ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
одно из лаправлений в совр. протест, теологии; крупнейший представитель - П. Тиллих. В работе «Религиозная субстанция культуры» (1959) он обосновывал необходимость диалога христианства с науками и искусством тем, что автономия культуры, утрата ею «религ. субстанции» равнозначна утрате смысла. Церковь должна стремиться не к тому, чтобы возрождать свои «культурные рудименты», а открывать в формах существующей автономно от нее культуры самые глубокие измерения - ее конечный смысл, отношение к безусловному. Целью является теономия, т. е. преодоление противоположности между культурой и церковью. Такая теономная культура, преодолевающая противоречия жизни посредством приобщения к «основе бытия», представляется в Т. к. как «предвосхищение царства божьего».

Источник: Атеистический словарь

Теология культуры
направление теолого-филос. мысли, рассматривающее проблемы культуры, исходя из систематизированных принципов вероучения религии. В христ. мысли различаются протестантский (Тиллих, братья Ричард и Райнхольд Нибуры (см. Нибур, Райнхольд, Нибур, Ричард), Меланд и др.), католический (Маритен, Жильсон, Лонерган и др.) и православный (Флоренский, Федотов и др.) варианты истолкования проблем культуры. Наибольшее развитие Т. к. получила в протестантском модернизме. Она явилась результатом пересмотра концепции социального евангелизма, культур-протестантизма (нем. и амер. теологи Гарнак, Фр. Пибоди, Ш. Мэтьюс, У. Раушенбуш и др.); его последователи видели цель религ. деятельности в переустройстве светской культуры, призывая к построению “царства Божьего на земле”, сближали идеалы социальные и евангельские. Реакцией на культур-протестантизм явилась неоортодоксальная программа К. Барта. В отличие от присущего культур-протестантизму жесткого разведения светских и религ. идеалов, философии и теологии, культуры и религии, представители теологии кризиса рассматривали процессы секуляризации и сакрализации как внутренние по отношению к религии и культуре. В работах Тиллиха была сформулирована цель — придать религ. освящение всей деятельности человека, преодолеть существующую противоположность между религией и культурой. Католич. подход к проблемам культуры был сформулирован в учениях теологов и религ. философов, утверждавших, что человеч. деятельность становится культурогенной только в том случае и в той мере, в какой ее пронизывает идея Бога. Идеи “православной культуры” широко обсуждались в работах Бердяева, С. Н. Булгакова, Розанова, Франка и других религ. философов к. 19 — нач. 20 в. Особый интерес вызывают работы Флоренского, сформулировавшего оригинальный вариант православного богословия культуры. К наст. времени существует большое разнообразие теол. концепций культуры. Один из вариантов их систематизации дан в работах Рич.Х. Нибура, полагавшего, что многоликость Иисуса Христа находит свое отражение и в его отношениях с культурой. Философско-теол. и культурологич. построения теологов культуры базировались на разл. вариантах методологии диалектической теологии. Так, Тиллих опирался на метод корреляции, позволяющий соотнести проблемы человеч. жизни, заботы и трудности через содержание вероучения с их последним основанием, с Богом. Сходные проблемы занимали внимание католика Б. Лонергана, к-рый в трудах “Метод в теологии”, “Философия Бога и теология” подчеркивал, что ключевая задача совр. католич. теологии состоит в замене разрушающихся форм мышления, соединенных с вечными истинами и логич. идеалами, новыми формами мышления, к-рые согласуются с динамикой развития и с конкр. стилем совр. метода. Для православной Т.к. также характерно использование при анализе проблем религии и культуры принципа антиномичности. К числу проблем, затронутых в Т.к., относится осмысление кризиса совр. культуры, поиск причин и путей выхода из него, создание модели религ. культуры в соответствии с осн. христ. догматами, место идеи Бога в культурно-истор. процессе и др. Осн. порок совр. об-ва теологи культуры видят в том, что люди “привыкают веровать в культуру вместо Бога”. Цивилизация обозначила сферу творений рук человеческих, рожденных холодным расчетом. Занимаясь жизнеустроением, человек далеко не всегда задается вопросом о предназначении бытия и своей собств. судьбы. Причины болезни об-ва кроются в мировоззрении человека, к-рый возомнил себя богом и ограничивается своим серединным миром культуры, таящим вырождение и смерть. Секуляризация разрушает и совр. культуру, и религию. Христианин призван быть “соработником” Божьим (I Коринф., 3,9). Эти слова ап. Павла важны для понимания сути культурно-материального творчества человека. Овладевая природой, снимая с нее таинств. покров, человек изгоняет из нее магию божеств. присутствия. Миф о вселенском могуществе человеч. разума, науки и техники вызвал к жизни господство иррациональных, слепых сил технотронной цивилизации. Она живет по своим законам, все больше и больше подчиняя себе человека, превращая его из “гармонии духа и тела”, из символа божеств. творения в простого оператора машины. В зависимости от того, какова цель деятельности людей, что лежит в основе культуры, теологи различают разл. модели культуры. Так, Тиллих рассматривал три типа культур: “автономную”, “гетерономную” и “теономную”. Культура — плод и развитие земных усилий человека, созидание материальных предпосылок жизни и нравств. и интеллектуальных ценностей. В этом смысле культура антиномична, она носит временной характер. Религия же питается из вечности, и ее цель заключается в достижении непосредств. связи с божеств. сущностью. Именно религия сообщает культурной деятельности высшее единство и конечный смысл. Религия помогает сохранять нерукотворный образ человека и тем определяет развитие подлинной, “теономной” культуры. Следовательно, основа союза в том, что религия содержит аспекты и символы культуры, а культура несет в себе “религ. субстанцию”. Культуру творит человек, созданный по образу и подобию Бога. В основе культуры лежит духовное наследие Творца, в силу чего культура помогает людям осознать свое место в мире, свое подлинное предназначение. Повернувшись лицом к изначальному, через идею Бога и культуру, в к-рой эта идея проявляется, человек осознает себя и может спасти об-во от губит. потенций, скрытых в человеч. природе, испорченной первородным грехом. Все виды человеч. деятельности следует подчинить культовой, к-рая, т.о., приобретает изначальное, исходное значение. Выполняя свою особую задачу — установление связи человека с миром Бога, — культ и является средоточием, “бутоном” культуры. Влияние идей теологии культуры во вт. пол. 20 в. стало постепенно ослабевать в связи с дальнейшей трансформацией религ. сознания, появлению в зап. теологии учений “мертвого Бога”, “секулярной теологии” и др. Лит.: Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1-2. М., 1990; Он же. Иконостас: Избр. тр. по искусству. СПб., 1993; Пупар П. Церковь и культура. Заметки о пастырстве разума. Милан; М., 1993; Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Нибур Х.Р., Нибур Р. Христос и культура. Избр. труды. М., 1996; Protestantismus als Kritik und Gestaltung. Hrsg. von P. Tillich. Darmstadt, 1929; Maritain J. Religion et culture. P., 1930; Meland B.E. Faith and Culture. N.Y., 1953; Idem. The Realities of Faith: The Revolution in Cultural Forms. N.Y., 1962; Niebuhr H. Richard. Christ and Culture. N.Y., 1951; Idem. Radical Monotheism and Western Civilization. Lincoln, 1960. Л.П. Воронцова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
378.22 кб

ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ПАУЛЯ ТИЛЛИХА

Левит С.Я.
В статье в терминах онтологии, антропологии, культурологии рассматриваются основные проблемы творчества П. Тиллиха известного немецко-американского христианского мыслителя, теолога, культурфилософа.
Читать PDF
97.10 кб

Теология культуры Н. А. Бердяева

Зимовец Людмила Григорьевна, Пушкарь Алла Ивановна
Рассматривается специфика культурологической концепции Н. Бердяева.
Читать PDF
612.88 кб

Древнееврейская теология и культура благословений

Макарова Галина Александровна
В данной статье осуществляется теолингвистический анализ древнееврейских благословений, содержащихся в Книге Берешит (Бытие).
Читать PDF
268.16 кб

Предпосылки философской теологии в дохристианской культуре

Орлов Михаил Олегович
Статья посвящена рассмотрению проблемы и анализу специфики возникновения теологического дискурса в Античности; рассматривается категориальный аппарат античной философии, который позднее был переосмыслен христианскими теологами.
Читать PDF
1.33 мб

ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТАФИЗИКА ЗЛА

Алексеева Мария Юрьевна, Океанский Вячеслав Петрович, Океанская Жанна Леонидовна, Маслов Виктор Георгиевич, Крохина Надежда Павловна
Выделены два последовательных гипертренда отечественной культурно-цивилизационной истории византийский и западный.
Читать PDF
214.12 кб

Культура Нью Эйдж в контексте научной рациональности и теологической религиозности

Лебедев Владимир Юрьевич, Федоров Алексей Васильевич
Появление большого количества мифологических элементов в культурной системе свидетельствует о формировании известного уровня напряженности.
Читать PDF
771.48 кб

К теологии культуры Пауля Тиллиха: проблема демаркации “сакрального” и “секулярного”

Эдуард Саблон Лейва
В данной статье рассматривается проблема демаркации религии и культуры, церкви и общества, теологии и философии в горизонте теологии Пауля Тиллиха.
Читать PDF
94.23 кб

От антагонизма к сотрудничеству: популярная культура в зеркале протестантской теологии

Михельсон Ольга Константиновна
В статье рассматривается эволюция отношения теологов, в первую очередь протестантских, к популярной культуре, прошедшая путь от фактически полного неприятия не только к приятию, но и к активному использованию произведений популярн
Читать PDF
81.60 кб

Ж. Маритен об образовании: культурологические идеи в системе взглядов теолога и философа

Морозова Ирина Николаевна
Анализируются проблемы, связанные с деструктивными процессами в культурообразовании, в частности дегуманизацией, ценностным кризисом культуры. В качестве предмета исследования рассмотрены работы теолога и философа Ж.
Читать PDF
211.37 кб

Двуединая предметность философии и теологии как феномен западноевропейской интеллектуальной культуры

Подоровский Виктор Евгеньевич
Статья раскрывает содержание предметной взаимосвязи философии и теологии в западноевропейской средневековой мысли.