отдельных идей. Иногда термину "принцип" придается значение источника чего-нибудь, напр., в высказываниях "принцип жизни", "Бог - высший принцип бытия и познания", "Бог - принцип всякой истины" и пр.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Принцип
(от лат. principium – первоначало, основа) – 1) некая субстанция или закон, лежащие в основе мироздания, исходя из которых можно объяснить все существующее в мире; 2) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома, постулат); 3) устойчивое внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения человека.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Принцип
(лат. principium – начало, основа) – основное начало, на котором построено ч.‑л.; снова устройства или действия к.‑л. системы, прибора, машины и т. п.; внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения. В этике – внутреннее убеждение, которое задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Принцип
(от лат. principium – основа, первоначало)- в онтологии П. – это такое отношение в организации сущего, от которого зависят все другие отношения. Тем самым, П. – это закон бытия сущего, являющийся основанием других законов его бытия, или релятивная форма сущности.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 332-333.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПРИНЦИП
(лат. principium — начало, основа) — 1) Исходное положение к.-л. мировоззрения, учения, науки, теории, полит. организации. Напр., П. диалектики — противоречие и развитие. 2) Внутр. убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы, правила поведения и деятельности. 3) Основа устройства или функционирования к.-л. прибора, механизма и т.п. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПРИНЦИП
[от лат. pricipium — первоначало, основа] — положение теории, позволяющее интерпретировать содержание научных законов и используемых в теории других концептов, поэтому изложение теории должно начинаться с формулировки П. Среди критиков науки есть такие философы, которые отрицают значимость П. Они критикуют т. наз. принциплизм. Впрочем, для такой критики, видимо, нет серьезных оснований.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ПРИНЦИП
одна из форм организации научного знания – выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Принцип
по [2] - первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношение людей в обществе.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Принцип
(лат. principium – начало, основа) – 1. Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения (например, принципы диалектики: развития, взаимной связи и взаимной обусловленности предметов, процессов и явлений действительного мира). 2. Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, деятельности, а также нормы поведения. 3. Основа устройства и деятельности какого-либо прибора, машины.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Принцип
от лат. pricipium — основа, начало) — 1) в субъективном смысле — основное положение, предпосылка (принцип мышления); 2) в объективном смысле — исходный пункт, первооснова, самое первое; у Аристотеля как первая причина: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать; 3) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 4) основополагающая этическая норма.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ПРИНЦИП
(principium — основа, начало): 1) основное, исходное положение какоголибо учения, теории; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства; 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной — максимой — и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной — законом, в таком случае она признается значимой для воли каждого разумного существа.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПРИНЦИП
лат. principium — основа, первоначало) — первоначало, руководящая идея. осн. правило поведения. В ранней античной философии в качестве первоначала принимали воду, воздух, огонь, землю и т. д. П. рассматривали как выражение необходимости или закона явлений. В логическом смысле П. есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение к.-л. положения на все явления той области, из к-рой данный П. абстрагирован. Под П. действия, иначе называемого максимой, подразумевается, напр., этическая норма, характеризующая отношения людей в об-ве.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Принцип

/D / Prinzip; /E/ Principie; /E/ Principe; /Esp/ Principio.
Основа, начало, исходный пункт или положение для объяснения многообразных фактов или организации отношений в определенное единство. В философии принцип является центральным понятием, логическим основанием системы, с помощью которого осуществляется синтез многообразия той предметной области, из которой абстрагирован. Качественное многообразие бытия, отношений человека к нему обусловливает многообразие принципов, отражающих их сущностные стороны. Принципы являются основанием, из которых человек исходит и которыми руководствуется в познавательной и практической деятельности. Важнейшими философскими принципами являются принципы монизма, тождества мышления и бытия, гуманизма, универсальной взаимосвязи, развития ,детерминизма.

Источник: Философия, практическое руководство

ПРИНЦИП
(лат. principium – основа, начало) – 1. В онтологии – первооснова, начало мира; понятие П. сходно с понятием субстанции.
2. В гносеологии и методологии науки П. – это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух». И. Кант различал П. «регулятивный», используемый Разумом, выполняющий направляющую, стимулирующую роль в исследовании, и П. «конститутивный», используемый Рассудком и являющийся основанием для упорядочивания мира феноменов.
3. В этике синонимом термина «П.» является «максима», рассматриваемая как основоположение воли.
Тенденция классической философии заключается в максимальном сближении и даже слиянии всех трех смыслов термина «П». Современная философия ограничивает использование термина гносеологическим и этическим значениями.

Источник: Краткий философский словарь.

ПРИНЦИП
лат. principium — первоначало, основа) — 1) исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат); 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь). В изначальном смысле слова— некая субстанция (вода, воздух, огонь или земля в античной философии) или закон (дао в древнекитайской философии), которые лежат в основе мироздания и из которых можно объяснить все существующее. Первым подобное представление о принципе (назвав его «архэ») ввел Анаксимандр, увидевший подобное начало в «беспредельном, безграничном, бесконечном» алейроне. Для Аристотеля принцип — это первопричина, для Декарта — самоочевидная основа всякого мышления и познания («мыслю, следовательно, существую»), для Канта — конститутивные и регулятивные правила «чистого разума», для Д. Мура («Принципы этики») — методология этических исследований.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРИНЦИП
начало, исходная точка. Принципы бывают различных видов: логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека, стремящегося совершать лишь приемлемые поступки. Нравственные принципы относятся к сфере сознания; этим они отличаются от «теоретических постулатов», которые произвольно устанавливаются на основании самих себя (например, аксиоматические принципы и математические принципы вообще). Однако их применение предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая филосо-.фия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание — «божественная правдивость».

Источник: Философский словарь

Принцип
Теоретическое начало; точка отсчета рассуждения. Природа принципа предполагает его недоказуемость (в противном случае это будет уже не принцип, а теорема или закон), как природа доказательства предполагает опору на какой‑либо недоказуемый принцип. Чем принцип отличается от аксиомы или постулата? Тем, что последние употребляются в рамках каких‑либо формальных или гипотетически‑дедуктивных систем. Принцип же с равным успехом используется в экспериментальных науках, морали и политике. Почему устанавливается тот или иной принцип? Иногда в силу того, что иной принцип невозможен (например, принцип непротиворечивости), иногда потому, что он представляется чем‑то вроде очевидности. Появление целого ряда принципов связано с тем, что мы нуждаемся в них, чтобы поступать и жить таким образом, который кажется нам приемлемым с точки зрения человечности. К этому типу относятся нравственные принципы: они не очевидны и логически не обязательны, однако субъективно нам необходимы.

Источник: Философский словарь.

ПРИНЦИП
лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В античности онтологическое определение П. как субстанции, в своем существовании не нуждающийся ни в чем, кроме себя, делает возможным понимание бытия и основополагание философии как исследования вопроса о бытии. Предметом рассмотрения берется чаще всего природа (Милетская школа), а также идеальные сущности (пифагорейцы, Платон). Первоначало, или П., обусловливает необходимость, закон становления явлений. В дальнейшем прояснение предельного основания бытия становится фундаментальной задачей философии. В посткантианской традиции различаются конститутивный П. как онтологическое основание некоей действительности и регулятивный П. как инструментальное основание той или иной деятельности. В логике П. - центральное понятие системы, представляющие обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный П. абстрагирован. В этике П. как внутреннее убеждение, максима задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
С.А. Радионова

Источник: Новейший философский словарь

ПРИНЦИП
от лат. principium – начало, основа)– в философии то же, что и основание, т.е. то, что лежит в основе нек-рой совокупности фактов или знаний. Поиски так понимаемых П. начинаются уже в антич. философии, где в качестве исходного П. бытия пытались рассматривать ту или иную субстанцию. Анаксимандр впервые в качестве П. берет нечто неопределенное – апейрон (впрочем, таким абстрактным П. можно считать и дао У Лао-цзы); он же ввел и само представление о П. – "архе". В дальнейшем нахождение основ бытия (П.) стало рассматриваться как осн. задача философии. После того как тот или иной П. бытия был сформулирован, он нередко начинал рассматриваться и как исходный пункт объяснения. Т.о. были различены П. бытия (principia essendi) и П. познания, или идеальные П. (principia cognoscendi). Широкая трактовка этого последнего понимания привела к тому, что под П. стали понимать вообще всякое основание, из к-рого надо исходить и к-рым нужно руководствоваться в деятельности. В наст. время термин "П." обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеч. деятельности (с сохранением первичного оттенка – первый, основной, исходный), тогда как применительно к миру употребляется термин "закон". В. Костеловский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПРИНЦИП
(Prinzip; лат.) — в субъективном смысле — основное положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия). В объективном смысле — исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес — воду; Анаксимандр — качественно неопределенный, бесконечный «апейрон»; Анаксимен — воздух; Гераклит — огонь (эфир); Пифагор — число; Анаксагор — гомеомерии; Эмпедокл — 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит — атомы; Платон - идеи; Аристотель — форму и материю; стоики - пневму; Эпикур — атомы; Спиноза — субстанцию; Лейбниц — монады; Фихте — Я; Шеллинг - абсолют; Гегель — идею, т. е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр — волю; Э. Гартман — бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведёния всего бытия и всех процессов в мире к единому внутримировому принципу.
А. Lumpe. Der Terminus R (arche) von den Vorsokratikem bis auf Aristoteles, in: Archiv f. Begriffsgesch, Bd. I, S. 104 ff. 1955.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРИНЦИП
от лат. principium - основа, начало) - 1) в субъективном смысле осн. положение, предпосылка (принцип мышления); см. Максима (принцип действия); в объективном смысле исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия). Аристотель понимает принцип в объективном смысле как первую причину: то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. Кант истолковывает принцип субъективно: он различает принципы конститутивные (только для эмпирического употребления) и регулятивные (только для трансцендентального или только для практического употребления). В качестве последнего объективного (метафизического) принципа разные мыслители принимали (если касаться содержания) следующее: Фалес - воду; Анаксимандр - качественно неопределенный, бесконечный "алейрон"; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь (эфир); Пифагор - число; Анаксагор - гомеомерию; Эмпедокл - 4 элемента и, кроме того, ненависть и любовь; Демокрит и Эпикур - форму и материю; стоики - пневму; Спиноза - субстанцию; Лейбниц - монады; Фихте - Я; Шеллинг - абсолют; Гегель - идею, т.е. сам по себе существующий разум; Шопенгауэр - волю; Э. Гартман - бессознательное. Понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к принципу; 2) основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства (см. Аксиома, Постулат); 3) основополагающая этическая норма, которая, согласно Канту, является или субъективной - максимой - и направляет волю, поскольку она выступает как руководящий по отношению к отдельным индивидам момент, или объективной - законом - и в таком случае признается значимой для воли каждого разумного существа.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРИНЦИПЫ
моральные) (лат. principium - основание) - одна из форм нравственного сознания, в к-рой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании об-ва требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием (Критерий нравственности) для более частных норм поведения. Мораль различных классов по-разному трактует нравственную сущность человека, выдвигая соответствующие этой трактовке моральные П. Так, осн. П. буржуазной морали, к-рая. исходит из того, что человек по своей «естественной» сущности эгоист, способный оказывать благодеяния об-ву лишь постольку, поскольку это отвечает его частной выгоде, являются эгоизм и индивидуализм. В личных отношениях между людьми П. эгоизма чисто внешне дополняется и ограничивается П. альтруизма. С этой т. зр. процветание об-ва в целом сводится к благополучию частных лиц, каждое из к-рых «свободно» преследует собственные интересы. Коммунистическая нравственность, напротив, исходит из того, что полное осуществление свободы человека, гармоническое удовлетворение потребностей и развитие способностей каждого возможны лишь в коллективе. Поэтому сотрудничество между людьми должно устанавливаться ве ради частной выгоды каждого, а во имя общих целей, осуществление к-рых означает и благо для каждого в отдельности. Это значит, что подлинное назначение человека состоит в сознательном служенни об-ву, а в конечном счете - человечеству в целом (П. коллективизма). В коммунистическом об-ве эта общественно полезная деятельность становится органической потребностью каждого. Помимо П., раскрывающих содержание той или иной нравственности, существуют также формальные П., раскрывающие особенности способа выполнения моральных требований (напр., сознательность и ее противоположности - фетишизм, формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм, фатализм). Хотя эти П. и не обосновывают никаких конкретных норм поведения, они, тем не менее, тесно связаны с природой той или иной нравственности, показывают, насколько она допускает сознательное отношение человека к предъявляемым ему требованиям.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
86.71 кб

Идеальное и антропный принцип

Лобов Александр Андреевич
Автором сделана оригинальная попытка философского анализа понятий «идеальное» и «идеальный объект».
Читать PDF
314.61 кб

Транстемпоральный принцип успешности психологической практики

Лукьянов О. В.
Читать PDF
383.52 кб

Противоречие между субъективным и абсолютным духом как движущий принцип секулярной классической фило

Печурчик Юзеф Юзефович
В статье исследуется обращение мыслителей Нового времени к философскому наследию Античности и Средневековья, а также зарождение в их концепциях трансцендентальной философии.
Читать PDF
642.54 кб

Виртуальный принцип повседневности

Черных Олег Николаевич
Рассматриваются фундаментальные основания повседневного опыта. Феноменологический анализ позволяет выявить ключевые порядки повседневной реальности.
Читать PDF
212.61 кб

Рефлексия как принцип философского мышления

Хачатрян А. А.
Читать PDF
192.73 кб

Принцип комплементарности в дихотомическом анализе взаимодействия цивилизаций Запада и Востока

Свечкарева Вероника Размиковна
Читать PDF
2.72 мб

Эстетика неоведантизма и принцип dhvani

Бурмистров С. Л.
Читать PDF
321.10 кб

Принцип неделания Л. Н. Толстого в контексте программы нравственного самосовершенствования личности

Мелешко Елена Дмитриевна
Читать PDF
234.33 кб

Идеократия как принцип социальной ответственности

Александрова Н. А.
Читать PDF
128.37 кб

Принцип историзма в исследовании современного общества

Деркач В. В.
Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в изучении общественных явлений, современной диалектики общественной жизни.
Читать PDF
551.06 кб

Принцип удовольствия как основа систематической целостности философии

Найман Е. А.
На примере философии Аристотеля, Декарта и Канта исследуется принцип удовольствия в качестве главного стимула человеческого познания и основы систематической целостности философии.
Читать PDF
228.12 кб

Осторожность как принцип мышления: предварительное понимание и сфера проявления

Сафонова О. В.
Суть изложении данной статьи заключается в попытке проанализировать идею осторожности как философского принципа, или фундаментальной идеи мышления, которая несет в себе позитивное социокультурное, мировоззренческое, нравственное и
Читать PDF
178.63 кб

Онтоантропный принцип «признания без исключения» в философском наследии Н. Ф. Федорова

Девятинин П. Г.
В центре внимания автора психократические идеи русского философа Н. Ф. Федорова, на основе которых в статье предложен принцип «признания без исключения».
Читать PDF
343.73 кб

Антропный принцип как интегрирующее ядро постнеклассической науки

Войцехович Вячеслав Эмерикович
Читать PDF
190.73 кб

Нравственный смысл истории как методологический принцип

Мирошников Ю. И.

Похожие термины:

  • АБСТРАКЦИИ ПРИНЦИП

    логич. принцип, лежащий в основе определений через абстракцию и связывающий три типа универсалий - классы, свойства и отношения равенства (подобия). Согласно А. п., любое отношение равенства, опреде
  • ПРИНЦИП АНТОНА ПЕТРОВА

    по имени крестьянина Казанской губернии. П. провозглашен им после Великой реформы 1861 года. Он гласит: если помещик переступит "шаг со своей земли, гони добрым словом, не послушается - секи ему голову
  • АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

    мы видим Вселенную такой, как она есть, потому что, будь она другой, нас бы здесь не было и мы бы не могли ее наблюдать.
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ

    одно из основных произведений Чернышевского, в к-ром изложены его материалистич. идеи.
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

    философская концепция, представители которой основной категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах.
  • МНОГОЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП

    см.: Принцип многозначности.
  • ПРИНЦИП ПРЕГНАНТНОСТИ

    см. Прегнантности правило.
  • Каузальности (Принцип)

    Принцип каузальности гласит: все происходящее имеет свою причину, и в одних и тех же условиях одни и те же причины порождают одни и те же следствия. В принципе каузальности находят выражение наше с
  • АВТОМАТИЗМА ПРИНЦИП

    одновременно конститутивный и регулятивный принцип концепции художественного творчества в модернизме (см. Модернизм), постулирующий снятие дискурсивного контроля с процесса письма (как вербаль
  • Лейбниц: бог и монады. Принцип индивидуации

    В согласии со многими предшественниками Лейбниц применяет понятие субстанции прежде всего к Богу. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей и, в этом с
  • Принцип дополнительности Бора

    одно из фундаментальных положений квантовой теории, состоящее в том, что в акте измерения могут быть установлены, с точностью, допускаемой принципом (соотношением неопределенностей Гейзенберга),
  • Бритвы Оккама принцип

    выдвинут У. Оккамом, англ. философом-схоластом 14 в., хотя сформулирован лишь Расселом - возможно, не без влияния "принципа экономии мышления" второго позитивизма) - сущности не следует умножать без н
  • Край, конец, начало, основание, происхождение, принцип начальствование, царство

    Философский смысл термина: Начало, происхождение (Гомер, Геродот); начало - как то, что лежит в основании (всех вещей), живая, творческая материя (Анаксимандр); пределы убеждений (Эврипид); начало как т
  • Ле Шателье принцип

    принцип поддержания термодинамического равновесия. Внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Объясняется
  • Наилучшего (Принцип)

    Предложенный Лейбницем принцип, согласно которому Бог, будучи одновременно всемогущим, всеведущим и всеблагим, всегда действует самым оптимальным способом. Он видит все, что возможно, способен ос
  • ПРИНЦИП ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СВЯЗЕЙ

    одна из наиболее интересных особенностей организации советского типа сложившихся в условиях господства авторитаризма: характеризуется возможностью вышестоящих уровней управления вмешиваться
  • Добровольности принцип

    принцип автономной этики, предполагающий добровольное (самостоятельное) решение пациента или его согласие на медицинские манипуляции при условии его информированности.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

    сформулированное Н. Бором положение, сыгравшее важную роль в становлении квантовой механики, согласно которому получение экспериментальных данных об одних физических величинах, описывающих мик
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП

    принцип, согласно которому ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания [С. 418]. П. д. о. обычно относят к логике, но он
  • Доверия принцип

    принцип автономной этики, основанный на симметричности, взаимности отношений врача и пациента, при которых пациент отдает себя в руки врача с верой в его профессионализм и добрые намерения.