Национальная
ФИЛОСОФСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

ВОЛЯ


Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.

ВОЛЯ - феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на дистижении последней. Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко внепрактическому сознанию, феномен В. является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (желающий и целепо-лагающий субъект) и составляющей объективно-предметной (субъект целеполагающий и водящий), транслируя импульс потребности в импульс к действию. В акте В. субъект объективирует (посредством осознания потребности), легитимирует (на основе осуществления выбора) и санкционирует в качестве цели субъективное желание, конституирующееся в данном процессе как объективно реализуемая цель деятельности, выступающая, с одной стороны, результатом рефлексии над потребностью, с другой - прогностическим образом будущего продукта деятельности. В сфере В. происходит синтез идущего от желания "я хочу" и выводящего на операциональные шаги "я должен", что является актуальным как в случае концентрации усилий на достижении цели, так и в ситуации отказа от нее ради альтернативных ценностей (доминирование другой цели). Ядром волевого акта, таким образом, является осознание ценностного содержания и личной значимости сформулированной цели, ее соответствия или не соответствия личностным ценностным шкалам. В реальном функционировании сознания В. обеспечивает определенный баланс побудительных и тормозных функций, стимулируя одни и блокируя другие действия в зависимости от артикулированной субъектом цели. В структуру волевого акта входят принятие решения, предполагающее осуществление выбора в контексте борьбы мотивов и содержательно совпадающее с формулировкой цели, и мобилизация усилий на его реализации (по формулировке Джеймса, воплощением волевого акта является созидательное усилие "fiat" - "да будет"). Феномен В. фундирован индивидуальным когнитивным тезаурусом субъекта, артикулирующим объективную по содержанию информацию в свете ее субъективного смысла, и тесно связан с феноменом установки, т.е. предрасположенности субъекта к тому или иному комплексу действий, обусловливающей скорость реагирования на предъявляемую ситуацию (Л. Ланге), формирующей психологическое состояние готовности, детерминирующее степень и направленность активности различных психических процессов (Н. Ах), конституирующую комплексную "модификацию субъекта" как основу его целесообразной избирательной активности (Узнадзе) или задающую субъективную ориентацию индивидов на те или иные социальные ценности (социальная психология  и социология после У. Томаса и Знанецкого). Психологические концепции В. дифференцируются на автогенетические, трактующие В. как автохтонный феномен (Вундт, И. Линдворски), и гетерогенетические, возводящие В. в качестве вторичного продукта к чувственной сфере (Г. Эббин-гауз и др.) или в сфере мышления (Гербарт). Аналогично в историко-философской традиции отчетливо проявляются две тенденции трактовки феномена В.: с одной стороны В. интерпретируется как продукт внешней детерминации, природа которой понимается как физиологическая, психологическая, социальная или трансцендентная (в зависимости от общей направленности концепции); феномен В. в рамках данных философских теорий, как правило, не акцентируется и практически не выступает предметом специального философского рассмотрения. Второй вектор философской традиции связан в этом контексте с интерпретацией В. как финально автохтонного феномена, атрибутивной характеристикой которого выступает самодостаточная свобода (см. Свобода воли) и который определяет сущность бытия и формирует его, что задает в истории философии такую самостоятельную традицию, как волюнтаризм. В концепциях постмодерна понятие В. используется для обозначения принципиально свободной и не ограниченной дискурсивными правилами субъективности, не конституируемой, однако, в качестве субъекта как такового и противостоящей традиционной интерпретации последнего ("номадические сингулярности" Делеза, например). В качестве универсалии культуры  В. аксиологи-чески акцентируется в ряде национальных традиций, будучи осмысленной в качестве апофеоза свободы (см. традиционная русская "воля вольная", как снятие любых пространственных и нормативных границ - в отличие от понятой как результат рационально обоснованных ограничений свободы, либо в качестве не совпадающего со свободой феномена). В данном случае В. трактуется как имманентное человеку состояние в отличие от свободы как результата сознательного преодоления несвободы в сознательном целеполагающем усилии: русск. "отпустить на В." в значении "вернуть к исходному, временно нарушенному внешним вмешательством состоянию".

М.А. Можейко


Альтернативные толкования термина воля:
  1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
    ВОЛЯ - феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориента...
  2. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
    ВОЛЯ - способность человека желать чего-то или предпочитать одно другому; активное начало в нас, предр...
  3. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
    ВОЛЯ На всякое живое существо известные предметы действуют привлекательным, другие отталкивающим образо...
  4. В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
    ВОЛЯ качество человеческого интеллекта, о какой-то свободе которого спорят уже многие века, лежащее в ос...
  5. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
    ВОЛЯ динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой – от слабого желания ...
  6. Д. Мид. Теософский словарь.
    ВОЛЯ В метафизике и оккультной философии Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности...
  7. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
    ВОЛЯ продуманная и сознательная деятельность. Согласно классической схеме, воля предполагает: 1) наличие...
  8. И. Ивин. Философский словарь.
    ВОЛЯ (лат. voluntas, англ, will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) — специфическая способность или с...
  9. Н.Карпицкий. Диалектика человеческого бытия: глоссарий, 1995 г.
    ВОЛЯ - любовь в аспекте утверждения себя внутри инобытия, открытия себя для другого. ...
  10. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
    ВОЛЯ - структурный элемент духовности, представляет собой способность человека ставить себе цель и прилаг...
  11. Новая философская энциклопедия, 2003 г.
    ВОЛЯ (лат. voluntas) — специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли ...
  12. П.Кикель.Краткий философский словарь.
    ВОЛЯ - способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфи...
  13. Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
    ВОЛЯ – сознательная устремленность человека на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волев...
  14. Советский философский словарь, 1974 г.
    ВОЛЯ способность к выбору цели деятельности и внутр. усилиям, необходимым для её осуществления. В. - спец...
  15. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
    ВОЛЯ – это психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить...
  16. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
    ВОЛЯ - в противоположность влечению представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается н...
  17. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
    ВОЛЯ — сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм рассматрив...

Предметная область термина воля включает 13 определений:
  1. ШОПЕНГАУЭР: МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВОЛЯ
    Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями предст...
  2. ВОЛЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    трактовалась, с одной стороны, в связи с платоновскоаристотелевским пониманием души и ее сил, а ...
  3. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) - сочинение Шопенгауэра. В предисловии...
  4. СВОБОДНАЯ ВОЛЯ
    Первой догмой, в которую я отказался верить, была свобода воли. Мне казалось, что все движен...
  5. МИРОВАЯ ВОЛЯ
    центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок л...

Статьи по теме:
  1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВ КОРРЕКЦИИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Волкова О.В. »
  2. ЭКФРАСИС И НАРРАТИВ В РОМАНЕ С. СОКОЛОВА «МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ» // Карбышев А.А. »
  3. ДИСПЕРСИЯ ИЗГИБНО-КРУТИЛЬНОЙ ВОЛНЫ, РАСПРОСТРАНЯЮЩЕЙСЯ В БАЛКЕ (ЧАСТЬ I) // Ерофеев В.И., Орехова О.И. »
  4. ТАТАРЫ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ // Ногманов А.И. »
  5. «UM DEUTSCHLAND WOLLEN WIR LEBEN»: ОБРАЗ ГЕРМАНИИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ ВОЛЬФГАНГА БОРХЕРТА // Платицына Н.И. »


У нас также ищут:
  1. ПРОСФОРА
    (греч., букв. - приношение) - в первые века существования христианства так назывались приношения...
  2. МАК-ТАГГАРТ ДЖОН ЭЛЛИС
    (3.9.1866, Лондон, - 18.1.1925, там же), англ. философ-идеалист. Представитель т. н. радикального...
  3. БЕРНХЭМ (ВURNHAM) ДЖЕЙМС (1905-1987)
    — американский социолог и историк гуманитарного знания, сформулировавший теорию "революции управ...
  4. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП
    — принцип о возникновении человека в наблюдаемой части Вселенной имеет в настоящее время три вари...
  5. ЛИЛЙТ
    (евр. «ночная») - ночной дух (позднее — привидение), являющийся спящим в виде прекрасной женщины...

Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину









Rambler's Top100