ФАНЬ ЧЖУНЪЯНЬ

Найдено 1 определение
ФАНЬ ЧЖУНЪЯНЬ
Фань Сивэнь. 989, Усянь окр. Сучжоу (совр. Сучжоу пров. Цзянсу) - 1052. Гос. деятель, литератор, один из родоначальников реформаторства эпохи Сун, предшественник Ван Аныии. Испытал влияние взглядов Ху Юаня и Сунь Фу. Имел высшую ученую степень цзиньши. Преподавал в частной академии Интянь (совр. пров. Хэнань). Служил в провинции, затем в столице, был управляющим инспекцией учебных заведений, временным правителем столичной обл. Кай-фэн. В 1036 за подачу императору доклада против фаворитизма сослан в провинцию. За отличия в войне с тангутским гос-вом Зап. Ся и в подавлении крестьянских восстаний в 1040 назначен помощником цзай-сяна (гл. министра). В 1043 подал на высочайшее имя доклад, содержащий проект политико-экономич. реформ. В 1044, не успев приступить к их осуществлению, был сослан на границу. Осн. соч. сведены в сб. "Фань Вэньчжэн-гун цзи" ("Собр. соч. Фаня - князя Культурной Правильности"). Особое внимание в проекте реформ Ф.Ч. уделил проблеме обучения чиновников, связывая с их деловыми качествами судьбу гос-ва. Предложил изменить содержание экзаменов на ученые степени, открывавшие путь к чиновничьей карьере: на первый план ставить не умение сочинять в древних поэтич. жанрах фу (ода) и ши (песня-стих), а способность толковать классич. конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), свидетельствующую о постижении испытуемыми принципов конф. мировоззрения. Для этого рекомендовал ввести в программу экзаменов соч. в жанре цэ ("замысел", "план") и лунь ("суждение") на темы идеологич., политич., хозяйств, практики, историч. опыта и т.п., а вместо комментирования классиков - толкование смысла канонов в свете задач, стоящих перед страной, прежде всего задачи предотвращения "смуты" в гос-ве. Прошедшие такие испытания доказали бы свою способность на воплощение идеи цзин цзи - "упорядочивающего управления" Поднебесной. По Ф.Ч., "добродетель заключается в хорошем правлении, а правление - в обеспечении народа". Полагал, что "путь государя" (ван дао) не сводится к механич. копированию древних образцов, поэтому "восстановить" его невозможно; но можно следовать ему, опираясь на познание сути конф. канонов. Добивался ограничения привилегий крупных чиновников, в т.ч. касавшихся назначения их сыновей на должности, выступал против системы повышения в должности за выслугу лет. Предлагал создание системы поручительства, при к-рой рекомендующий был бы лично ответствен за лояльность рекомендуемого. Считал необходимым восстановить земельные наделы, предназначенные для "кормления" администраторов, и строго следить за соответствием их площадей рангу чиновника. Предложил программу поощрения земледелия, развертывания казенных ирригационных работ с учетом специфики разных регионов, что должно было обеспечить достаток земледельцам и увеличение налоговых поступлений. Рекомендовал для прекращения оттока рабочих рук из земледелия уменьшить казенные повинности. Выдвинул идею восстановления существовавшей в эпоху Тан (7 - 10 вв.) системы сочетания воинской службы с занятием земледелием, что мыслилось средством уменьшения военных расходов и усиления контроля за армией. *Фань Вэньчжэн-гун цзи // СНЦК. Цзи. Т. 45. Шанхай, Б. г.; **Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае. М., 1970. С. 125 - 49; Ее же. Учение об управлении гос-вом в средневек. Китае. М., 1985 (по Указателю); Сун Юань чжэнчжи сы-сян ши (История политич. мысли в эпохи Сун и Юань). Тайбэй, 1969. З.Г. Лапина, Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь