ЧЖУ ГУАНЦЯНЬ

Найдено 1 определение
ЧЖУ ГУАНЦЯНЬ
9.1897, Тунчэн пров. Аньхой, - 6.3.1986, Пекин. Специалист по эстетике. В 1917 поступил на отд. нац. лит-ры педагогич. училища в Учане. В 1918 был отобран мин-вом образования для учебы в Сянганском (Гонконгском) ун-те, где изучал англоязычную лит-ру, биологию, психологию. По окончании ун-та в 1923 был приглашен Чжан Дунсунем в качестве преподавателя англ. яз. Кит. обществ, училища в Усуне и ред. журн. "Сюнь кань" ("Известия"). Участвовал в создании науч. центра в Шанхае. В 1925 направлен гос. стипендиатом в Великобританию, в Эдинбургском ун-те изучал брит, лит-ру, философию, психологию, древнюю историю Европы и историю искусств. В 1928 продолжил обучение в Ин-те лит-ры Лондонского ун-та, в 1931 - 3 учился в Ун-те Сорбонна (Париж). В 1933 получил степень д-ра лит-ры, был приглашен Ху Ши на должность проф. ф-та зап. языков Пекинского ун-та, читал также лекции о крупнейших зап. писателях и по истории лит. критики, читал лекции и вел семинары по психологии искусства на ф-те кит. лит-ры Пекинского ун-та, Ун-та Цинхуа, Ун-та Фужэнь, Центр, ин-та искусств. В 1937 - 46 был редактором Сычуаньского лит. ин-та и по совместительству проф. ф-та зарубеж. лит-ры, зав. учебной частью и проф. аналогичного ф-та Уханьского ун-та. В 1946 - 9 был деканом ф-та зап. языков Пекинского ун-та, и.о. ректора Ин-та лит-ры. После 1949 был проф. Пекинского ун-та, чл. НПКСК, чл. правления Всекит. ассоциации лит-ры и искусства, пред. Кит. науч. об-ва эстетики. Ч. Г. фактически явился основоположником совр. кит. эстетики как самост. науч. дисциплины. Осн. соч. - "Тань мэй" ("Беседы о прекрасном", 1932), "Бэйцзюй синьлисюэ" ("Психология трагедии", 1933), "Вэньи синьлисюэ" ("Психология искусства", 1936), "Сифан мэйсюэ ши" ("История зап. эстетики", 1963) и др. Перевел на кит. яз. ряд крупнейших зап. трудов по эстетике, в т.ч. "Принципы эстетики" Б. Кроче (1947), "Диалоги об эстетике" Платона (1963), "Эстетику" Гегеля (1959 - 81) и др. В 30 - 40-е гг. Ч.Г. придерживался мнения о том, что эстетич. чувство исходит из непосредств. восприятия и не нуждается в понятиях, не затрагивает утилитарную сферу, а эстетич. опыт есть опыт непосредственного образного восприятия. В 50-е гг. выступил с учением о природе прекрасного как выражении единства объективных и субъективных факторов (объективного предмета или явления и субъективных форм сознания и эмоциональной сферы). В 60-е гг. акцентировал в своих построениях марксистское учение о практике как соединении объективного мира и субъективной человеч. активности. *Ч.Г. цюаньцзи (Поли. собр. соч. Ч.Г.). Т. 1 - 20. Пекин, 1987 -...; **Чжунго сяньдай шэхуэй кэсюэцзя чжуаньлюэ (Биографии совр. кит. обществоведов). Ч. 10. Тайюань, 1987; Ч.Г. мэйсюэ сы-сян яньцзю (Исслед. эстетич. идей Ч.Г.). Шэньян, 1987. Тун Юйкунь

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь