Национальная
ФИЛОСОФСКАЯ
энциклопедия

Словари

Сайты

Поиск для сайта

СОЗНАНИЕ


Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.

СОЗНАНИЕ - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир  чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выражается понятиями "субъективная реальность" , "идеальное". В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность С. Идеальное характеризует сущностное содержание С. как субъективной реальности. Определение С. в психологии связывается со способностью субъекта выделять себя из окружающего мира, со способностью к самоотчету и самонаблюдению, с существованием его не только в индивидуальной, но и надиндивидуальной форме ("Я" и "Сверх-Я"). Социология изучает С. как сферу духовной жизни общества, в которой осмысливаются, обосновываются, идейно оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом. Социология раскрывает роль С. в организации общественного бытия человека, в исторической динамике его цивилизационного и культурного развития. В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндиийской философии - брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души,

проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. - субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады - неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа С, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой классической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и надиндивидуальной форм С. (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субьект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни С. осуществляется также через пласт бессознательного и через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика). Вопрос о существовании внеземных форм С, разума, о возможности приобщения С. человека к семантике космических полей философия в настоящее время  оставляет открытым.

Е.В. Петушкова


Альтернативные толкования термина сознание:
  1. А. Акулов. Философский словарь.
    СОЗНАНИЕ Совокупное дление, обнаруженность-присутствие, безотчетная символичность. Фундаментальнейшее явлени...
  2. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
    СОЗНАНИЕ - традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противос...
  3. Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
    СОЗНАНИЕ - см. Материя и сознание. ...
  4. Б. Рассел. Философский словарь разума, материи, морали.
    СОЗНАНИЕ Человек развился из животных, и между ним и амебой не существует серьезного разрыва. Нечто очен...
  5. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
    СОЗНАНИЕ - 1) в философии: наша способность отдавать себе отчет в своих восприятиях внешнего мира, пережив...
  6. В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
    СОЗНАНИЕ - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, приро...
  7. В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
    СОЗНАНИЕ - будем различать сознание человека и сознание общественное. Ассоциативный блок. ...
  8. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
    СОЗНАНИЕ – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях хар...
  9. В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов.
    СОЗНАНИЕ – совокупность ментальных актов или "интенциональных переживаний всех видов" (Гуссерль); характериз...
  10. Г.Мир. Краткий критериологический словарь, 2002 г.
    СОЗНАНИЕ общее свойство или атрибут мира, Природы, Вселенной. Проявлено в живом веществе. Материально характе...
  11. Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
    СОЗНАНИЕ - высший уровень психической активности человека, связанный с формированием и использованием чувств...
  12. Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.
    СОЗНАНИЕ (от лат. cum scientia — со знанием): ощущение каждым человеком своего существования и своих поступко...
  13. И. Ивин. Философский словарь.
    СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или ...
  14. И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
    СОЗНАНИЕ - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении; психическая деят...
  15. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с. (Серия «Gaudeamus»)
    СОЗНАНИЕ — теоретический конструкт философии для обозначения внутреннего мира «Я», идеальной психической дея...
  16. Лымарь А.Т. Философия, практическое руководство, 2004 г.
    СОЗНАНИЕ /D/ Bewusstsein; /E/ Conscicusness; /F/ Conscience; /Esp/ Conciencia. Одна из основных фи...
  17. Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование).
    СОЗНАНИЕ — один из аспектов духовной жизни, совокупность чувственных и умственных образов, для которой характ...
  18. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
    СОЗНАНИЕ - одна из основных категорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы с...
  19. Новая философская энциклопедия, 2003 г.
    СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего...
  20. П.Кикель.Краткий философский словарь.
    СОЗНАНИЕ - 1) высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и выражаемая ...
  21. Сергеева Т.Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.– Ставрополь, изд-во СтГМА, – 2009 г.
    СОЗНАНИЕ – высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в фор...
  22. Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
    СОЗНАНИЕ (моральное) - одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правово...
  23. Советский философский словарь, 1974 г.
    СОЗНАНИЕ одно из осн. понятий философии, психо­логии и социологии, обозначающее высший уровень психич. активн...
  24. Удовиченко Е.М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): учебное пособие, 2004 г.
    СОЗНАНИЕ – одно из самых сложных понятий философии, психологии, социологии, социобиологии и ряда других обла...
  25. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие /Под редакцией З.А.Медведевой; КемТИПП. – Кемерово, 2008.
    СОЗНАНИЕ способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным ...
  26. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
    СОЗНАНИЕ - в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях хар...
  27. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
    СОЗНАНИЕ — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отнош...

Предметная область термина сознание включает 25 определений:
  1. ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
    Франц. CONSCIENCE LINGUISTIQUE, англ. LINGUISTIC CONSCIOUSNESS. В пределах структурной лингвист...
  2. КРИМИНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
    совокупность психических, волевых, ментальных свойств, позволяющих индивиду противопоставлять об...
  3. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ
    - элементы бытия, рассматривающиеся с позиций религ.-идеалистич. мировоззрения как принципиально...
  4. СОЗНАНИЕ ПРОЯВЛЕННОЕ
    – часть Сознания Природы, которая явно осознаёт себя в Человеке, своё присутствие, свою работу, е...
  5. СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
    - термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойств...

Статьи по теме:
  1. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ // Атаваджиев С.А. »
  2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ // Залужный А.Г. »
  3. СОЗНАНИЕ ИУДЕЕВ ОТ БИБЛИИ К ТАЛМУДУ // Кирсберг И.В. »
  4. РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА // Татаринцев В.О. »
  5. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ В ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЕ ОСЕТИНСКОГО РОМАНА // Елканов К.Р. »


У нас также ищут:
  1. ЭЙДОС
    (от греч. eidos — образ, вид) — образ, понятие, идея.
  2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТСКАЯ ЭТИКА
    - направление в новоевропейской философии (с 18 в.), исходящее из положений о том, что мораль осн...
  3. ПСИХИКА
    все, что относится к сознанию человека, определяет его индивидуальность. Психика охватывает всю ...
  4. ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА
    (ок. 336-ок 264 до н. э.) - древнегреч. философ, основатель стоицизма. Соч. З дошли только в отр...
  5. МОТИВАЦИЯ
    причина, побудитель поведения. Это может быть либо физиологическая потребность, типа голода, либ...

Опубликоваться:
  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину









Rambler's Top100