ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение) - осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с целью понять бытие (как присутствующее также в существовании, понимающем себя сущим) и раскрыть смысл бытия. Фундаментальная онтология показывает, как бытие обнаруживается в существовании (см. Экзистенция, Экзистенциалии); она претендует быть основой всех опытных наук.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
(Fundamentalontologie; от лат. ftmdamentum — «основание», греч. on — «бытие» и logos — «учение») — основное учение о бытии — обозначение результатов исследования М. Хайдеггером (человеческого) существования (Dasein), изложенных в его работе «Бытие и время» (1960) и часто неточно называемых «экзистенциальной философией», с целью понять бытие [Sein] (как присутствующее также в существовании [Dasein], в понимающем себя сущем) и раскрыть смысл бытия. Фундаментальная онтология показывает, как бытие обнаруживается в существовании; см. также Экзистенциалии; она претендует быть основой всех опытных наук.
А. Pöggeler. Der Denkweg М. Heideggers, 1963.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
нем. Fundamentalontologie) — термин, которым М. Хайдеггер (до кон. 1920-х гг.) обозначает собственный тип философствования. Фундаментальная онтология на этом этапе есть основа для вопрошания о бытии, лежащая в основе всех остальных форм метафизического (философского) вопрошания. В то время как попытки найти фундаментальную дисциплину, которая послужила бы основой для философии, были достаточно традиционными, новизна подхода Хайдеггера заключается в следующей мысли: поскольку даже логика предполагает определенную расположенность ученого, позволяющую ему заниматься чисто логическими отношениями и формами, то анализ того, как человек становится способным к такой расположенности, должен быть основным (или «приморидиальным»). Невозможно считать «первой философией» изучение природных объектов, поскольку эти объекты уже подверглись категоризируюшему действию разума. Единственная возможность построить «первую философию» заключается в анализе человека, являющегося источником этой категоризации. Причем этот анализ не должен ограничиваться анализом человеческого знания, поскольку знание только один из способов, какими человек есть в мире. Основополагающим для всей последующей системы философского знания должен стать фундаментальный (можно также сказать — трансцендентальный) анализ существующего человека. Это является главной (предварительной) задачей «Бытия и времени» (ср. § 4, 5, 7С, 9, 10). «Предварительной» — потому что в качестве основной цели своего труда Хайдеггер называет прояснение вопроса о смысле бытия. Между тем большая часть «Бытия и времени» посвящена анализу человеческого бытия-в-мире. Представляется, что автор, предлагая философию человека, развивает антропологию философскую, но никак не онтологию. С этим мнением, впервые высказанным еще Э. Гуссерлем, Хайдеггер категорически не согласен. Он считает, что онтологический вопрос о бытии (субстантива от «быть») предполагает прояснение вопроса «что значит быть?». Но этот вопрос может быть поставлен только человеком, следовательно, необходимо предварительное прояснение самого смысла этого вопроса и анализ того сущего, которое этот вопрос задает. Экзистенциальная аналитика Dasein — только «путь», «целью» же является разработка вопроса о бытии. Поэтому экзистенциальная аналитика Dasein в «Бытии и времени» является неотъемлемой частью онтологии. Вопрос о бытии не может быть изолирован от вопроса о человеке. Они взаимосвязаны: изучение человека выявляет структуру онтологии, разработка вопроса о бытии говорит о том, что человек есть.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
210.21 кб

Феноменология и фундаментальная онтология

Мухутдинов О. М.
Читать PDF
7.37 мб

Фундаментальная онтология как антропология

Алейник Раиса
В статье обсуждаются причины неослабного интереса к философскому наследию М.
Читать PDF
339.91 кб

Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера

Моторина Любовь Евстафьевна
В статье дается систематическое изложение основных идей о бытии крупнейшего современного немецкого философа Мартина Хайдеггера. Излагается его понимание герменевтики в сравнении с Шлейермахером, Дильтеем и Гуссерлем.
Читать PDF
736.34 кб

Возвращение метафизики и фундаментальной онтологии

Кожевников Н. Н., Данилова В. С.
Читать PDF
111.78 кб

"ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ" И ОНТОЛОГИЯ ДИГИТАЛЬНОГО МИРА

Сокулер Зинаида Александровна
Онтологический статус виртуальных объектов рассматривается на языке хайдеггеровской фундаментальной онтологии.
Читать PDF
129.80 кб

Феномен «Понимание» в фундаментальной онтологии Хайдеггера

Голенков Сергей Иванович
В статье рассматриваются место, роль и устройство феномена понимания в фундаментальной онтологии Хайдеггера. Выявляется структура феномена понимания в бытии «вот» Dasein.
Читать PDF
99.52 кб

Понятие о феномене в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Сафронов Петр Александрович
The author researches the role of the notion on the phenomenon in the context of Heidegger's philosophy.
Читать PDF
85.16 кб

Понятие экзистенции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Паткуль Андрей Борисович
В статье изложены результаты анализа понятия «экзистенция» в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. Показано, что философ называет экзистенцией особый способ бытия, присущий человеческому существу.
Читать PDF
81.11 кб

Поступок как основание фундаментальной онтологии М. М. Бахтина

Кривошеев Алексей Викторович
Анализируется философская работа М.М. Бахтина "К философии поступка". Рассматривается один из аспектов поступка, а именно проблема поиска абсолютно необходимого основания поступка в теоретических науках и эстетике, т.е.
Читать PDF
489.50 кб

Время как горизонт понимания бытия в фундаментальной онтологии

Паткуль Андрей Борисович
Статья посвящена понятию времени в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. В ней проведено концептуальное различие между обыденным пониманием времени и научно-онтологическим его пониманием.
Читать PDF
458.93 кб

Концепция экзистенциалов в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера

Бурханов Рафаэль Айратович, Никулина Ольга Вячеславовна
Статья посвящена анализу концепции экзистенциалов в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера.
Читать PDF
316.55 кб

Фундаментальная онтология Джона Серля и минимальные условия политического

Поспелова Ольга Вячеславовна
В статье дан анализ подхода Д. Серля к проблеме необходимых условий политической реальности. Серль ставит этот вопрос в контексте своей фундаментальной онтологии.
Читать PDF
789.82 кб

Мышление и мир: начала фундаментальной философской онтологии в античности

Мурзин Н. Н.
Вопрос о связи мышления и мира вернулся в фокус современной философии благодаря Мартину Хайдеггеру и его проекту фундаментальной онтологии.
Читать PDF
661.64 кб

Неуязвимый дискурс: метафизика как фундаментальная онтология дискурсивности

Мурзин Н.Н.
В статье предпринимается попытка представить дискурс, дискурсивное как метафизическое событие и, соответственно, рассмотреть (накоротке) историю метафизики в ее основных пунктах (досократики Платон, Аристотель, Плотин средневекова
Читать PDF
175.97 кб

Соотношение подручного и наличного в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

Демин И. В.
В статье рассматривается проблема соотношения бытийных модусов подручности и наличности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.