Универсум

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УНИВЕРСУМ

- лат. мировое целое, мир (космос), Вселенная.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Универсум
(лат. universum – весь вообще) – целостность, целостный, охватывающий все мир.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

УНИВЕРСУМ
(Universum; лат.) — единая Вселенная; мир как астрономический целостный космос.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Универсум
от лат. universum, summa rerum) — единая Вселенная; «мир как целое» или «все сущее».

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Универсум
вся объективная реальность во времени и пространстве; в зависимости от трактовок реальности может не совпадать с понятиями «Мир» и «Вселенная».

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

Универсум
от лат. «единая Вселенная»), понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом, отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

УНИВЕРСУМ
вся единая Вселенная, включающая все ее части: первообразующие (онтологические) принципы, космос, природу, человека и т.д., находящихся в неразрывной связи и взаимообусловленности.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Универсум
(от лат. universalis – всеобщее) – мир в бесконечности его действительности и возможностей.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (Философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 7-8.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Универсум
в узком смысле совершенная область предметов, т. е. предметов необходимых и достаточных для формирования представлений о ее локальной полноте и целостности; в широком смысле - синоним вселенной, различные космогонические модели которых стали появляться с созданием А. Эйнштейном общей и специальной теории относительности. С этого времени различают понятия вселенной в качестве теоретического конструкта, модели (обозначают со строчной буквы) и понятие единой и единственной объективно реальной физической Вселенной, тождественной Метагалактике (с прописной буквы).

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

УНИВЕРСУМ
совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир — объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров. См. Мир.
 

Источник: Философский словарь

УНИВЕРСУМ
от лат.-единая Вселенная) – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В философской мысли 20 в. это понятие употребляют в основном в описании системы объектов, к которым относятся высказывания какой-либо теории. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех.миров.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

УНИВЕРСУМ
лат. universum, summa rerum) – филос. термин, к-рым обозначают "мир как целое" или "все сущее": "посредством пространства универсум содержит меня и поглощает меня как точку, посредством мысли я поглощаю его" (Pascal В., Les Pens?es, v. l, P., [1948], p. 60). Однако слова "мир" и "У. " не всегда являются синонимами: термин "У. " чаще употребляется для обозначения "множества всех миров", к-рому, в свою очередь, дают различные толкования. Напр., в эпикурейской и родственных ей филос. системах У. – собират. понятие логически не тождественных, но онтологически равноправных миров, т.е. таких, к-рым в равной мере приписывается существование в пространстве и времени, или, иными словами, к-рым приписывается одна о н т о л о г и ч е с к а я модальность – действительность. Др. толкование У. основывается на г н о с е о л о г и ч е с к о м понимании модальности "возможность" (см. Модальность), к-рая приписывается мыслимым a priori мирам, так что У. – "множество всех миров" – рассматривается как "множество всех возможных миров", или в др. терминологии – как множество всех логически возможных, т.е. мыслимых непротиворечивым образом (см. Непротиворечивость), фактов или связей вещей, без указания на онтологическую реализацию к.-л. из этих возможностей, но часто с оговоркой, что осуществима только одна из них. Логико-гносеологическое толкование У. восходит к Лейбницу (см. его "Essais de th?odic?e sur la bont? de Dieu", 1710, 1, § 8). От филос. понятия У. следует отличать логическое понятие У., или у н и в е р с у м рассуждени я ("мир рассматриваемых вещей") – понятие, характеризующее область тех предметов, к-рые изучаются в рамках данной науч. теории с помощью средств этой теории и к к-рым относятся предложения этой теории. Хотя области изучаемых предметов (У. рассуждения) могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования, тем не менее всегда – во избежание парадоксов – они должны быть ограничены так, чтобы принимаемый У. не совпадал с областью всех вообще мыслимых объектов ("всего мыслимого"), т.е., по существу, с философским "всеобъемлющим" У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество. М. Новоселов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

УНИВЕРСУМ
лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что подразумевается под «всей реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты говорили об У. как множестве пребывающих и разрушающихся миров, возникающих из движения материи, полагая это множество миров неисчислимым; Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров (см. Соч., т. 3, ч. 1, М., 1971, с. 497-98). В новое время, начиная с Лейбница, утвердился взгляд на У. как на «множество всех возможных миров», из к-рых только один - наш мир - реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т. е. непротиворечивым образом представляющие возможные факты или связи вещей. Именно с этим толкованием У. связано понятие об «описаниях состояния» (как возможных мирах) в логич. семантике и модальной логике. Мысль об У. как связном «единстве многого» порождала многочисл. филос. попытки систематики У.- исчерпывающего мысленного отображения этого единства в форме того или иного учения о мире как целом, построенного на основе общей системы принципов. Однако такая задача остается «...на все времена делом невозможным» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 36) не только в силу бесконечности У. и соответственно неисчерпаемости познания, но и в силу неоднородности У.- его составленности из миров с разными законами и разной качеств. природы (будь то мир звездного неба, мир обществ. отношений или мир элементарных частиц). В совр. науч. мышлении понятие У. все чаще приобретает смысл фиксированной системы (или систем) объектов, к к-рым относятся утверждения (высказывания) к.-л. теории. Именно поэтому говорят об универсуме рассуждения - логич. абстракции, выражающей мир мыслимых объектов, единство многого, поскольку типы изучаемых в к.-л. теории объектов могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования. Эта логич. абстракция только отчасти обобщает филос. идею У. К элементам У. рассуждения прежде всего относят индивиды, т. е. элементарные объекты изучаемой области, а, кроме того, если требуется, все их виды и роды (множества индивидов). Напр., натуральные числа, их отношения и числовые функции (абстракции разных порядков) могут составлять единый У. рассуждения. Такое широкое понимание У. вместе с утверждением, что всякое множество является элементом нек-рого У., приводит к утверждению о бесконечности множеств объектов. Др. аспект анализа идей, связанных с У., - различение стандартного и нестандартного, конструктивного и неконструктивного У., а также онтологич. и гносеологич. У. рассуждения (отнесение последнего непосредственно к теории, а первого - к возможным моделям этой теории).

Источник: Советский философский словарь

УНИВЕРСУМ
единая всеобъемлющая Вселенная. Понятие универсума выработано философией, для обозначения вечно сохраняющейся в своих изменениях и потому бесконечно возрождающейся множественности начал, состояний и форм виртуального бытия. Атрибуты вечности и бесконечности Универсума становятся мыслимыми для человека благодаря изначально присущей ему способности преобразования вещей природы в предметы культуры и познания на этой основе реальных превращений бытия. Стремление осмыслить этот стихийно формирующийся опыт сопричастности к невообразимо большому и непонятному миру вынуждало человека воссоздавать его в мифологическом воображении, фиксировать в устной речи и передавать из уст в уста, от поколения к поколению мифы о том, откуда вышел род человеческий и как произошли все вещи и явления окружающего мира. И не только в древности, но и поныне, в минуты поэтического вдохновения, в ситуациях душевного порыва и наивысшего напряжения своих творческих сил человек всегда, хотя бы на мгновение, непосредственно ощущает свою связь с Универсумом, соприкасаясь с его вечностью и бесконечностью. Именно так появляются бессмертные образы, великие творения и памятные акты человеческого гения. Религия подхватывает этот опыт мифопоэтическош приобщения к универсуму, наполняя его духовным содержанием и создавая на его основе предельно обобщенные образы, концентрирующие в себе идеи вечности и бесконечности, непостижимые для человека, но дарующие или придающие его жизни необходимую внутреннюю силу (веру). Наука в своем стремлении осмыслить феномен Универсума пошла по другому – строго познавательному пути. Научный опыт свидетельствует, что на любых уровнях организации Вселенной ее целостная картина складывается из титанического противоборства мировых сил Космического порядка и Хаотической неупорядоченности, спонтанной стихийности Начал бытия и возрождающейся в их взаимодействии прекраснейшей Гармонии. На основе соединения опыта мифопоэтического, религиозного и научного постижения действительности философия вырабатывает свой способ понимания универсума и свои понятия – так называемые универсалии – для осмысления своего отношения к целостности универсума. Смысл универсалий состоит в наименовании некоторого предельного минимума всеобщих понятий (так называемых категорий), формализованное назначение которых заключается в стремлении понять место человека в целостной картине Универсума, а содержательный смысл – в сохранении их исторически изменяющегося отношения друг к другу. В разные исторические эпохи в качестве Универсума рассматривались категории «Природа», «Дух», «Единое», «Материя», «Форма форм», «Бог», «Человек», «Мир» и др. Основной гносеологической проблемой в дискуссиях о природе и сущности универсалий было их понимание в качестве либо объективно существующей реальности, либо словесного знака («имени»), либо умственного конструкта («концепта»), соединяющего реальность с именем. Стремление понять структуру универсума через связь составляющих его целостность универсалий всегда была одной из главных забот философии, религии и науки, а реальный интерес к теме универсума то обострялся до предела, напр. в эпоху Средневековья, то затухал почти до полного исчезновения.
В настоящее время значимость проблемы Универсума и его Универсалий теоретически возрождается в связи с необходимостью отказа от антропоцентрического взгляда на место человека в Универсуме и заменой его на культурологическое понимание человека. В онтологической картине Универсума с его предельно абстрактным минимумом универсалий («Бытие – сущее – существование – небытие») феномен человека есть всего лишь «сущее» (единичность как таковая), исторически ограниченное планетарным уровнем бытия Вселенной. Напротив, последовательное теоретическое переосмысление феномена Культуры и понимание ее в качестве особой универсалии впервые позволяет связать в единую картину минимум категорий предельной значимости и в этом мировоззренческом контексте понять место человека в Универсуме и смысл его индивидуальной жизни. В. И. Плотников

Источник: История философии науки и техники.

универсум
УНИВЕРСУМ (лат. universum) — мир в целом, все сущее, взятое в единстве. «У» как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и «Вселенная» описывают физические характеристики мира в целом. «У» — гносеологическое понятие. Оно близко по смыслу к понятию «универсум рассуждения», обозначающему просто предмет любого исследования. У — это синтез всех универсумов рассуждения. В результате этого синтеза возникает универсум философского рассуждения — область, в которой приобретают смысл философские проблемы. Напр., метеорологи стремятся отличить случайные погодные явления от необходимых. Это конкретно-научная проблема, она относится лишь к конечной части У Распространив же вопрос о соотношении необходимости и случайности на У, мы получаем одну из классических философских проблем.         Философия использует для описания У два типа понятий — предельно широкие и предельно общие. Первые охватывают У в целом или одну из его основных частей своим содержанием: «У», «объективная реальность», «субъективная реальность», «социум» и т.д.; объемы таких понятий состоят из единственного объекта. Предельно общие понятия («объект», «предмет», «признак» и т.д.) охватывают либо У в целом, либо его основные части своим объемом.         Описание У, с одной стороны, в предельно широких, а с др., в предельно общих понятиях не является самоцелью для философии. Это лишь первая из двух теоретических предпосылок для ответа на основной для нее вопрос о месте человека в У и, следовательно, о его назначении, о смысле его жизни. Второй такой предпосылкой является постижение «У» внутри человека — его сознания.         Сформулировать вопросы, относящиеся к У, часто может и непрофессионал; предложить ответ на них способен, как правило, лишь философ, а вот демонстративно обосновать эти ответы не способен никто. Напр., вопрос, существуют ли в У свободные причины, т.е. ничем не детерминированные начала причинных рядов, чрезвычайно важен и для этики, обсуждающей проблему свободы воли, и для квантовой механики, говорящей, напр., о свободе воли электрона. Чтобы демонстративно обосновать два логически возможных ответа на него — утвердительный или отрицательный, — необходимо перебрать все бесконечное множество причинных рядов. Ум, способный сделать это, называют «демоном Лапласа». Человек же со своими конечными познавательными возможностями способен лишь укрепить или ослабить веру в один из этих ответов. Отсюда следует, что ответ на любой философский вопрос — это предмет философской веры, а не демонстративного доказательства.         «У» — это понятие, возникающее в результате особого познавательного процесса — предельного перехода; в данном случае — предельного синтеза всех универсумов рассуждения. Он выступает в паре с противоположным предельным переходом — предельным анализом, — расчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного процесса мы чисто умозрительно получаем представление о частях, которые уже не содержат частей — демокритовых атомах. Совокупность таких первоэлементов У называют первоматерией или просто материей. Итак, «У» и «материя» — это философские категории, возникающие как предельные продукты двух противоположных познавательных процессов — синтеза и анализа.         Вторая категория, которую нужно подсоединить к «У» наряду с «материей», чтобы понять его природу, — «форма». Она обозначает то, что образует сверхцелое, У, из сверхэлементарного — его первоэлементов. Но с помощью категорий «материя» и «форма» можно мысленно синтезировать лишь статическую картину У Чтобы «оживить» ее, вводят четвертую категорию — «движение».         Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У — это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, — это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы.         Понятие «У» является членом «с е м ь и» близких е м у по смыслу категорий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Напр., У единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д.         Г.Д. Левин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
75.78 кб

Коммуникативный универсум: размышления по поводу новой книги И. Э. Клюканова

Леонтович Ольга Аркадьевна
Настоящая публикация это отклик на новую книгу И.Э. Клюканова Коммуникативный универсум (2010), посвященную сущности коммуникации и механизмам ее развертывания, а также статусу науки, занимающейся их изучением.
Читать PDF
407.58 кб

Универсум, Абсолют и проблема всеединства

Донской Алексей Геннадьевич
В статье предлагается философский анализ категорий Абсолют и Универсум в онто-гносеологическом и пространственно-временном аспекте применительно к проблеме всеединства.
Читать PDF
279.26 кб

И. Э. Клюканов. Коммуникативный универсум

Султанова М. А.
Читать PDF
266.84 кб

Тринитарный универсум

Мищенко Анна Вадимовна
Рассмотрены основные теоретические обоснования тринитарного устройства универсума в трудах западноевропейских и русских мыслителей с точки зрения богословского и формально-логического подходов, изучены общие и специфические аспект
Читать PDF
2.01 мб

Человек как универсум: проблемы и деятельности

Гарпушкин Вячеслав Ефимович
Читать PDF
219.18 кб

Бесконечная Вселенная и неисчерпаемый универсум

Финогентов В.Н.
Сквозь призму категорий «бесконечный» и «неисчерпаемый» в статье рассматривается соотношение понятий «Вселенная» и «универсум».
Читать PDF
263.22 кб

Аксиологический универсум космизма и трансгуманистическое искусство: горизонты взаимоотношений

Акименко Е.С.
В статье рассматривается актуальная интерпретация культуротворческого универсума космизма (с центральными темами эволюции, постчеловека, NBIC-технологий, экстропии, бессмертия, искусственного интеллекта и т. п.
Читать PDF
329.11 кб

Художественное сознание как универсум

Пичко Наталья Сергеевна
Статья посвящена феномену художественного сознания. Автор указывает на междисциплинарный характерданной проблемы.
Читать PDF
308.18 кб

Коренное изменение места и роли человечества в бытии социоприродного универсума

Олейников Юрий Васильевич
Читать PDF
205.18 кб

Совпадение и бесконечность: coincidentia как структура универсума в трактате Николая Кузанского «Об

Хан Анета
Читать PDF
281.87 кб

Слово об Универсуме

Рыбаков Николай Сергеевич
Читать PDF
408.58 кб

Семиотические основания эволюции универсума

Смирнов Дмитрий Григорьевич
Статья посвящена системному анализу взаимодействия ноосферы и семиосферы в условиях современного информационного общества.
Читать PDF
244.55 кб

Человек в эволюции Универсума: трактовка Н. О. Лосского

Суворова О. С.
В статье выделяются онтологические и философско-антропологические положения, ставшие основаниями разработки Н. О.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие универсума в философии Г. В. Лейбница

Сараф Михаил Яковлевич
Раскрывается содержание понятия «универсум» по мнению автора недостаточно представленное в научной литературе о Лейбнице.
Читать PDF
427.63 кб

Принцип неисчерпаемости универсума: антропологическое обоснование и аксиологические следствия

Финогентов В. Н.
В статье предпринята попытка прояснить одно из ключевых мировоззренческих понятий: понятие универсума.

Похожие термины:

  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения

    множество объектов, рассматриваемых в пределах одного рассуждения или в научной теории, т.е. тех объектов, к которым относятся термины и утверждения теории. П.о. включает в себя прежде всего индиви
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или: Универсум рассуждения, область теории

    - множество объектов, рассматриваемых в пределах отдельного рассуждения, научной теории. П. о. включает прежде всего индивиды, т. е. элементарные объекты, изучаемые теорией, а также свойства, отноше
  • УНИВЕРСУМ КОГНИТИВНЫЙ

    максимально интегрированная система знания социального, охватывающая весь "жизненный мир" субъекта. Одна из двух основных разновидностей социально-когнитивной системы, характеризующаяся моноце
  • УНИВЕРСУМ РАССУЖДЕНИЯ

    см.: Предметная область.
  • Вселенная (Универсум)

    Для большинства философов Вселенная – это совокупность всего, что существует и происходит. Поэтому вселенных не может быть много, в обратном случае – вселенная была бы суммой этих вселенных. А чт