Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба
Поделиться с друзьями:

ПРАВОВОЙ ЗАКОН

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Определение

ПРАВОВОЙ ЗАКОН

властно-регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно-правовым нормам и в силу этого обладающий всей полнотой действия в пределах данной правовой системы. Для современного общества понятие и концепция П. з. являются одним из фундаментальных принципов легитимации государственных актов и действий государственно-политических институтов, с одной стороны, и закрепляемым правовым способом разнообразных потребностей общества и граждан, с другой. Наиболее простая и абстрактная формула П. з. представлена дефиницией "Правовой закон есть закон, созданный и функционирующий по праву". При этом для каждой социально-политической системы существует собственная или специфическая конъюнктура определения существующих или вновь создаваемых законов в качестве П. з. Уже на заре теоретического правосознания - в эпоху античности - сложилось представление о возможности различения позитивных законов по тем или иным критериям, определяющим их "правильность" либо "неправильность". Такими критериями, как правило, выступали общее благо и естественная справедливость; причем их принципы носили умопостигаемый характер и совпадали с общекосмическим Логосом. В то же время в античной мысли складываются концепции возможного несовпадения П. з. с разумной моральностью (Демокрит), справедливостью (софисты) либо практической эффективностью (Платон). Специфическая черта правового статуса закона в античную эпоху - его ограниченность сферой политического и, отчасти, хозяйственного взаимодействия свободных и равных граждан. Средневековая богословская и юридическая мысль дополняют классические античные критерии ссылкой на божественное право либо "универсальный закон" (Фома Аквинский), соответствие которому легитимирует законодательный акт в качестве П. з. Коллизия между содержанием закона и принципами универсально-божественного мироустройства (последние выражены в Священном Писании и Священном Предании, а также в каноническом церковном праве) рассматривается авторитетными церковными органами и дает последним основание освобождать подданных от обязанности повиновения неправедным законам. При этом полагается, что нарушение божественных и конкретизирующих их естественных законов может относиться только к области присвоения и распоряжения властно-законодательными прерогативами. Сам принцип властвования и законодательствования носит и сохраняет безусловно божественный характер. Средневековая мысль выдвигает принцип сословного представительства как дополнительной инстанции, инициирующей, легитимирующей и контролирующей полноценный правовой статус власти и ее законотворческих актов. В новое время с изменением социально-экономического уклада меняется и понимание П. з. Все большую роль в легитимации законодательных актов начинают играть представления о естественных неотчуждаемых правах личности, присущих человеку от рождения и определяющих его равную с другими правоспособность. Правовой статус законов теперь соотносится с общим благом, понимаемым как возможность блага для большинства граждан государства. Сама законодательная прерогатива государства истекает из волеизъявления народа (ситуация общественного договора) и становится легитимной и общеобязательной лишь в случае соответствия этому волеизъявлению. Установление такого соответствия - прерогатива выборных представительных органов, являющихся носителями законодательной власти и контролирующих деятельность правительства (монарха). С т. зр. содержания, П. з. признается лишь такой долговременный, необходимый и разумный законодательный акт, предписания и запреты которого совпадают с требованиями "естественного разума" как носителя естественного права. Такая позиция предполагает принципиальную идентичность механизма деятельности и самого содержания сознания всех индивидов. С XVII - XVIII вв. благодаря этому в философии права устанавливается принцип формально-правового равенства всех людей, чье участие в системе правоотношений определяется единой для них природой интересов и потребностей. В классических естественно-правовых теориях от Т. Гоббса до Ж.-Ж. Руссо весь конструируемый механизм государственно-политической машины предназначен для Уравновешивания общегражданских, сословно-групповых и частных интересов. Такое равновесие, достигаемое за счет разделения властей и верховенства закона, представляется не только как оптимальный правопорядок, но и как идеальное политическое устройство вообще. При этом постепенно нарастает акцентирование активности народа (граждан) по отношению к государственно-правовой системе, складывается радикальная концепция "народного суверенитета", распространяющегося (Ж.-Ж. Руссо) не только на сферу конкретного законодательствования, но и на сферу принципиального нормотворчества. В классической немецкой философии И. Кантом и Г. В. Ф.Гегелем были разработаны фундаментальные для современной политикоправовой мысли концепции П. з., вобравшие в себя основные достижения предшествующей эпохи. Прежде всего было подчеркнуто внутреннее различие законов правовых и Моральных: в учении И. Канта утверждается принцип моральной автономии индивида по отношению к любой внешне-правовой системе обязательств. Но абсолютная моральная автономия, в то же время сопряжена с обязанностью подчиняться законам и установлениям государства, поскольку они (даже в случае их неоптимальности) являются основой стабильного правопорядка, который, в свою очередь, есть залог формирования морально совершенного сообщества (последнее Кант приравнивает к "царству божию"). Философия права Гегеля в целом строится на двояком логическом принципе: разведение права и закона как "идеи" и "наличного бытия", с одной стороны, и обнаружение их диалектической тождественности, с другой. Гегелевская формула такова: "Право есть нечто святое вообще уже потому, что оно есть наличное бытие абсолютного понятия, самосознательной свободы". Это позволяет ему определить, что в реально функционирующих системах законов не каждый государственный акт является П. з. С другой же стороны, поскольку государство как "в себе и для себя реализованная разумная воля" санкционирует какой-либо акт, постольку в нем необходимо есть разумно-правовое начало. В конечном счете, все фундаментальные принципы и идеи права обретают свою позитивную реальность лишь посредством государственного законодательствования. В этом случае, по Гегелю, основным признаком П. з. становится его способность "положительного соединения субстанционального и индивидуального", т. е. способность действовать для общегосударственных интересов, учитывая и сохраняя при этом правовые интересы и свободу отдельных граждан.
В либеральных теориях права (И. Бентам, Б. Констан) акцент в понимании П. з. смещается в сторону разработки институтов и процедур, позволяющих гарантировать и обеспечивать права личности даже вопреки воле и действиям государства. Отсюда вырастает принцип автономности судебной и местной муниципальной власти, возрастание их законотворческой значимости. Марксистская социально-политическая теория рассматривает право и закон как выражение и закрепление воли правящих классов, средство подавления сопротивления подвластных классов и консервации политического строя. В таком контексте значимость понятия П. з. существенно снижается, хотя марксистской традиции принадлежит неоспоримое первенство в разработке взаимосвязи социально-классовых интересов и законодательно-правовой активности различных субъектов. Именно на основе классового подхода в конце XIX - начале XX вв. сложились правовые концепции солидаризма, в которых в качестве П. з. рассматривались регулятивные акты, направленные на синтез классовых интересов. Само право в данной концепции объявляется надклассовым и потому обладающим общеобязательным характером. В целом для второй половины XIX - XX вв. характерно формирование многостороннего и гибкого понятия П. з., которое становится фундаментом современной концепции правового общества и государства. Его основные компоненты: 1. П. з. опирается на конституционные принципы и не может им противоречить ни формально, ни содержательно; 2. Процедура формирования и принятия П. з. всегда многоступенчата и предполагает участие всех установленных конституцией ветвей власти; 3. Общеобязательный характер, т. е. П. з. действует не только на всей территории государства, но и распространяется на все категории населения, исключая какую-либо правовую дискриминацию; 4. Действие П. з. распространяется на все властно-политические инстанции и институты так, что любое действие любого государственного органа предпринимается в соответствии с внутренними законами государства; 5. Эффективность П. з. прямо зависит от уровня развития правосознания общества, от доверия граждан и их готовности подчиняться предписаниям и ограничениям, налагаемым на них законами; 6. Правовому регулированию подлежат лишь внешне-деятельные аспекты жизни граждан; духовная жизнь гражданина и его убеждения не подлежат властно-правовой регуляции; 7. П. з. гарантирует сохранность и неприкосновенность неотчуждаемых прав и свобод личности, личное достоинство граждан и их безопасность; 8. П. з. не имеет "обратного действия" (т. е. его регуляции не подлежат действия, совершенные до момента вступления П. з. в силу); 9. П. з. может быть изменен или отменен только при соблюдении всех предусмотренных конституций законодательных процедур; 10. С содержательной т. зр. П. з. направлен на обеспечение интересов большинства граждан государства или государства в целом, причем должна быть возможность той или иной компенсации ущемления интересов меньшинства, неизбежного при масштабности и разнообразии современных обществ. Весь комплекс перечисленных признаков П. з. представляет собой оптимум современного правосознания, но говорить о реальной возможности достижения для каждого законодательного акта такого статуса не приходится. В реальной политико-правовой жизни современных обществ следует говорить лишь о большей или меньшей степени приближения правовых систем к оптимуму П. з. При этом нужно учитывать и саму зависимость его понятия и роли в жизни общества от конкретной социально-исторической ситуации, типа общественных отношений и властно-политической организации общественной жизни.
Е. В. Гутов
Этимология

Этимология:

Закон Образовано от существительного кон «черта, предел, граница», т. е. закон – это то, что определено, заключено в границы. Этот же корень в словах искони, конец и начало (см.). Ср. также предел.

У других авторов

У других авторов:

Не найдено.
Кроме того, определение дают: юристы
Статьи по теме

Статьи по теме:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И «О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» // Павлов И.Ю., Голубева Е.Г. »

2010.01.062. ХАЗОВА Е.Н., ХАЗОВ В.Е. МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ. - М.: ЮНИТИ: ЗАКОН И ПРАВО, 2009. - 155 С. - БИБЛИОГР.: C. 138-154. // Алферов О.А. »

2009.04.009. АСТАПЕНКО П.Н. ПОЛИЦИЯ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - М.: ЗАКОН И ПРАВО: ЮНИТИ ДАНА, 2008. - 209 С. - (НАУЧ. ИЗД. ДЛЯ ЮРИСТОВ). - БИБЛИОГР.: С. 184-192. // Алферова Е.В. »

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ОТНОШЕНИЕ ИНДИВИДА К ПРАВУ И ЗАКОНУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ УСТАНОВКИ (ТИПА ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ) // Казурова О.Ю., Корякина Т.Н. »

2007.03.024. ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ: ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ВО ВЬЕТНАМЕ. «ELECTRICITY LAW»: А LEGAL FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF VIETNAM"S COMPETITIVE ELECTRICITY MARKET // VIETNAM LAW AND LEGAL FORUM. - HANOY, 2005. - MARCH. - P. 10-12. // Филатов А.В. »

НЕСООТВЕТСТВИЕ СДЕЛКИ ЗАКОНУ ИЛИ ИНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ, КАК ОСНОВАНИЕ ЕЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Желонкин С.С. »

ОПТИМАЛЬНЫЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СТРУКТУРА КАТЕГОРИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» В УГОЛОВНОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И ОЦЕНКЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА // Дворецкий М.Ю. »

2010.01.049. КУТУЕВ Э.К. МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: ЗАКОН И ПРАВО, 2009. - 111 С. - (НАУЧ. ИЗД. ДЛЯ ЮРИСТОВ). - БИБЛИОГР.: С. 102-111. // Ананиан Л.Л. »

2008.03.019. ДИТЯТКОВСКИЙ М.Ю. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ: ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: ЗАКОН И ПРАВО, 2007. - 285 С. // Моргунова А.И. »

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ЗАКОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ // Захаров А.А. »

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ В РАМКАХ ПРАВОВОГО ПОЛЯ ЗАКОНА № 225- ФЗ // Александр Владимирович Колесников, Игорь Владимирович Сосунов, Сергей Анатольевич Молчанов »

2005.01.032. РЕЗЕПКИН О.Ю., ЖУРАВЛЕВ И.А. ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОБЛЕ-МЫ / ПОД РЕД. ЖУРАВЛЕВА И.А. - М.: ЮНИТИ: ЗАКОН И ПРАВО, 2003. - 152 С. - БИБЛИОГР.: С. 149-151. // Ананиан Л.Л. »

ПРАВОВОЙ ОБЗОР ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА РАССМОТРЕНИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ И СОДЕРЖАЩИХ ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Леткова О.В. »

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ПО ЗАКОНУ ОБ ИСЛАМСКИХ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Комарова Л.В., Андреева В.Н. »

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» И ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ // Червяковский А.В. »

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ СДЕЛОК, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА ИЛИ ИНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ // Парсиев А.К. »

98.01.018. МУРАВСКИЙ В.А. ЗАКОН И АКТУАЛЬНОЕ ПРАВО В ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА / РАН. УРАЛ, ОТД-НИЕ. ИН-Т ФИЛОСОФИИ И ПРАВА. ПРЕПРИНТ. ЕКАТЕРИНБУРГ, 1996. 79 С. БИБЛИОГР.: С. 70-78. // Загоруйко К.Ф. »

2008.01.049. ПАВЛУХИН А.Н., ЖАРКО Н.В., ХУХУА З.Д. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА: (УГОЛОВ.-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) / ПОД РЕД. ПАВЛУХИНА А.Н. - М.: ЗАКОН И ПРАВО: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 144 С. - (ВЫСШ. ПРОФ. ОБРАЗОВАНИЕ. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ). // Ананиан Л.Л. »

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ЗАКОН И ПРАКТИКА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Саленко А.В. »

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ НОВОГО ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» // Овчинников В.А., Меликян А.Б. »

99.02.019. ИСАЕВ И.А. МЕТАФИЗИКА ВЛАСТИ И ЗАКОНА: У ИСТОКОВ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ. - М.: ЮРИСТ, 1998. - 256 С. // Листовская В.Н. »

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ» // Анищенко К.Ф. »

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ УНИКАЛЬНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОХРАНЕ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА») // Румянцев В.А., Алхименко А.П., Кудерский Л.А., Соболь И.А., Уханов И.С. »

2005.01.017. ПЕТРОВСКИЙ С.В. ИНТЕРНЕТ-УСЛУГИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИИ. - М.: ИЗДАТ. СЕРВИС ; РОСТОВ Н/Д.: ФЕНИКС, 2003. - 272 С.- (ЗАКОН И ОБ-ВО). // Алферов О.Л. »

ПЕРЕХВАТ ОХРАНЯЕМОЙ ЗАКОНОМ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Бегишев И.Р. »

СТАНДАРТ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА (НА ПРИМЕРЕ СТАНДАРТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) // Козулин А.И. »

2006.03.009. КАМБИ Ж.П. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРАВОВОЙ НОРМЫ. CAMBY J. P. LA LOI ET LA NORME ( // Абрамова Е.И. »

2011.01.008. ХЭБЕРЛЕ П. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ КАК «ЭКСПОРТИРУЕМАЯ ЦЕННОСТЬ» В СОРЕВНОВАНИИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ. H // Андреева Г.Н. »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИЗМЕНЕНИЯХ И ДОПОЛНЕНИЯХ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ РФ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» // Матюшева Т.Н. »

показать еще →
Схемы и таблицы
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. ораториане
    от лат. oratorium - молельня) - члены католич. конгрегации священников, основанной Филиппом Нсри в Р...
  2. дессауэр фридрих
    19 июля 1881—16 февраля 1963)—немецкий биофизик, философ-неотомист. В 1920—37—профессор Университета...
  3. троп
    ТРОП (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — термин, исходно обозначающий слово или выражение, уп...
  4. универсалии
    культуры исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойств...
  5. футуризм (от лат. - будущее)
    - одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуа...
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
69
33K
Pedagogics
115
33K
Sociology
71
23K
Political science
92
62K
Jurisprudence
179
310K
History
134
60K
Philosophy
230
161K
Economics
161
91K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!