КОНСТАНТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОНСТАНТА
[от лат. constans постоянный]– постоянная величина в ряду изменяющихся.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Константа
от лат. constans — постоянная) — постоянная величина. Постоянство величины х обозначается символически записью х = const.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КОНСТАНТА
(от лат. constans — постоянный, не изменяющийся) — остающееся неизменным при всех процессах, изменениях, расчетах; постоянная величина. Напр., в физике есть целая совокупность постоянных величин, входящих в разл. физ. з-ны. Значением фундаментальных постоянных и их соотношением определяется устройство нашего мира. К таким К. относятся скорость света, постоянная всемирн. тяготения, постоянная Планка (квант действия), элементарный заряд, масса электрона, масса протона и др. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОНСТАНТА
от лат. constans - постоянный, неизменяющийся) - остающееся неизменным при всех изменениях и расчетах. В современной метафизике исследуется значение универсальных физических констант, прежде всего константа скорости света с (300 000 км/с), гравитационная постоянная (см. Гравитация), константа кванта действия Планка (6,55 • 10-27 эрг/с; см. также Квантовая теория) и электрического элементарного кванта е (1,6 • 10-19 Кл). Значение этих констант состоит в том, что они стоят друг к другу в отношении, решающем для мировых явлений, и что они связывают измерения в четырехмерном континууме.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КОНСТАНТА
п о с т о я н н а я (от лат. constans, род. п. constantis – постоянный, неизмененный), – такой из объектов в нек-рой теории, значение к-рого в рамках этой теории (или, иногда, более узкого рассмотрения) считается всегда одним и тем же. К. противопоставляются таким объектам, значения к-рых изменяются (сами по себе или в зависимости от изменения значений др. объектов). Наличие К. при выражении мн. законов природы и общества отражает относит. неизменность тех или иных сторон реальной действительности, проявляющуюся в наличии закономерностей. Важной разновидностью К. является К., относящиеся к числу физич. величин, – таких, как длина, время, сила, масса (напр., масса покоя электрона), или более сложных величин, численно выразимых через отношения между этими К. или их степенями, – таких, как объем, скорость, работа и т.п. (напр., ускорение силы тяжести у поверхности Земли). Те из К. этого рода, к-рые считаются в совр. физике (в рамках соответствующих ее теорий) имеющими значение для всей наблюдаемой части Вселенной, наз. мировыми (или универсальными) К.; примерами таких К. являются скорость света в пустоте, квантовая постоянная Планка (т.е. величина т.н. кванта действия), гравитационная постоянная и др. На большое значение мировых К. наука обратила внимание в 20–30-х гг. 20 в. При этом нек-рые зарубежные ученые (англ. физик и астроном А. Эддингтон, нем. физик Гейзенберг, австр. физик А. Марх и др.) пытались дать им идеалистич. истолкование. Так, Эддингтон видел в системе мировых К. одно из проявлений самостоят. существования идеальных математич. форм, выражающих гармонию природы и ее законов. На самом же деле универсальные К. отражают не мнимое самостоят. бытие (вне вещей и познания) указанных форм, а (выражаемые обычно математически) фундаментальные законо-мерности объективной действительности, в частности закономерности, связанные со строением материи. Глубокий диалектич. смысл мировых К. раскрывается в том, что нек-рые из них (квантовая постоянная Планка, скорость света в пустоте) являются своего рода масштабами, разграничивающими различные классы процессов, протекающих принципиально по-разному; вместе с тем такие К. указывают и на наличие определ. связи между явлениями этих классов. Так, связь между законами классич. и релятивистской механики (см. Относительности теория) может быть установлена из рассмотрения такого предельного перехода уравнений движения релятивистской механики в уравнения движения классич. механики, к-рый связан с идеализацией, состоящей в отказе от представления о скорости света в пустоте как о конечной К. и в понимании скорости света как бесконечно большой; при др. идеализации, состоящей в рассмотрении кванта действия как бесконечно малой величины, уравнения движения квантовой теории переходят в уравнения движения классич. механики и т.п. Кроме этих важнейших К., определяемых сугубо физически и фигурирующих в формулировках многих осн. законов природы, широко используются там же и такие, определяемые чисто математически, К., как числа 0; 1; ? (отношение длины окружности к диаметру); е (основание натуральных логарифмов); постоянная Эйлера и др. Не менее часто используются и К., к-рые являются результатами известных математич. операций над указанными К. Но чем труднее выразить часто употребляемую К. через более просто определяемые К. (или такие самые простые К., как 0 и 1) и известные операции, тем более самостоятельным является ее участие в формулировках тех законов и соотношений, в к-рых она встречается, тем чаще для нее вводят спец. обозначение, вычисляют или измеряют ее возможно точнее. Иные из величин встречаются эпизодически и являются К. лишь в рамках рассмотрения нек-рой задачи, причем они могут даже зависеть от выбора условий (значений параметров) задачи, становясь К. лишь при фиксировании этих условий. Такие К. часто обозначают буквами С или K (не связывая эти обозначения раз навсегда с одной и той же К.) или просто пишут, что такая-то величина = const. А. Кузнецов, И. Ляхов. Москва. В тех случаях, когда в математике или логике роль рассматриваемых объектов играют функции, К. называются такие из них, значение к-рых не зависит от значений аргументов этих функций. Напр., К. является разность х–х как функция от х, т.к. при всех (числовых) значениях переменной х значением функции х–х является одно и то же число 0. Примером функции алгебры логики, являющейся К., является A/A (рассматриваемая как функция от "переменного высказывания" А), т.к. она при всех возможных значениях своего аргумента А имеет (в рамках обычной, классич. алгебры логики) одно и то же значение 1 (к-рым характеризуется условно отождествляемое с ним логич. значение "истина"). Примером более сложной К. из алгебры логики является функция (АВ?ВА). В нек-рых случаях функция, значение к-рой постоянно, отождествляется с самим этим значением. При этом значение функции выступает уже как К. (точнее, как функция, являющаяся К.). Аргументами этой функции могут считаться любые выбранные буквенные переменные (напр., А, В, х, у и т.п.), т.к. все равно она от них не зависит. В др. случаях такого отождествления функции, являющейся К., с ее значением не производят, т.е. различают такие две К., у одной из к-рых среди ее аргументов есть переменная, к-рой нет у другой. Это позволяет, напр., определять функцию как ее таблицу, а также упрощает схематич. определение нек-рых операций над функциями. Наряду с такими К., значения к-рых являются числами (быть может и именованными) или характеризуются числами, встречаются и иные К. Напр., в множеств теории важной К. является натуральный ряд N, т.е. множество всех целых неотрицат. чисел. Значением функции, являющейся К., тоже может быть объект любой природы. Напр., рассматривая функции от такой переменной А, значениями к-рой являются подмножества натурального ряда, можно определить такую из этих функций, значением к-рой при всех значениях переменной А будет множество всех простых чисел. Кроме физич. величин и функций в роли таких объектов, нек-рые из к-рых оказываются К., часто (особенно в логике и семантике) рассматривают знаки и их комбинации: слова, предложения, термины, формулы и т.п., а в качестве значения тех из них, о значениях к-рых особо не говорится, их смысловые значения (если таковые имеются). При этом выявляются новые К. Так, в арифметич. выражении (терме) 2+3–2 К. оказываются не только числа 2 и 3 и результаты операций над ними, но также и знаки + и –, значениями к-рых являются операции сложения и вычитания. Эти знаки, являясь К. в рамках теоретич. рассмотрения обычных школьных арифметики и алгебры, перестают быть К., когда мы выходим в более широкую область совр. алгебры или логики, где знак + имеет в одних случаях значение операции обычного сложения чисел, в др. случаях (напр., в алгебре логики) – сложения по модулю 2 или булева сложения, в иных же случаях – иной операции. Однако при более узких рассмотрениях (напр., при построении конкретной алгебраич. или логич. системы) значения знаков операций фиксируются и эти знаки, в отличие от знаков переменных, становятся К. Выделение логич. К. играет особую роль в применении к объектам из естеств. языка. В роли логич. К. в рус. языке выступают, напр., такие союзы, как "и", "или" и др., такие кванторные слова, как "все", "всякий", "существует", "некоторый" и др., такие глаголы-связки, как "есть", "суть", "является" и др., а также такие более сложные словосочетания, как "если..., то", "если и только если", "существует единственный", "тот, который", "такой, что", "эквивалентно тому, что" и др. Средством выделения логич. К. в естеств. языке является усмотрение одинаковости их роли в огромном числе случаев умозаключений или иных рассуждений, позволяющее объединить эти случаи в ту или иную единую схему (логич. правило), в к-рой объекты, отличные от выделенных К., заменены соответствующими переменными. Чем меньшим числом схем удается охватить все рассматриваемые случаи рассуждений, чем проще сами эти схемы и чем больше мы гарантированы от возможности ошибочных рассуждений по ним, тем более оправданным является выбор фигурирующих в этих схемах логич. К. А. Кузнецов. Москва. Лит.: Эддингтон ?., Пространство, время и тяготение, пер. с англ., О., 1923; Джинс Д., Вселенная вокруг нас, пер. с англ., Л.–М., 1932; Борн М., Таинственное число 137, в сб.: Успехи физ. наук, т. 16, вып. 6, 1936; Гейзенберг В., Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; его же, Открытие Планка и осн. филос. вопросы учения об атомах, "Вопр. философии", 1958, No 11; его же, Физика и философия, М., 1963; Сб. ст. по матем. логике и ее приложения к нек-рым вопросам кибернетики, в кн.: Тр. матем. ин-та, т. 51, М., 1958; Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг, "Вопр. философии", 1958, No 11; Успенский В. ?., Лекции о вычислимых функциях, М., 1960; Кэй Дж. и Лэби Т., Таблицы физ. и хим. постоянных, пер. с англ., 2 изд., М., 1962; Курош А. Г., Лекции по общей алгебре, М., 1962; Свидерский В. И., О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, М., 1962, гл. 3; ?ddington A. St., New pathways in science, Camb., 1935; его же, Relativity theory of protons and electrons, L., 1936; его же, The philosophy of physical science, N. Y.–Camb., 1939; Louis de Broglie, physicien et penseur, P., [1953 ]; March ?., Die physikalische Erkenntnis und ihre Grenzen, 2 Aufl., Braunschweig, 1960.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
281.15 кб

Экологическая константа стратегии устойчивого развития современного общества

Зейналов Гусейн Гардаш Оглы
В начале ХХI века для устойчивого развития общества экология обретает константное значение.
Читать PDF
372.09 кб

Онтологическая константа соотношения творчества и псевдотворчества в пространстве даосской философск

Качай Илья Сергеевич
Статья посвящена выявлению онтологической природы творчества в контексте философии даосизма. Особое внимание уделяется анализу философских концепций Лао Цзы, Чжуан Цзы, Цзун Бина и Лю Аня.
Читать PDF
510.39 кб

"учиться быть человеком": диалог как константа человеческой экзистенции

Бадмаев Валерий Николаевич
Человечество находится в такой ситуации, когда различные цивилизации должны научиться жить рядом в мире, учась друг у друга, взаимно обогащая жизнь. Отсутствие диалога может привести к непониманию, напряженности, столкновениям.
Читать PDF
141.63 кб

Поиск констант философии поступка для решения проблемы целостности человеческой личности (по историк

Готьятова Т. Л.
Решение проблемы поступка не только философской проблемы, но этической проблемы позволяет выработать новое мировоззрение, являющееся основой универсальной картины мира, столь необходимой в наше время конфликта философских идей.
Читать PDF
258.34 кб

Антисенсуализм Платона и его концепция идей как констант знания и бытия. Разновидности знания и диал

Соколов Василий Васильевич
Читать PDF
329.65 кб

Постулат единства мировых констант экологической стабильности

Аствацатуров Артем Ервандович, Басилаиа Мариана Артемовна, Тюрина Татьяна Александровна
В статье рассмотрены фундаментальные постоянные как ориентиры в решении сложнейших задач экологической безопасности и стабильности в системе «Человек Природа».
Читать PDF
267.08 кб

О базисных логико-философских константах теории коммуникации

Булычёв Игорь Ильич, Кирюшин Алексей Николаевич
Читать PDF
205.51 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
287.28 кб

2014. 01. 002. Цибизова И. М. Константин Нойка в современной румынской философской мысли. (аналитиче

Читать PDF
333.69 кб

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТАНТ

Моторина Л.Е.
В статье показано методологическое значение фундаментальных антропологических констант: самотождественность, самотрансценденция, целостность, открытость, духовность, телесность, творчество, свобода; рассматривается взаимосвязь пон
Читать PDF
325.30 кб

Александр Герцен и Константин Леонтьев: философское сравнение

Гревцова Елена Степановна
Читать PDF
84.71 кб

Анатолий Константинович сухотин человек и философ

Сагатовский Валерий Николаевич
Читать PDF
360.71 кб

Константинополь и Петербург: из истории Восточного вопроса в XIX в

Петрунина О.
Читать PDF
2.65 мб

Об антропологических константах космической ритмологии

Карцева Галина Александровна, Семенов С. В.
The article looks at the Universe's rhythms in the context of their impact on humans.
Читать PDF
0.00 байт

Сеть: от метафоры к онтологической константе

Сивоконь Алена Сергеевна
Статья посвящена исследованию истории понятия «сеть» в социально-философском дискурсе.

Похожие термины:

  • ВОЛЬНЕЙ Константен Франсуа

    (Volney, 1757—1820) - франц. историк, просветитель, полит. деятель. При Наполеоне I получил титул графа, после реставрации Бурбонов - титул пэра Франции. По филос. взглядам сенсуалист; был близок к атеизму. В.
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич

    русский философ, публицист, поэт. Считал, что вера в Бога — основа познания человеком мира, а высшая истина постижима лишь в движении Бога и человека навстречу друг другу, т.е. путем божественного о
  • Арсеньев Константин Конс­тан­ти­но­вич

    видный петербургский либерал и адвокат, постоянный сотрудник "Русского Вестника", "Отечественных Записок", "Вестника Европы". Был председателем Совета присяжных поверенных Петербургской судебной
  • БАКРАДЗЕ Константин

    грузинский философ и логик. В 1918 поступил в Тбилисский университет, учился у Нуцубидзе. В 1922-1925 — в Германии, где работал у Гуссерля, И. Кона, Р. Кронера. По возвращении работал в Тбилисском университ
  • БАКРАДЗЕ Константин Спиридонович

    24 ноября 1898—28 апреля 1970)—грузинский философ. Окончил Тифлисскую гимназию и философский факультет Тбилисского университета (1922); в 1922—25 продолжал учебу в Германии, занимался, в частности, в семина
  • ИСТРАТИ Константин

    (5 сент. 1850 – 9 янв. 1918) – рум. ученый-химик, пытавшийся с позиций материализма объяснить совр. ему науч. открытия. Д-р медицины (1877), проф. Бухарестского ун-та (с 1887). Основатель "Рум. об-ва наук" и "Рум. асс
  • БРУННЕР Константин

    (псевдоним Леопольда Вертхеймера) — писатель-философ; р. 28.8.1862 (Альтона) — ум. 28.8.1937 (Гаага). Сын еврейского раввина, изучал философию и историю, в 1933 бежал в Гаагу. Вместе с Д. фон Лилиенкроном и О. Эрн
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ

    см. Вселенские соборы.
  • БРАНКОВИЧ Константин

    Brankovi?), Константин (25 мая 1814 – 22 нояб. 1865) – сербский философ. С 1839 – проф. лицея в Белграде. С 1854 преподавал логику, психологию и педагогику в Высшей школе в Белграде. В 1856 – ред. газ. "?umadinke", с 1859 – ценз
  • БРУННЕР Константин, Лео Вертхеймер

    род. 28 авг. 1862, Альтона - ум. 28 авг. 1937, Гаага) нем. писатель-философ. Выступал в защиту учения Спинозы о единой субстанции и против антисемитизма; создал психологию, в основе которой лежит учение о дви
  • БЫКОВ Константин Михайлович

    [8 (20) янв. 1886 – 13 мая 1959] – сов. ученый-физиолог, акад. АН СССР (с 1946) и действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1944). Ученик И. Павлова. В 1948–50 – директор Ин-та физиологии центр. нервной системы Академии ме
  • Черненко, Константин Устинович

    1911-1985) - мальчик на побегушках у Брежнева, Черненко стал временным вождем КПСС и Советского Союза после смерти Андропова в 1983 году до собственной смерти.
  • ФРАНЦ Константин

    род. 12 сент. 1817, Хальберштадт - ум. 2 мая 1891, Блазевиц, близ Дрездена) - нем. естествоиспытатель и государствовед. Вначале был сторонником философии Гегеля и Шеллинга, затем - эмпиризма; полемизировал в
  • Физические мировые константы

    см. Константы мировые.
  • ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ

    см. Константа.
  • КОНСТАНТЫ

    (Konstanten; от лат. constans — «установившийся, неизменяющийся») — остающееся неизменным при изменениях или расчетах. В физике (а также в метафизике) нашего времени исследуется значение универсальных физ
  • ВОЛЬНЕЙ, Вольне Константин Франсуа

    подлинная фамилия — Буажире (3 февраля 1757, Краон— 25 апреля 1820, Париж)—французский просветитель, философ, ученый-ориенталист, политический деятель. Научные интересы Вольнея включали вопросы истор
  • ГУТБЕРЛЕТ Константин

    род. 10 янв. 1837, Гейсмар - ум. 27 апр. 1928, Фульда) - нем. философ. Соединил томистское учение с учением Суареса, пытался найти "математические основания теологического доказательства бытия Бога" ("Das Unendliche
  • ПЛАТОНОВ Константин Иванович

    18(30).10.1877, Харьков - 6.08.1969, Харьков) - психиатр и психоневролог. Окончил медицинский ф-т Харьковского ун-та. В 1912 г. подготовил диссертацию "Воспитание сочетательно-двигательного рефлекса на составной
  • ЛEOHTЬEB Константин Николаевич

    рус. писатель, литературный критик и социолог. Один из представителей неославянофилов. Следуя Н. Я. Данилевскому, выделяет три стадии развития социального организма: первичной простоты (когда элем