ТАТХАГАТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТАТХАГАТА
букв. - «так ^пришедший» или «так ушедший») — постоянный эпитет Будды Шакья-Муни.

Источник: Атеистический словарь

ТАТХАГАТА
«Так Пришедший» (или «Так Ушедший»). Прозвание Будды Шакьямуни, а также синоним слов «будда» и «бодхисаттва» применительно к другим буддам.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

Татхагата
будд.)  – прозвище Будды Шакьямуни, которое также могло употребляться по отношению к любому архату. Истолкования этого слова различны: «так (обретя просветление) пришедший», «так (как прошлые будды) ушедший», «постигший таковость (истинную сущность)», «так (в естественности) идущий».

Источник: Мифологический словарь

ТАТХАГАТА
Санскр.) "Тот, который подобен грядущему"; тот, кто,
подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является
грядущим будущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов
Готамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда
были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.

Источник: Теософский словарь

ТАТХАГАТА
(санскр. tatha-gata, тиб. de bzhin gshegs pa, Истинносущий) — 1) одно из духовных имен всех будд; 2) имя, которое нередко употребляет в сутрах Шакьямуни Будда, говоря о себе в третьем лице или о других буддах; 3) часто встречающаяся в отечественной литературе транслитерация одного из главных имён-эпитетов Просветлённого (Будды). При буквальном переводе термина «Т.» получаются два значения: «Так прошедший» (tatha-gata) или «Так пришедший» (tatha-a–gata). Первое значение указывает на то, что носитель имени «прошёл» Путь Просветления, обрёл истину и стал «Истинносущим». Второе — на то, что носитель имени «пришёл возвещать истинный Закон, Дхарму», и поэтому он тоже — Истинносущий. Много внимания термину «Т.» уделяет Нагарджуна. В «Мула-мадхьямака-карике» гл. XXII посвящена Т. Начиная с данной главы автор рассматривает не столько проблемы индийской философии применительно к буддизму, сколько положения буддийской доктрины. Среди них термин «Истинносущий» является сложнейшим, поскольку, с одной стороны, так именуются живые просветлённые лики буддизма, а с другой – за этим термином и этими ликами сокрыта тайна интуитивно схватываемой высшей реальности, где бессильны слова и знаки. Нагарджуне трудно было не столько указать на это, сколько передать мадхьямиковский срединный смысл: между высшим и низшим, между молчанием и словом, между Истинносущим и злодеем нельзя проводить различия, но и нельзя его не проводить, нельзя делать то и другое одновременно, нельзя не делать ни того, ни другого. И вот когда ищущий ум в недоумении разведёт руками: «Как же быть?» — мадхьямик ответит: «Просто быть». Ищущий ум — это блуждающий ум. Искать Истинносущего — это потерять Истинносущего, ибо он есть всегда и везде. Когда ум не колеблется, как пламя свечи на ветру, тогда нет ничего другого. Завершается глава знаменательными положениями Махаяны (строфы 15–16 с автокомментарием Нагарджуны из «Акутобхайи»): «Те, кто ложно представляют Просветлённого Либо как превзошедшего [иллюзорные] многообразные проявления, либо как неизменного, Все те [умы] повреждены (повержены) многообразными проявлениями, Они не узрят Истинносущего (Т.). Те, кто ложно представляют Благодатного и Просветлённого либо как превзошедшего иллюзорные многообразные проявления, либо не превзошедшего, либо [думают о том], что он есть или что его нет, что он вечен или что он невечен, либо о том, что он — это Тело в цвете и форме (рупа-кайя, тиб. gzugs kyi sku), или Тело Закона (дхарма-кайя, тиб. chos kyi sku), или Тело Слова Будды (правачана-кайя, тиб. gsung rab kyi sku), либо [полагают, что он] — это обозначение или обозначаемое, причина или следствие, ум или познаваемое, пустое или непустое и так далее, — те превратно думают и воображают себе, обладая умом, повреждённым (поверженным) многообразными проявлениями. Подобно тому, как рождённый слепым не увидит солнца, так все они не узрят Истинносущего (Т.) как превзошедшего иллюзорные многообразные проявления, как неизменного соответственно Телу Закона. Если бы Истинносущий (Т.) имел свою собственную сущность (самосущее), То и этот мир имел бы собственную сущность. Истинносущий не имеет собственной сущности, И этот мир не имеет собственной сущности. Поскольку на основании уже проведённого исследования Истинносущий (Т.) не имеет собственной сущности (самосущего), постольку если бы Истинносущий (Т.) имел собственную сущность, то эта собственная сущность была бы и у живого существа, и у сил влияния деяния. Когда спрашивают: «Какова собственная сущность Истинносущего (Т.)?», то гда отвечают, что у Истинносущего нет собственной сущности. Это же равнозначно в отношении самосущего этих живых существ, но это не означает равенства их свойств (гуна, тиб. yon tan)». Полный перевод главы см.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности... С. 388–399.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ПАНЧА-ТАТХАГАТА

    санскр.) (панча джина — пять будд) — белый Вайрочана, красный Амитабха, желтый Ратнасамбхава, синий Акшобхья и зеленый Амогхасиддхи. Эти пять будд, зачастую именовавшиеся в лит-ре термином «дхьяни-
  • САПТА ТАТХАГАТА

    Санскр.) Главные семь Нирманакай среди бесчисленных древних охранителей мира. Их имена высечены на семиугольной колонне, хранимой в тайной комнате почти во всех буддийских храмах Китая и Тибета. В
  • ТАТХАГАТА-ГАРБХА

    (санскр. tatha–gata-garbha, тиб. de bzhin gshegs paI snying po, лоно Истинносущего) — мифический образ «лона Татхагаты», который отождествляется с «сознанием-вместилищем» (алая-виджняна). Впервые Т.-г. появляется, по-ви
  • ТАТХАТА. Татхагатагарбха

    согласно филос. концепции Йогачара - некое особое, завершенное состояние, при к-ром все вещи обладают абсолют, тождеством, не имеют названия или объяснения. Т. не подчиняется никаким изменениям и не
  • ТАТХАГАТАГАРБХА

    сс. Лоно, чрево (гарбха) космического Будды, Татхагаты, способное порождать все вещи и явления мира. Семя, зародыш, содержащий все его потенции. Изначально единое сознание (экачитта), источник всех в
  • ТАТХАГАТАГАРБХИ ТЕОРИЯ

    (от: 1) Татхагата «Так Ушедший или Так Пришедший» — один из основных эпитетов Будды и 2) «Гарбха» — «зародыш», «эмбрион », «матка», «лоно», «утроба», «хорион») — одно из направлений религиозно-филосо
  • ТАТХАГАТАГУПТА

    Санскр.) Тайный или сокрытый Татхагата, или "охраняющий", защищающий Будда: относится к Нирманакаям.