A PRIORI

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

A PRIORI
лат.) - независимый от опыта.

Источник: Философский энциклопедический словарь

A PRIORI
доопытное (знание): противопоставляется a posteriori, т.е. знанию, полученному из опыта. A priori отличается от a posteriori, как рациональное познание от экспериментального.

Источник: Философский словарь

A PRIORI
[лат.] — из предшествующего, до и независимо от опыта. Согласно И. Канту именно априорное знание, являющееся продуктом разума, обеспечивает возможность экспериментального, апостериорного. Основание любого знания является логическим, а именно априорным. Вполне правомерно подчеркивая особую роль творческого воображения человека, Кант в своем стремлении выделить основания всякого научного знания проявлял чрезмерные притязания. Он хотел представить эти основания в абсолютном неизменном виде, но такое желание невозможно согласовать с динамикой научного знания, его непрекращающимся ростом. В связи с этим необходимо рассмотреть, каким образом одна теория сменяет другую. Основания новой теории являются результатом критики, проблематизации и тематизации устаревших теорий. См. трансцендентальное, a posteriori.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

A Priori
Все то, что в духовной жизни существует независимо от опыта, в частности то, что делает сам опыт возможным (трансцендентальность), следовательно, все то, что должно, по меньшей мере, рассуждая логически, предшествовать опыту. У Канта таковы априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (категории).
Не следует смешивать априорное и врожденное. Врожденное указывает на хронологическое или фактическое предшествование; априорное – на логическое или теоретическое предшествование. Врожденное принадлежит сфере метафизики, психологии и, как мы все больше убеждаемся в последнее время, биологии; априорное – сфере гносеологии или теории познания. Априорное может быть благоприобретенным (при условии, что оно проистекает не из опыта, как сказал бы Кант, а из самой умственной деятельности); врожденное по определению не может быть благоприобретенным. Наконец, врожденное очевидно существует в телесной форме, собственно, это и есть само тело, в частности мозг. Что касается существования априорного, то оно остается сомнительным; настаивать на его существовании можно только в том случае, если считать, что тело и дух суть не одно и то же, а разные вещи.
Хотя «всякое наше познание начинается с опыта, – пишет Кант, – отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение). Верно, не доказывает, но и не исключает этого. Ведь может оказаться, что правы Локк и эмпирики, иными словами, что в уме не появляется ничего, что не проистекало бы от органов чувств и опыта. Сформулированное ими знаменитое правило звучит так: «Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu» (нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях). Лейбниц сделал к этой формуле маленькое добавление, полностью перевернувшее весь ее смысл: «nisi ipse intellectus» (кроме самого интеллекта). A priori, если только оно существует, и есть то умственное, что логически предшествует всем эмпирическим данным, благодаря которым оно и проявляется. Материалисты видят здесь скорее одну из способностей нашего мозга. В уме, сказали бы они, не существует ничего вне зависимости от опыта взаимодействия мозга с миром и с самим собой; ничего, кроме самого мозга, а это уже не априорное, а врожденное.
В повседневной речи выражение a priori употребляют для обозначения нуждающейся в проверке гипотезы, а иногда даже предрассудка или предвзятой идеи. В философском контексте подобного употребления следует всячески избегать, дабы не вносить путаницы. Вот почему нельзя сказать, что понятие a priori (в техническом смысле) является априорным (в расхожем смысле). Но никто не может запретить нам так думать.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
5.53 мб

Кантовское a priori как эсхатологическая реальность

Лошаков Руслан Анатольевич
Решение Кантом третьей космологической антиномии включает в себя различие между временем и временностью. Последняя есть свобода как акт сознания.
Читать PDF
1,013.92 кб

Синтетические суждения a priori И. Канта

Ненашев М. И.
В статье показывается, что кантовское учение об априорных синтетических суждениях в геометрии отражает реальные свойства геометрического знания.
Читать PDF
99.43 кб

Концепт языка как формы a priori символического в философии Э. Кассирера

Шилова Светлана Алексеевна
В статье актуализируются взгляды немецкого философа Эрнста Кассирера сквозь призму символического идеализма.
Читать PDF
730.82 кб

Понятие a priori в философии логического эмпиризма и его первые критики

Соколова Т.Д.
Философия логического эмпиризма во многом определила направление развития и круг основных проблем движения философской мысли, которое впоследствии стало именоваться аналитической философией.
Читать PDF
120.14 кб

Прагматическое a priori Кларенса Ирвинга Льюиса

Соколова Т.Д.
Читать PDF
220.93 кб

Прагматическая концепция a priori

Льюис Кларенс Ирвинг, Соколова Т.Д.
Читать PDF
255.01 кб

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МАТЕРИАЛЬНОЕ A PRIORI?

Шлик Мориц
Читать PDF
11.50 мб

A priori и философия науки: новый взгляд на старые теории

Соколова Т.Д.
(Рецензия на книгу: David J. Stump. Conceptual Change and the Philosophy of Science: Alternative Interpretations of the A Priori. Routledge: NY, Abingdon. 2015. 176 pp.
Читать PDF
105.68 кб

2000. 04. 012. Веджвуд Р. Априорные правила рациональности. Wedgwood R. The a priory rules of ration

Зубцов С. В., Казарян В. П., Панченко А. И.

Похожие термины:

  • Аналитические и синтетические суждения a priori

    нем. analytische und synthetische Urteile a priori)—термины кантовской философии, имеющие также широкое применение в различных направлениях современной философской мысли, главным образом в рамках аналитической фил
  • ARGUMENTUM A PRIORI

    априорный (доопытный, изначальный) аргумент; по У. Оккаму, вывод от причины к следствию, от предшествовавшего к последующему. Равнозначно propter quid в более позднем употреблении.
  • A posteriori a priori

    (a, ab от, posterior позднейший, последующий, prior— предшествующий, первый), два выражения, употребляемые иногда для указания происхождения наших понятий. Словом a priori означают происхождение понятий, не за