О НАЧАЛАХ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)»
один из главных религиозно-философских трудов Л. П. Карсавина, где впервые дано широкое изложение его философии всеединства. Поворот Карсавина от истории к богословской и философской проблематике происходил в революционные годы; наряду с выпуском малых текстов на эти темы («Saligia», «Восток, Запад и русская идея» и др.) философ с самого начала задумывал и большой труд «Метафизика христианства». Масштабность замысла подчеркивается окончательным названием книги, отсылающим к знаменитому труду Оригена, и закрепляется тем, что собственно метафизике автор предпосылает обширные методологические построения, где ставятся проблемы религиозной эпистемологии: обсуждаются специфика религиозного опыта, критерии его достоверности, строится понятие религиозного акта, анализируются природа и содержание веры, а также апории веры и знания. В решении этих тем Карсавин противостоит тенденциям, акцентирующим иррациональный и апофатически невыразимый характер религиозных явлений, и склоняется к противоположной крайности, гностической, преувеличивающей возможности дискурсивной передачи Божественной реальности и мистического опыта.
Основу христианской онтологии в книге составляет оригинальная идея и конструкция всеединства, тесно связанного с триединством. В этой конструкции (излагаемой также в «Философии истории», 1923, и в наиболее зрелой форме в книге «О личности», 1929) всеединство представляется как иерархия своих «моментов», где высшие моменты стяженно-несовершенно актуализованы в низших. Отличия этой концепции всеединства — необходимое существование и совершенного всеединства (Бог), и несовершенного (тварный мир), а также связующей их онтологической динамики — «диалектики бытия-небытия», выражаемой принципом триединства. Разработка концепции, производимая и в философском, и в богословском дискурсе, включает в себя большой набор новых, неортодоксальных богословских идей, которые, в одной своей части, типичны для русской мысли Серебряного века (софиология, апокатастасис, гностические тенденции), тогда как в другой, более индивидуальной, придают учению Карсавина этическую и экзистенциальную окраску: бытие и тварной, и Божественной личности раскрывается как жертвенная самоотдача, требующая страданий и гибели. Заключительные главы, отражая позиции начинавшегося евразийского периода Карсавина, содержат также резкую критику западного христианства.
Судьба книги была сложной. Она писалась спорадически в Петрограде в 1919—22-е гг., затем интенсивно — в Берлине в 1923—24-е гг. Главы 1—4 (т. 1. Бог и тварный мир) вышли в свет в 1925 в издательстве «Обелиск» А. С. Кагана (бывшего также издателем «Noctes Petropolitanae» Карсавина). Отклики были немногочисленны и неглубоки (интересен резко негативный отзыв H. M. Бахтина в парижском журнале «Звено» (1926, в. 155)). Главы 5—9 (т. 2—3) были опубликованы лишь посмертно А. Б. Мосиным и И. А. Савкиным в журнале «Символ» (Париж), 1994, в. 31. Полный текст издан А. А. Клементьевым (СПб., 1994).
С. С. Хоружий

Источник: Новая философская энциклопедия

О НАЧАЛАХ
сочинение (228-229) Оригена, сохранившееся в лат. пер. Руфина. В нем Ориген излагает учения о Боге (кн. I), о мире (кн. II), о свободе человека (кн. III) и об откровении (кн. IV). Ориген связывал этику непосредственно с особенностями воздействий на человека разных ипостасей Троицы. Существа, как он полагал, получают свое бытие от Бога-Отца, разум от Бога-Сына, а святость от Духа Святого. Совокупное воздействие не позволяет вразумленным существам полностью разрушить свое нравственное состояние, но дает возможность возвратиться на прежние ступени. Действие Бога-Отца и Бога-Сына распространяется на весь тварный мир, как живой, так и неживой, как на праведников, так и на грешников. Потому все разумные существа причастны Слову, т.е. разуму, получая от Бога способность к знанию и разумению. Врожденный в них разум способствует различению добра и зла, отчего злодеяние всегда осознанно, а человек — повинен в грехе. Основание для такого рассуждения дает ему истолкование действий третьей ипостаси Троицы — Святого Духа. Действия Святого Духа распространяются только на живой мир и притом только на тех, кто живет в добродетели, что означает: это лицо Троицы принимает участие только в святых. Живущий в добродетели человек — осознанно поступающий человек. Поскольку всякий человек причастен разуму, то, поступая неразумно, он как бы впадает в безумие и заслуживает прощения на основании неведения (эта идея впоследствии развивалась Бернардом Клервоским). Осознанно же совершающим злодеяние является тот, кто обратился вспять. Заслужив предварительно участие в нем Святого Духа, такой человек прощения не заслуживает. Нравственное состояние оказывается сопряженным с личностным, требующим «моего» соучастия в том или ином поступке. Рассуждая о природе твари, Ориген живописует мистическую лествицу нисхождений: ангелы, начальства, троны, господства и пр., что позволяет назвать его учение интеллектуально-мистическим. Рассматривая каждое из находящихся на этой лествице существ, Ориген приходит к следующему выводу: если все эти власти и господства необходимо получают свое достоинство, то, подобно им, по природе необходимости получают недостоинство низшие твари.
В таком случае можно было полагать, что зло появилось не после сотворения их сущности, а являлось самой этой сущностью, что невозможно в силу благости Творца. Потому разумные существа возносятся ввысь не по природе, а по заслугам, к-рые они приобрели вследствие свободы. Так, напр., встал вопрос: поскольку даже вследствие кары никто не лишал людей свободной воли, могут ли получившие возмездие когда-либо вновь вернуться к добру? Ориген дает положительный, хотя и не ортодоксальный, ответ на этот вопрос. Мир, в т.ч. небесный, находится в постоянном изменении, это свидетельствует о том, что он не подвержен гибели. Смена образа не означает совершенного уничтожения материальной субстанции; в противном случае, полагает Ориген, совершенно непонятно бестелесное небесное существование чинов, поскольку нематериальное существование свойственно только Троице. Потому на протяжении многих «невидимых» веков каждое разумное существо может постепенно переходить из одного чина в другой, т.е. возвращаться к изначальному состоянию. Ориген строит своего рода терапевтическую концепцию: души, даже падая вновь и вновь, способны к исправлению, так что со временем это может превратиться в привычку, и они вновь повернутся к Богу.
В таком случае предполагается три варианта конца мира: а) обретение бестелесной жизни после того, как все покорятся Христу, б) соединившись с Богом, все разумные существа составят один дух, а телесная субстанция превратится в эфир, в) мир окончится, хотя небо и земля сохранятся как небо и земля совершеннейших душ после их наказания и исправления. Неортодоксальная этическая концепция Оригена, признанного спустя два века после смерти еретиком, обсуждалась на протяжении средневековья (она оказала влияние на Григория Нисского и Григория Назианского, ее сторонником был Иоанн Скот Эриугена) наряду с ортодоксальной, что создавало внутреннее напряжение этого периода. Лит.: Ориген. О началах. Самара: РА, 1993. С.С. Неретина

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

О началах
«О НАЧАЛАХ» («О началах (Опыт христианской метафизики)». Берлин, 1925) — этапная работа Л.П. Карсавина, первая из трех центральных его трудов. В ней автор, систематизируя свои предыдущие философские работы («Saligia», «Noctes Petropolitanae», «Глубины сатанинские (Офиты и Василид)», «Джиордано Бруно», «Философия истории»), а также содержание читаемых им лекций по христианским догматам, излагает свою метафизику, которая будет развертываться и конкретизироваться в его последующих двух трудах: «О личности» и «Поэма о смерти». Основу работы представляет идея о том, что структура сотворенного бытия являет собой образ Божественной Троицы. Эта идея соединя-         ется с принципом всеединства, корни которого уходят в античную философию: «Идея всеединства Бога и Человека, как всего тварного космоса, идея Богочеловече-ства является высшею и основною нашею идеею. Из нее исходят и в нее возвращаются все наши утверждения» Карсавин Л.П. О началах (Опыт христианской метафизики). СПб., 1994. С. 54).         Система христианской метафизики связана со своеобразной гносеологией, восходящей к мистическим гностическим учениям. Ее построение автор начинает с утверждения о возможности Богопознания, основанного на христианском сознании Богосыновства (Сын, или Логос, есть Божественный Умный Мир) и на дву-единстве индивида с Богом. При этом он осуждает установку на «непостижимость» и «неизреченность» Божества, вводящих иррационализм и мистику в Богове-дение. Мистическое, по Карсавину, может быть частью доказуемо, частью рационально выразимо или символизировано. Абсолютизация «религиозного опыта» как источника познания приводит к субъективизму и разрыву двуединства человека с Богом, которое представлено основной религиозной апорией и должно быть принято целиком в христианском, а не в дуалистическом или пантеистическом смысле.         Отношение между религиозным и нерелигиозным познанием, между божественным и человеческим сводится к различию между бытием и небытием, к их диалектике: «Из единственности и полноты Своей, все в себе содержащей, из совершенства Своего Бог умаляется до Самоуничтожения, до абсолютного небытия, дабы существовал человек и усовершился в Бога. Самоуничтожением Своим Бог делает возможным бытие человека, умалением Своим — усовершение его и полноту его обожения. И человек чрез усовершение свое и обо-жение "восстановляет" погибающего и погибшего в нем Бога или — Бог чрез умаление и уничтожение Себя в человеке Себя восстановляет». Диалектика бытия—небытия превращается в триаду «бытие—небытие—бытие Бога», первоединство—саморазъединение—самовоссое-динение. Из чистой разъединенности единство появиться не может, ибо разъединенность вне единства — абсолютное ничто.         Эта диалектика присуща и самодвижению индивида. Бог находится в двуединстве с индивидом, но также и со всеми другими индивидами; следовательно чрез Него и в Нем я двуедин с каждым из них, таким образом, человечество раскрывается как «Богочеловече-ское Всеединство». Бытие человека — это умаленное бытие Бога, в котором преобладает не единство, а разъединенность. Умаленное всеединство Карсавин, вслед за Николаем Кузанским, называет «стяженным»: «Эмпирическое мое сознающее себя бытие и есть мое несо-         вершенное триединство, момент моего совершенного, двуединого с Божьим. В качестве такого ограниченного момента я все же некоторым образом содержу и опознаю высшее мое триединство и Триединство Божье. Но содержу и опознаю я их участняемо и умаляемо — словно сжав их друг с другом и со мною, "стяжен-но", "contracte"...» (Там же. С. 90).         Всеединство бытия раскрывает себя таковым и познающему его субъекту — как сознающее себя бытие (cogito—sum). Как всеединство оно должно быть, в частности, «всевременностью» и «всепространственностью». «Во всякий миг своего бытия сознание мое едино. Оно едино и в самом последовании своих мигов, т.е. непрерывно. Но оно, нимало не утрачивая своего единства, и многокачественно» (Там же. С. 91—92). Карсавин вводит термин «качествование» в своей работе «Философия истории». В обыденной жизни человек склонен говорить о борьбе мыслей, чувств, влечений и сознания. Но такой разъединенности нет. Субъект переживает двойственное состояние; мыслит о чем-нибудь и в то же самое время наблюдает свое бодрое настроение, «бодрствует» (cogito ergo sum). «Нет... двух "сознаний"... И, тем не менее, бодрствование... нечто иное, чем... мышление... Все бодрствующее... мыслит и все мыслящее бодрствует» (Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993. С. 35). Такие состояния субъекта и есть его качествования. Все качест-вования одного субъекта различны, но не разъединены. Видимость их внеположенности объясняется недостаточностью их опознания субъектом. Для познания потенциально единое ошибочно признается актуально разъединенным, внеполагается себе.         Качествование восполняется временной характеристикой «момент», причем она присоединяется к качест-вованию как «момент-качествование». Всеединство, в частности, есть всевременность. Карсавин рассматривает три последовательных момента «перехода», «становления» души из прошлого (т) через настоящее (п) в будущее (о). При условии непрерывности перехода из прошлого в будущее, душа есть сразу и «т», и «п», и «о», а при бесконечности ряда моментов мы получаем все-временность. Сознание движения включает все три его момента. Всевременность не означает равнозначности моментов. Настоящее, уходя в прошлое, «бледнеет», «теряет мощь и свободу», «костенеет».         Карсавин с философской стороны рассматривает учение о совершенном Триединстве, о Боге, о таких Его «опре-деленностях», как Истина, Благо и Любовь (Красота). Чисто теоретическое познание Божьего Триединства оставляет место «второму сомнению» (о существовании), «которое преодолимо только в вере любовью деятельной». По мнению Карсавина, современному сознанию не чуждо жизнедеятельное обоснование истины в прагматизме, хотя оно и слишком рационалистическое. Оккультизм также предполагает практическое усвоение своего «знания».         Теоретическое раскрытие Божъего Триединства может получить убедительность только в опыте веры и любви. Завершается метафизика Карсавина эсхатологией; мир раскрывается нам как история, процесс созидания тела Христа в Церкви.         Бог раскрывает Себя как Триединство и в Благе. Благо объективно и абсолютно, подобно Истине и Любви. Оно превышает меня и все, делая все благое благим. Но Благо — лишь одна из «определенностей» Бога. «Потому есть предел Блага в самом Боге, а Бог есть и не-Благо» (Карсавин Л.П. О началах. С. 146), и не-Истина и не-Любовь (схема диалектики бытия-небытия), саморазъединение. Встает проблема самой «определенности», последнего основания бытия и знания. Карсавин решает ее, вводя понятие «неопределенность», которое в паре с «определенностью» относится к «непостижимости». Неопределенность как первое триады: первое — единство, неопределенность; второе — разъединенность, определенность; третье — воссоединенность из первого. Второе и Первое Непостижимое — Триединство. Неопределенность не есть само Непостижимое, а «одинаково есть и Неопределенность и Определенность» (Там же. С. 147), — в этом основное отличие христианства от иудаизма.         Ю.Б. Мелих

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
341.18 кб

Проблема платоновского учения о началах

Лебедев Сергей Павлович
В результате исследования автор пришел к выводу о том, что представления Платона о началах менялись в зависимости от его трактовки идей.
Читать PDF
1.74 мб

О началах истории физики

Краус Иво , Госманова Галина
Приводится краткий обзор развития физики и обсуждаются общепринятые представления о началах ее истории.
Читать PDF
149.26 кб

Учение о свободе воли в трактате Оригена «о началах»

Ерёмина А. В.
Рассматривается категория свободы воли и ее роль в учении Оригена на основании материала, содержащегося в трактате «О началах». Выявляется значение данной категории как одной из ключевых в его космологической системе.
Читать PDF
126.47 кб

Проблема человеческой телесности в трактате Оригена Александрийского «о началах»

Ерёмина А. В.
Рассматривается учение Оригена о человеческом теле на основании материала, содержащегося в трактате «О началах». Выявляется своеобразие данной темы в связи с представлением об изменчивости бытия человека.
Читать PDF
298.36 кб

Специфика земной жизни человека согласно трактату Оригена «о началах»

Блохина А. В.
Посвящена земной жизни человека у Оригена на основании данных трактата «О началах».
Читать PDF
97.75 кб

Время логоса, или заметки о «Началах» философского мышления

Майор Михаил Николаевич, Сухачев Вячеслав Юльевич
Основная тема статьи время логоса, темпоральный срез когитального поля философского мышления. Авторы предлагают вновь ввести в философскую аналитику античное понятие «логос».
Читать PDF
327.06 кб

Философия религии в четвертой книге «о началах» Оригена

Саврей Валерий Яковлевич
Автор анализирует четвертую книгу теоретического труда Оригена «О началах» первого сочинения, в котором поднимается вопрос о научном методе в богословии.
Читать PDF
599.49 кб

Трактат Оригена «о началах»

Серёгин Андрей Владимирович
Статья посвящена трактату «О началах» Оригена, одному из самых влиятельных и спорных произведений патристической литературы, которое было написано по-гречески, но дошло до нас преимущественно в более позднем латинском переводе.
Читать PDF
4.68 мб

ТРАКТАТ «О НАЧАЛАХ» КАК ОПЫТ ТЕОДИЦЕИ

Буланов Станислав Леонидович
Статья посвящена исследованию философских и богословских проблем, решаемых Оригеном в трактате «О началах».
Читать PDF
415.73 кб

Тема «сверхчеловека» в контексте философских исканий XIX начала XX века

Кожурин Антон Яковлевич
Статья посвящена теме «сверхчеловека» в философии XIX-XX веков. Особое внимание автор уделяет концепциям Ф. Ницше и Н. Ф. Федорова.
Читать PDF
234.87 кб

Глобализация и начала космогармонии

Аствацатуров Артем Ервандович, Басилаиа Мариана Артемовна
В процессе глобализации человечество критически относится к традиционным идеалам развития цивилизации.
Читать PDF
278.51 кб

Эрос как проявление демонического начала в творчестве А. Ахматовой

Сискевич А. Е., Уразаева Т. Т.
В статье анализируется ахматовская демоническая философско-поэтическая концепция любви, одним из важнейших источников которой является философско-эстетический контекст рубежа веков, а также пушкинские и лермонтовские демонические
Читать PDF
135.57 кб

Начало мышления или мышление начала? (о возможности различения двух типов начала в философии Хайдегг

Михалева Елена Юрьевна
Современный интерес к мышлению не стремится охватить феномен мышления целиком и ограничивается лишь его прикладным аспектом. Казалось бы, о способности человека к мышлению сказано настолько много, что добавить что-либо сложно.
Читать PDF
579.86 кб

Локальные нарушения второго начала термодинамики и возможность эволюции неживой материи

Пеньков В. Е.
Читать PDF
110.64 кб

Понимание времени. Статья вторая: Понятие времени в философии науки конца XIX начала XX в. А. Эйнште

Гайденко Пиама Павловна

Похожие термины:

  • ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

    1710) - осн. соч. Беркли.
  • РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века

    произведение Н. А. Бердяева, представляющее итог раздумий философа о русской душе, об исторических судьбах России, о религиозном призвании ее народа. 1-е изд.: Париж, 1946. Переизд, в кн.: О России и русс
  • Аполлоническое и дионисическое начала в античной культуре

    два противоположных начала в античной культуре, которые, согласно Фридриху Нищие, «прорываются из самой природы», действуют в человеке — художнике как «художественные инстинкты природы». Эти два
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала

    В подтверждение тезиса об уникальности челосеческого существа экзистенциальные философы прежде всего приводят онтологические аргументы. Место, которое определенный индивид в каждый данный мом
  • Начала термодинамики

    закон сохранения энергии (первое начало) и принцип максимума энтропии (второе начало). Суть закона сохранения энергии в применении к техноценозам заключается в том, что суммарные энергетические р
  • ОТВЛЕЧЕННЫЕ НАЧАЛА

    (в философии В. С. Соловьева) – абстрактные принципы, односторонности, к которым не сводится и не может быть сведена целостность жизни (бытия и сознания).
  • НАЧАЛА ЭТИКИ

    («Elements pour une ethique», 1943) — фундаментальный труд по философии морали фр. мыслителя Ж.Набера. Продолжая традиции рефлексивной философии Р.Декарта, И.Канта, Мэн де Бирана и И.Г.Фихте, Набер строит свою кон
  • ЕСТЕСТОЗНАНИЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв

    период в развитии наук о природе, которые легли в основу четвертой научной революции и сформировали новую  картину  физической  реальности.  Начало  новой  картины  мира положили  достижения  ф
  • Начала Евклида

    сочинение (в 13 книгах) по элементарной математике древнегреческого ученого Евклида (III век до н. э.), самое распространенное издание в мире, охватывающее элементарную (теперь евклидовую) геометрию,
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

    Philosophiae Naturalis Principia Mathematica. L., 1687; последнее издание — L., 1990; рус. пер. академика А. Н. Крылова: П., 1915—1916) — главное сочинение И. Ньютона, год публикации которого считается годом рождения новоевропейско
  • НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ

    1644) - одно из осн. соч. Декарта, в к-ром изложено учение о познании и начале материальных вещей.
  • Философия Мартина Хайдеггера. Начала и истоки

    Один из основателей современной герменевтики Г.-Г. Гадамер так писал о Хайдеггере, удачно подытоживая и основные темы, и главные истоки, и линии влияния его философствования: "Мыслитель такого масш
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе

    Что волновало первых философов, размышления над какими проблемами вызывали в их среде не только дискуссии, полемику, но и ожесточенную борьбу Видимо, те самые, которые остаются вечными, ибо пока ж
  • ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА

    Начала философии как концепции и начала, регламентирующие изложение какой-либо философской системы. Чистая философия невозможна без Ф. Некая философия в виде философских статей, философия, исход
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ, Первоосновы теологии

    сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из самых поздних сочин
  • Стихии, Вещественные начала

    (Elements, Elemental Spirits). Корневое значение понятия ta stoicheia , к-рое встречается в НЗ,  "присущий последовательности предметов, следующих друг за другом ". Этот термин обозначал порядок букв алфавита, а отсюд
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ

    Первоосновы теологии», соч. Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своем роде свод осн. понятий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 параграфов, перв
  • АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ НАЧАЛА В КУЛЬТУРЕ

    понятие истории и философии культуры, выражающее одну из распространенных концепций развития и кризиса западноевропейской цивилизации и связанное с проблемами теории искусства и творчества в ф
  • Точка начала бифуркации по электропотреблению

    временной интервал, на котором происходит выход тренда энтропии разностей рангов за пределы соответствующей тенденции.