МАЙЕВТИКА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЙЕВТИКА
греч. maieutike, букв, повивальное искусство) - предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАИЕВТИКА
(Maieutik; греч. maievtike — «акушерское искусство») — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных вопросов и ответов.
М. Landmann. Elenktik und Maieutik, 1950.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Майевтика
греч. – повивальное искусство)- искусство приема «духовных родов», позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МАЙЕВТИКА
буквально - повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

МАЙЕВТИКА
от гр.-повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Майевтика
(греч. maievtike – букв. повивальное искусство) – способ извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусства подбора наводящих вопросов вплоть до формулировки собеседником Сократа определений, понятий; вторая часть диалектического метода Сократа наряду с эленктикой (см. Эленктика). Сократ сравнивал умение философа помочь рождению у человека правильной мысли, определения с искусством повивальной бабки, которая помогает рождению здорового ребенка.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

МАЙЭВТИКА
от греч. ?????????, букв. – повивальное искусство) – метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. – составная часть т.н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения ("Я знаю, что ничего не знаю") к рождению истины посредством самопознания ("Познай самого себя"). Образец М. – ряд сократич. диалогов Платона.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАЙЕВТИКА
метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину.

Источник: Тематический философский словарь

МАЙЕВТИКА
(греч. maieutike – повивальное искусство) – духовно-практическая деятельность философа, способствующая «духовным родам» – обнаружению учеником, собеседником той истины, которую он носит в себе, но не осознает этого. Термин «М.» ввел Сократ , считавший себя продолжателем профессии своей матери-повитухи, только в области поисков и рождения истины. Метод Сократа описан Платоном в «Теэтете» и «Пире». В каждом человеке, считал Сократ, скрыто знание об общем. Философ побуждал своих собеседников вспомнить истину, задавая серии вопросов и не навязывая своего мнения.

Источник: Краткий философский словарь.

МАЙЕВТИКА
греч. maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую-щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах.
Д.В. Майборода

Источник: Новейший философский словарь

Майевтика
В переводе с древнегреческого maia означает «повитуха». Именно с ней и сравнивает себя Сократ в «Теэтете». Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата (путем его построения на диагонали данного квадрата), не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание‑припоминание, либо вечность.
На практике маейвтика довольно скоро обнаруживает свою ограниченность. Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия.

Источник: Философский словарь.

МАЙЕВТИКА
греч. maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна". Развернутое описание "метода" М. осуществил Платон: "Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и боги". М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

МАЙЕВТИКА
повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона (в диалоге «Теэтет») термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции.
Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство (ибо сам он «ничего не знает»), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета («от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». — Платон. Теэтет, 150d), отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. «Самое же великое в нашем искусстве — то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» (150Ь-с), так что майевтика — это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл «индуктивным методом» Сократа и аналитикой понятий.
В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1) в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2) позднейшие неоплатоники в комментариях на «майевтический» диалог «Алкивиад I» (Прокл, Олимпиодор) трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе («восхождение к мудрости»), и методологически отличали ее от «эротики» («восхождения к красоте») и «диалектики» («восхождение к благу») (Prod. in Ale., 28.16—29.4), а в рамках понимания структуры диалога — отличали майевтику от опровержения и протрептика (Olymp. In Ale., 11,7-9).
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
227.18 кб

Природа вопроса: классический взгляд. Ч. 1. От эристики к майевтике

Петросян Армен Эрнестович
Впервые показывается внутренняя логика возникновения и развития учений о вопросе. Рассматриваются причины и истоки превращения вопроса в одно из главных орудий аргументации и познания.

Похожие термины:

  • МАЙЕВТИКА, или мэевтика

    букв. - повивальное иск-во, с к-рым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а - 151 d, Пир 206 b - 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собст