Закон единства и борьбы противоположностей

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой - составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

Источник: Тематический философский словарь

Закон единства и борьбы противоположностей
раскрывает связь между связанными единым отношением явлениями, между противоположностями (т. н. бинарными оппозициями), которые в своем единстве образуют главное противоречие, имманентно (т. е. внутренним образом) присущее вещи. В действительности таких противоположностей множество. Естественно, что в любом явлении или вещи существует множество противоречий, но при этом всегда можно вести речь о главном, коренном противоречии, которое, в сущности, и есть причина, источник изменения этого явления или вещи. В этом суть Закона единства и борьбы противоположностей, который, однако, наряду с двумя другими законами диалектики, представляет собою лишь момент (форма проявления) более общего закона развития меры.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
(или: «Закон всеобщей противоречивости», «Закон взаимопроникновения полярных противоположностей», «Закон антиномического монодуализма» и др.). Один из основных законов диалектики, раскрывающий причину самодвижения и развития (по отношению к другим законам выступает как «ядро» диалектики). Диалектическое противоречие есть только там, где есть развитие, самодвижение. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. Противоречия есть в любой развивающейся системе, от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе. Наиболее важными состояниями диалектических противоречий являются состояния: 1) гармонии, 2) дисгармонии, 3) конфликта. Гармония может переходить в дисгармонию и конфликт, как и, наоборот, при соответствующих условиях - дисгармония в гармонию, а конфликт - в дисгармонию или (непосредственно) гармонию. Противоречие есть процесс, Во-первых, состояние противоположностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия, не остается неизменным, а само непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются, для чего требуются затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнительным движением. Чтобы быть ПОДЛИННЫМ источником развития, противоречия должны разрешаться. Существуют общедиалектические противоречия, охватывающие материальную и духовную действительность и специфически-диалектические, разделяемые, в свою очередь, на два подтипа: предметные противоречия и диалектические противоречия познания.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
все общий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ядро” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, “стороны” и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “источник” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в к-рой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс ее развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета “в логике понятий”. В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, к-рое толкует “источник” движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное, и свели к средству опровержения движения и многообразия (“отрицательная диалектика” — апория). В эпоху Возрождения идею “совпадения противоположностей” развивали Николай Кузанский и Бруно. Кант “устранял” антиномии лишь путем дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга Гегеля, к-рый сделал в исследовании проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. зап. философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого (“трагическая диалектика”), с др.— попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (позитивизм). Марксизм материалистически истолковал и разработал Е. и б. п. з. “как закон познания (и закон объективного мира)” (Ленин). Подход к этому закону с т. эр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлен против сведения его к сумме примеров, на понимание его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих функций. Он определяет также и структуру научной теории, поскольку последняя раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — Капитал” Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий, их синтеза. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр.естествознания, к-рое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм сделал категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет причин бояться противоречий или мешать их разрешению. Мировоззренческое и воспитательное значение этого закона выражается и в том, что он учит никакую ступень развития, никакое достижение истории не рассматривать как окончательные и ориентирует на бесконечное творчество.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Единства и борьбы противоположностей закон
всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., к-рые (1) находятся в неразрывном единстве, (2) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. (3) взаимопроникают друг друга. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие внутри сущности предмета непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает подлинное конкретное единство многообразия как конкретное, а не мертвое тождество. Тем самым он позволяет воспроизвести конкретную целостность и развитие предмета «в логике понятий». Вот почему этот закон — «ядро» диалектики. В нем наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления метафизическому, к-рое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как «потустороннее» для многообразия. Метафизика толкает на путь подмены движения и конкретного единства многообразия описанием внешних результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся история диалектики есть история борьбы вокруг этих проблем, попыток их решения. Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная диалектика» — апория). Попытку синтеза того и другого предпринял Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Куванский и Бруно. Кант «устранял» антиномии лишь за счет разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия (Фихте, Шеллинг, Гегель). Гегель сделал в разработке проблемы противоречия самое большее, что можно было сделать, оставаясь на почве идеализма. Для совр. буржуазной философии характерны, с одной стороны, тенденция иррационализации противоречия как якобы неразрешимого, с др. — попытка отрицать эту категорию, подменяя ее терминологическими различениями (концепции позитивистского толка). Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей «как закон познания (и закон объективного мира)» (Ленин). Понимание этого закона с т. зр. принципа совпадения диалектики, логики и теории познания направлено против сведения его
к «сумме примеров». Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Доказательство его всеобщности требует исследования этих его функций. Этот закон определяет также и структуру научной теории, поскольку она раскрывает диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — «Капитал» Маркса. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как оно разрешается. Разрешение его не имеет ничего общего с устранением путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение внешних, относительно самостоятельных противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении этого закона, на исследовании противоречий общества; оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него все свои революционные выводы. Социализм есть закономерный результат развертывания и разрешения путем социальной революции противоречий капитализма. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Социализм тоже развивается путем противоречий, во они носят специфический характер (Антагонистические и неантагонистические противоречия). Категория диалектического противоречия имеет важное методологическое значение и для совр. естествознания, к-рое все чаще сталкивается с противоречивой природой объектов. Марксизм-ленинизм доказал, что коммунизм сделает категорию противоречия достоянием образа мыслей, вытекающего из целостного освоения мира человеком, у к-рого нет больше причин бояться противоречий или мешать их разрешению.

Источник: Философский словарь. 1963