ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
целесообразное изменение и преобразование окружающего мира человеком.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Деятельность
активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек познает и преобразует мир.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Деятельность
способ человеческого существования, состоящий в активном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Деятельность
специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, ориентированная на целенаправленное изменение и преобразование окружающей среды и самого человека.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
[англ. activity] – активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях развития человека возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
активное (преобразовательное) отношение человека к действительности с целью реализации имеющихся в ней возможностей; способ утверждения себя в наличном бытии. Принято различать духовную и материальную Д., производственную, трудовую, нетрудовую и т.п. В общем смысле Д. явл. продуктивной (творчество) и репродуктивной (воссоздание, повторение в копии). Наиболее полная филос. концепция Д. представлена в философии Гегеля, где абсолютный дух самоосуществляется в разл. формах культуры, т.е. сам «себя делает». В соц.-филос. концепции Маркса Д. предстает как важнейший фактор соц.-истор. и духовного развития человека, его саморазвития. От концепций Гегеля и Маркса берет начало филос. праксеология — общая теория Д. Деятельностное понимание означает теор. Д. по выявлению сущности ч.-л. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
активность человека, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность). Внешняя деятельность связана с созданием культурных артефактов и подчинением себе природных форм. Ее доминирование присуще образу жизни западной культуры. Ее основным преобразовательным принципом является техника, а основным результатом - создание искусственной среды обитания (индустриальная цивилизация). Внутренняя деятельность основана на самосовершенствовании человеком своего внутреннего мира. Она является реализацией присущей человеку интенции внутрь (наряду с интенцией вовне, проявляющейся во внешней деятельности), которая относится к сфере внутреннего мира человека, непостижимого средствами научной или философской рациональности. Она является результатом личностного опыта человека, требует глубокого сосредоточенного усилия. Попытки ее систематизации производились в учении исихазма в рамках православия, в практиках восточных культур (йога, дзен, даосизм и др.). Внутренняя деятельность является необходимым условием существования человека, ибо без нее теряются целостность и нравственное начало человека.

Источник: Тематический философский словарь

Деятельность
одно из основополагающих понятий в социальной философии и философской антропологии, образующее пару категориальных противоположностей с естественноисторическим процессом. Между тем в литературе часто употребляют этот термин в обыденном смысле как активное воздействие в противоположность пассивному созерцанию. Д. не сводится к субъектно-объектному отношению, тем более к физическому воздействию. Непонимание этого лишает Д. статуса философской категории. Человеческая Д. есть проявление субъективной реальности, её глубинным внутренним основанием являются ценности. Д. – не просто форма проявления объективных законов естественноисторического процесса, но паритетное с ним начало. Д. обусловлена объективными законами, но она способна, реализуя свои творческие проекты, доопределять бытие, создавать его новые сферы, где действуют новые законы. Специфические для человека отношения к миру выступают как универсальные виды деятельности: преобразование, познание, общение и др., специфика каждого из которых (именно как Д., а не объективного процесса) задается той базовой ценностью, на которую этот вид ориентируется: польза, истина, признание и т.д. Универсальные виды деятельности в той или иной мере и соотношении друг с другом присутствуют в любом из её предметных видов.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 29-32, 107—130; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 143-145.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(древ.‑рус. делати – действовать, работать) – динамическая система осознанного и активного взаимодействия человека с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованного им отношений субъекта в предметной действительности. Д. имеет следующую структуру: мотив (причина, побуждающая и придающая Д. определенную направленность); цель (образ потребного будущего); предмет (объект, на изменение которого направлена Д.); средства (психофизиологические ресурсы личности, орудия труда); условия (физические характеристики среды, психологические состояния человека); продукт (объективный и субъективный результат). Д. осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (лат. opera – работа, труд) – относительно самостоятельных способов осуществления действий в определенных условиях. Любая Д. предполагает наличие следующих процессов: принятие решения; вовлечение в деятельность; целеполагание; проектирование общего плана и этапов действий; осуществление плана действий; анализ результата действий; сравнение результата с поставленной целью. Д. классифицируется на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую. С точки зрения творческой роли Д. подразделяется на Д. репродуктивную (лат. re – вновь + productio – продолжение), т. е. направленную на получение уже известного результата известными же средствами и Д. продуктивную – собственно творческую, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств (136; 280).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие виды человеческой деятельности: технологическая, материально-производственная, экономическая, экологическая, познавательная, социально-политическая, деятельность общения, духовная. Следует иметь ввиду при анализе деятельности ее структурные части: цели, содержание, мотивы (потребности), методы (технологию процесса), результаты.
Психологически в деятельности как способности к осуществлению действий различают такие уровни в соответствии с характером действий и мотивацией сознания, которые они предполагают.
1. Деятельность животная под влиянием: Рефлексов (простая реакция на возбудитель); Инстинктов или склонности к импульсам на определенные действия.
2. Деятельность человеческая: а) традиционная, под влиянием привычек приобретенных механически, простым повторением акта на основе обычаев; б) умышленно приобретенных, но ставших впоследствии бессознательными; в) на основе воли, то есть сознательные действия, отражающие личностный выбор. Ее виды: сильное желание влечет, за собой действие; рациональная деятельность (например, если я хочу похудеть, я могу вопреки моей естественной склонности к отдыху заняться физическими упражнениями); моральная деятельность (мы действуем из чувства долга, независимо от наших эгоистических побуждений); творческая деятельлность (художественная, философская, научная, изобретательская и др.)

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Деятельность
один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через деятельность раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей деятельность традиционно подразделяется на: а) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); б) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни); в) духовную (в области науки, искусства, религии и т. п.). Все формы человеческой деятельности социокультурно детерминированы и историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесса роста потребностей людей, их разнообразием. Вследствие этого деятельность в обществе предстает как система, элементами которой являются люди, их потребности и интересы, предмет деятельности, мотивы деятельности, цели, средства и формы ее осуществления. Как процесс деятельность включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой деятельности программы действия; 3) операции. Деятельность является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в XX веке в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии). Высокой активностью в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории, этики. В них используется деятельностный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Деятельность носит осознанный характер; она включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Принцип деятельности в философии сформулирован уже античными мыслителям». Правда, Он выражался в особой форме. Так, олицетворением деятельностного человеческого начала является Бог - демиург Платона, творящий космос и мир вещей. Философы эпохи Возрождения с деятельностью, а также достигаемой в ходе ее свободой, связывают понимание сущности человека. Одним из ведущих принцип деятельности является в немецкой классической философии. Марксистская философия дает новую трактовку деятельности, вводя понятие практики как основы существования и развития общества, а вместе с ним развития познания. Разнообразны виды деятельности. Это - материально-практическая (преобразование природы и общества) и идеальная, духовная деятельность (развитие познания, в том числе научного, художественное творчество, нравственное совершенствование). Деятельность выступает в виде социально-групповой и индивидуальной. По характеру преобразований выделяются репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (созидающая новое) типы деятельности. Источник деятельности заключен в ней самой. Это - саморазвертывающийся процесс. Но он протекает в системе определенных природных и социальных условий, которые оказывают на него существенное влияние. Принцип деятельности лежит в основе деятельностного подхода, широко применяемого в научном познании (психология, педагогика, лингвистика и т. д.).

Источник: Краткий философский словарь 2004

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
структурно и операционально-организованная активность любых систем для достижения определенных целей. Такая активность характерна для живых (органических) систем, но прежде всего для человека и различного рода социальных систем. Структура любой деятельности состоит из четырех основных компонентов: предмет, средства, цель и результат, которые органически взаимосвязаны между собой в рамках определенного вида деятельности. Главное назначение и смысл взаимосвязи — обеспечение эффективного характера осуществляемой деятельности. Эффективность — высший критерий оценки деятельности. Эффективность включает в себя такие параметры: полезность, экономичность, адаптивность. Возможны и существуют различные классификации видов деятельности в зависимости от того, какой из основных компонентов деятельности (предмет, средства, цель или результат) взят в качестве основания классификации. Например, среди основных предметных видов человеческой деятельности выделяют практическую, познавательную, духовную. Среди основных видов познавательной деятельности различают в зависимости от используемых средств эмпирическую и теоретическую, дискурсную и интуитивную, рассудочную и разумную и т. д. Еще более разнообразны классификации различных видов деятельности в зависимости от целей и результатов. Общее понятие деятельности необходимо различать от более узкого понятия «конструктивная деятельность». Последняя представляет собой жестко детерминированную последовательность шагов (действий) в соответствии с некоторым стандартным правилом (алгоритмом), однозначно приводящим к определенному результату. Бинарными оппозициями понятию «деятельность» выступают понятия «недеяние» (пассивность, созерцание), «беспорядочная активность» и «игра» (в последнем случае результат имеет случайный характер). (См. жизнь, научная деятельность, практика, цель).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям. В отличие от животного, человек относится к природе не пассивно приспособительно, а активно-преобразующе. И если поведение животного обусловлено врожденными морфофизиологическими механизмами, то Д. человека строится в соответствии с законами тех природных объектов, к-рые в нее вовлечены, т. е. по «логике» предмета. Поэтому человеческую Д. Маркс называл предметной. Все, чем располагает человек, извлечено им в конечном счете из природы, но вне Д. это богатство существует лишь потенциально. Фундаментальным и определяющим видом Д. является труд, основные характеристики к-рого присущи и предметной Д. По своему содержанию Д. есть производство материальных и духовных благ, преобразование общественных условий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний. Поскольку Д. немыслима вне целеполагания, вне выдвижения и реализации человеческих целей (Цель), постольку материальное преобразование и идеальное воспроизведение природы неразрывны и составляют две относительно самостоятельные стороны единой предметной Д. Предметно-деятельное отношение к природе не дано в качестве готового, а представляет собой саморазвивающийся процесс. В Д. осуществляется развитие человеческого общества; именно люди творят историю, и законы их Д. являются законами истории. Вместе с тем сама Д. исторически развивается. Ее действительное содержание выступает в истории в т. наз. превращенных, ограниченных формах, причина чего лежит в социальном разделении труда и порождаемых им следствиях (Отчуждение). В результате историческое творчество выступает в форме подчинения людей безликим законам истории, общественное противоречие как двигатель прогресса — в форме социального антагонизма, отношения людей — в форме отношения вещей, свобода — в виде стремления действовать вопреки общественным законам, труд — в форме деятельности, производящей только прибавочную стоимость, единая человеческая Д.— в виде противоположности теории и практики и т. д. Устранение превращенных форм Д. возможно лишь на путях коммунистического преобразования общества, ликвидации социальных антагонизмов. Только тогда предметная Д. выступает в своем подлинном содержании и богатстве.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
моральная) - категория, этики, при помощи к-рой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений (материальных интересов, привычек, склонностей и т. д.) - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы. Именно эту, моральную, сторону человеческой деятельности, к-рая в делом исследуется различными науками, изучает этика. В отличие от поведения, к-рое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной Д. в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям. Нравственные представления способны ориентировать людей в социальной действительности и правильно направлять их деятельность лишь тогда, когда они отражают действительный исторический процесс. Только при условии соответствия устремлений людей объективной социальной необходимости они могут решать исторические задачи, руководствуясь моральными целями. Понимаемая т. обр. «целеполагающая деятельность человека», в т. ч. и нравственная, сама есть, как указывает В. И. Ленин, форма «объективного процесса» (т. 29, с. 170). Вместе с тем марксизм-ленинизм не отрицает значения нравственных мотивов в человеческой деятельности. Он лишь дает им единственно научное объяснение: моральные устремления отражают в конечном счете материальные интересы. На поверхности социальной жизни нравственные мотивы действий людей выступают часто как не зависимые от материальных интересов и потребностей, а иногда даже приходят с ними в столкновение. Это обусловлено тем, что сами интересы различных людей и классов, об-ва и личности находятся в противоречии между собой. Когда человек действует в соответствии с нравственными мотивами, вопреки своим личным интересам и склонностям, то это значит, что он подчиняет свою деятельность интересам определенного класса или об-ва в целом. Иллюзия независимости нравственных мотивов от материальных интересов пропадает лишь тогда, когда люди начинают понимать, кому в действительности они служат в своей моральной Д, осознают общественное значение своих поступков. Широкий простор такой сознательной моральной Д. открывается с уничтожением частной собственности, когда ликвидируется почва для классового эгоизма и когда интересы об-ва действительно совпадают с интересами всех людей. В социалистическом об-ве моральная Д. не замыкается узко личной сферой, а совпадает с борьбой за гуманистическое преобразование общественных отношений, за построение коммунизма, т. е. предполагает служение интересам человечества.

Источник: Словарь по этике

Деятельность
(от англ. action) – специфическая форма отношения к окружающему миру и самому себе, проявляющаяся в целенаправленном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Деятельность человека предусматривает определённое противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек воспринимает объект деятельности как материал, который может приобрести новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт деятельности. Термин «деятельность» имеет два основных значения: 1) вид или виды социальной деятельности, поведения, например, общества, государства, а также индивидуума; 2) вид или виды индивидуальной социальной деятельности, которая является не просто результатом биологического рефлекса, а выступает как целенаправленная, содержащая в себе разумное целеполагание. Деятельность – это процесс, включающий в себя цель, средства и результат, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осмысленность. Деятельность выступает реальной движущей силой и условием существования общества. Субъектом деятельности может быть личность, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Типы и формы деятельности различаются в зависимости от субъекта, объекта, функций и целей (индивидуальная, общественная, производственная, идеологическая, научная, политическая, культурно-воспитательная, преобразовательная и творческая). Деятельная сила человека как будто приводится в действие пусковым механизмом, которым выступает потребность. Именно потребность детерминирует деятельность личности, её ценностные ориентации, волю, эмоции и, в свою очередь, воспринимает обратное влияние со стороны деятельности и её мотивационных факторов. Она определяет характер психических и социальных условий деятельности, выступает основным фактором в регуляции поведения личности. Деятельность, основываясь на социокультурных основаниях, предпосылках и теориях, может осуществляться на двух уровнях: 1) деятельность по использованию, освоению выработанных в ходе исторического развития способов изменения и преобразования действительности, зафиксированных в определённых установках, нормах, программах, которые задают соответствующую парадигму деятельности; 2) деятельность по развитию существующих форм культуры и соответствующих форм отношения к действительности. Если первый режим деятельности имеет черты адаптированного, приспособительного поведения, то в другом случае предусматривается способность к постоянному пересмотру и усовершенствованию основополагающих программ; люди при этом выступают не просто активными субъектами, а прежде всего – творцами принципиально новых программ действий, новых социокультурных парадигм. Осуществление любой деятельности всегда предусматривает кооперацию усилий людей, их сотрудничество, а тем самым и любые формы их общения. При этом именно общение представляет собой определённый вид деятельности, в которой можно выделить сферу целеполагания, ценностно-смысловые установки, средства, приёмы и операции, направленные на достижение целей общения.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни); 3) духовную (в области науки, искусства, религии и т.п.). Все формы человеческой Д. историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесса роста потребностей людей, их разнообразием. Вследствие этого Д. в обществе предстает как система, элементами которой являются люди, их потребности и интересы, предмет Д., мотивы Д., цели, средства и формы ее осуществления. Важную роль играет подсистема политических, правовых и социальных институтов как субъектов законодательно-регулирующей Д. в обществе. Духовная Д. позволяет людям не только вырабатывать отношение к общественным (коллективным) аспектам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов в решении вечных проблем жизни и смерти, веры и т.д. Как процесс Д. включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой программы действия; 3) операции. Любая Д. предполагает специальную подготовку (образование), опыт, компетентность. Высокая динамика цивилизационных процессов связана с проблемой соотношения традиционного и новационного в программах Д. Гармоничное соотношение этих компонентов в индустриально-городской культуре западного типа способствует относительной стабильности общественной жизни по сравнению с культурами т.наз. третьего мира. Д. является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в 20 ст. в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии). С очевидностью проявилось стремление различных наук не только использовать философскую традицию категориального освоения Д., но и найти новые аспекты ее проявления. Высокой активностью в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории, этики. В них используется деятельностный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания. Философия также совершенствует категориальный язык описания и объяснения Д. В центре ее дискуссий - такие категории, как "активность", "поведение", "практика", "репродукция и творчество". В западноевропейской философии определенная заидеологизированность интерпретаций Д. отражает поиск человеком в ней своих потенциальных возможностей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта Д.; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта Д., и т.д.) Оригинальная традиция осмысления Д. была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако, российской глобальной трагедией 20 в. Одна из центральных проблем, занимающих философию 20 ст. - "естественная" и "искусственная" рациональность в Д., поскольку от ее осмысления зависит глобальная совокупность как предстоящих научных интерпретаций, так и политических решений.
А.И. Лойко

Источник: Новейший философский словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
особый способ взаимодействия человека с внешним миром, отличный от поведения и действий животных. В отличие от животных, которые приспосабливаются к окружающим природным условиям, человек изменяет их и создает «вторую реальность», опосредующую его отношение к «первой реальности» — природе. Животные действуют под влиянием инстинктов и биологических потребностей. У человека, существа общественного, формируется целая гамма небиологических потребностей, имеющих конкретноисторический характер и определяющих цель и направленность его Д. Даже чисто биологические потребности несут на себе отпечаток того или иного типа культуры, диктующей определенные формы их удовлетворения. Важнейшая особенность Д. состоит в том, что человек в ходе преобразования природы использует искусственно созданные орудия труда, в то время как животные в лучшем случае пользуются слегка подработанными природными предметами. Поэтому история животного мира — это процесс совершенствования органов животных, в то время как основу истории человечества составляет процесс непрерывного совершенствования орудий труда. Вследствие этого между сменяющими одно другое поколениями людей складываются особые, не сводимые к биологическим общественные формы связи. Д. человека носит общественный характер даже тогда, когда речь идет об отдельном индивиде. Наконец, Д. во всех ее формах включает в себя сознание. Прежде чем действовать, человек осознает цель действия, в его сознании складывается идеальный прообраз будущего объекта, осмысливаются этапы и последовательность действий. Любому инженеру известно, что, прежде чем сконструировать новый станок, летательный аппарат или усовершенствовать отдельные детали какогонибудь орудия труда, необходимо иметь его идеальный прообраз в голове, который затем будет перенесен на бумагу или в компьютер. В Д. человека идеальное предшествует материальному. В процессе Д. осуществляется не только изменение объекта, но и преобразование субъекта. Предмет, созданный в процессе Д., перестает быть творением природы, он воплощает мастерство, замысел, знания, талант своего создателя, т.е. человек как бы опредмечивает себя. В то же время идет и прямо противоположный процесс — распредмечивания. Овладевая навыками работы с объектами, человек включается в мир, созданный прошлыми поколениями людей, делает его своим и одновременно раскрывает, совершенствует и реализует свои потенциальные возможности Д. — это единство опредмечивания и распредмечивания. Из всех многочисленных видов Д. укажем только на теоретическую и практическую, продуктивную и репродуктивную. Практическая Д. в ее простейших формах возникла вместе с появлением объединений первобытных людей. Теоретическая Д. могла появиться только с возникновением классового общества, создавшего предпосылки и условия для отделения умственного труда от физического. Что же касается продуктивной и репродуктивной форм, то к первой относят Д., результатом которой является создание принципиально новых объектов или научных теорий. В ходе репродуктивной Д. создаются объекты по уже известным и апробированным схемам. Усовершенствование возможно, но оно не имеет принципиального значения. Оба указанных вида Д. необходимы для нормального функционирования общества. Оно впало бы в состояние застоя при отсутствии продуктивной, творческой Д., но оно потеряло бы устойчивость при непрерывных качественных изменениях, которые предотвращает Д. репродуктивная (см. Опредмечивание и распредмечивание).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическое отношение к миру, форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и признающая человека субъектом культуры, способным к общественно необходимым и творческим действиям, категория социологии и социальной культурологии. Понятие Д. соотносится с такими формами человеческой активности, как поведение, занятие и труд, но именно Д. предполагает осознанный, целенаправленный характер человеческих действий, и неотъемлемыми чертами Д. являются постановка цели, выбор средств ее достижения и результат. Поэтому в современной науке принято подчеркивать, что само становление человека происходило через соединение Д. и различных форм мышления, когда первобытная человеческая трудовая активность оказалась связанной с выбором определенного способа Д. не только для одного человека, но и для коллектива людей. Для культуры Д. становится категорией методологического значения, она отражает субстанциональные основы культуры как внебиологической надстройки над природным миром. Именно через Д. открывается единство мировой культуры, все формы которой и исторические модификации связаны с преобразовательными, приспособительными социальными и коммуникативными отношениями, в которых человек представлен в виде субъекта, наделенного универсальными творческими способностями. Значение Д. как родового понятия для истории культуры способствует тому, что практически все типологии и теории развития цивилизации обращаются к той или иной трактовке различных видов Д. Деятельностный подход позволяет выявить смыслообразующий и жизнеобразующий характер культуры, т.к. именно в процессе творческой практически-преобразовательной и духовной Д. людей обретают свою активность знания, ценности и идеалы, составляющие своеобразие личности в ту или иную историческую эпоху. Через проблемы Д. раскрывается дифференциация культуры на материальную и духовную. В сфере материальной культуры Д. по преимуществу носит характер практического преобразования природного и социального миров, когда объектами Д. могут стать и другие люди. Особенностью материальной Д. является ее утилитарный и необратимый характер, что, как показал опыт современной цивилизации, может иметь негативные и разрушительные последствия для природы и жизни общества. Очевидно, что Д. в этом случае должна соотноситься с гуманистическими идеалами и ценностями, что характерно для либерального типа цивилизации. С этой точки зрения Д. становится основанием, важнейшим принципом и всеобщим обоснованием развития цивилизации. В сфере материальной культуры выделяются трудовая и профессиональная Д., через которые открываются различия в типах цивилизации на протяжении всей истории человечества (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный). Трудовая Д. непосредственно соотносится с понятиями нравственности и ценности, что и составляет культурный и социальный смысл самого труда. В духовной культуре Д. носит идеальный, проективный характер по сравнению с Д. в материальной сфере. Именно в духовной культуре Д. приобретает активный, творческий характер и полностью раскрывает свои познавательные, ценностные, коммуникативные и эстетические возможности. Именно в духовной культуре наиболее полно реализуется творческий потенциал человека, образуются элитарные группы, для которых проективная деятельность превращается в полноценной вид духовного производства. В духовной культуре человек предстает как полноценный и самостоятельный субъект культуры, от Д. которого зависит будущее цивилизации. Если принять во внимание свойственное современной цивилизации единство материальных и духовных областей преобразовательного творчества людей, то можно утверждать, что вся культура в целом может быть рассмотрена как особый способ человеческой Д.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. В философии — специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (Маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей Д. Именно материально-преобразующей предметной Д., труду обязан человек, как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. В Д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам Маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык” (Т. 46. Ч. I. С. 484). Т. обр., Д. как целостный процесс тесно связана с общением. В своей сути Д. и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя др. людям и поколениям. Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Д. есть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. Д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический. характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности. Законы, истории существуют и проявляются только в Д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. Д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. Как теоретическая Д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты Д. В этой связи теоретическая Д. есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складывается иллюзия, будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть Д. Лишь при коммунизме Д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной Д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. В психологии — понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. Психическая Д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшую формы психической Д. Первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. Специфической особенностью высшей формы такой Д. является сознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер и определяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическая Д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. Внутренняя Д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм Д. человека. В зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов Д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической Д.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (Д физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т. д.). В плане социально-философском и методологическом понятие Д. используется для характеристики специфического способа человеческого бытия, т е. оно трактуется как принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействий с природой. Т. о проводится разграничение в истолковании Д. как одного из аспектов, уровней или объектов социального бытия и понимания ее как принципа созидания и исследования специфических процессов качеств и форм этого бытия. В первом случае Д. подлежит описанию наряду с другими проявлениями человеческого бытия, во втором - она оказывается инструментом, обнаруживающим и воспроизводящим связи социального процесса Рассмотрение Д. как принципа понимания социальности означает, что мы как бы просвечиваем лучом этого понятия многообразие элементов, свойств и связей человеческого бытия и обнаруживаем в них воплощения и следы человеческой деятельности, раскрываем способ их "жизни" в социальных процессах, находим объяснение парадоксу их одновременно слитного и раздельного, взаимообусловленного и фрагментарного, прерывного и непрерывного существования. Вещи человеческого мира в таком освещении показывают свои социальные значения, свою наполненность человеческими силами и способностями, свою многогранность или одномерность, следы плодотворных и разрушительных человеческих действий. Так, выявляется предметность человеческой Д., ее реализуемость в материале и ее зависимость от материала. Предметность Д. зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса Д вещью (таковы многие современные технологические концепции, соответствующие технократические проекты, вызывающие естественную критику, которая разоблачает подобную интерпретацию Д. и вместе с тем как бы замыкает Д. в рамках такой интерпретации). Однако предметность Д. по сути означает социальность се, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным ("близким" и "дальним") людям, "транслирует" ее в пространстве и времени социального процесса.
Связь предметности и социальности человеческой Д. свидетельствует о том, что ее социальный характер не сводится к ее совместности, т. е. что индивидная Д. человека, в действительности, тоже является социальной, поскольку она реализует (выявляет, создает, достраивает, синтезирует) человеческие силы и способности и т. о. участвует в воспроизводстве социального процесса. Индивидный аспект человеческой Д., социальный по своему содержанию и предметный по формам своего воплощения, кажущийся иногда чем-то второстепенным, является "ядром" и "сердцевиной" Д., ее "живой плотью". Иными словами, Д. без самореализации индивидов попросту невозможна Предметность и социальность Д. продуктивно реализуются только при наличии самореализации. В этом смысле самореализацию нельзя "включить" в Д. или "выключить" из нее. Условно говоря, если в цепочке социальных связей отсутствует минимальное напряжение, создаваемое человеческой самореализацией, Д. и собственно социальный процесс становятся невозможными. Предшествующие столетия в истории нашего общества можно представить как время, когда была сделана попытка строить Д. общества без учета самореализации человеческих индивидов. Результаты этой попытки оказались не только малоэффективными, но и разрушительными, поскольку закрепили отчуждение предметных, социальных и личностных аспектов Д. В теории это отчуждение выражалось различными концепциями связи производства и человеческого фактора, практики и бытия людей, труда и личной жизни, фактически разрывавшими Д. и личностную самореализацию людей. Следует заметить, что в западной философии аналогичные представления развивались функционализмом, сводившим поведение людей к выполнению заданных функций, и структурализмом, полагавшим, что любая человеческая активность "вписывается" в заранее заданные структуры и лишь оживляет их действие.
В отечественной литературе по философии разработка понятия Д. как принципа объяснения социального бытия и методологического инструмента, выявляющего специфику взаимосвязей человека с миром, была начата Г. С. Батищевым, О. Г. Дробницким и Э. Г. Юдиным. В дальнейшем интерес к этой тематике стал бурно расти, и она оказалась в центре дискуссий по проблемам социальной философии, методологии и истории науки, интеграции обществознания (см. "Процесс социальный", "Методология", "Отчуждение").
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия.
Цель является непременным атрибутом деятельности и занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель?
Если цели задаются человеку извне: обучающемуся – учителем, специалисту – начальником и т.д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность специалиста-практика (педагога, врача, инженера и т.д.), – цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. В категориях проектно-технологического типа организационной культуры, в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование.
Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями.
Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением.
Отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки соответствия результата цели; принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т.п.) и принципы деятельности. Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т.п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности. Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия.
Классификации деятельности:
– по характеру ее процесса: целеполагание – целевыполнение
– по ее видам:
● ценностно-ориентировочная деятельность. Этот вид деятельности связан с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности;
● познавательная деятельность (ее суть понятна из названия);
● преобразовательная деятельность – это ведущий вид человеческой деятельности. Она направлена на преобразование окружающей действительности или самого себя, когда речь идет, например, о самообразовании, самовоспитании, физическом совершенствовании и т.п.
Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивнивной). Причем, необходимо подчеркнуть, что эти две классификации независимы. Так, например, деятельность копировальщицы чертежей в каком-либо конструкторском бюро: она занимается проектирующей, но репродуктивной (исполнительской) деятельностью.
● коммуникативная деятельность – общение с другими людьми;
● эстетическая деятельность – получение наслаждения (или
наоборот – отвращения) от собственной деятельности – в первую очередь! А так же от объектов окружающей действительности, в том числе предметов искусства.
Человек живет полноценной жизнью, когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможности – т.е. в такую деятельность, в которой достаточно полно представлены и целеполагание и целевыполнение, и все перечисленные пять видов деятельности в единстве. Такая деятельность называется интегративной деятельностью (или синкретической).
Структурной единицей деятельности является действие.
См. также: игра, научная деятельность, практическая деятельность, учебная деятельность, художественная деятельность.
Литература: [37, 41, 69, 100].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Деятельность
категория социальной философии, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. В процессе Д. не только преобразуется природа и общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. В понятии Д. представлены многообразные формы человеческой активности в различных сферах общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, культурная Д.), а также различные аспекты жизни человека (умственная, физическая, внутренняя, внешняя, творческая, созидательная, конструктивная, свободная, разрушительная Д. и т. д.). Кроме того, Д. подразделяется на духовную и Материальную, теоретическую и практическую. Духовная (умственная, теоретическая) Д. представляет собой целенаправленное производство общественных идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. Посредством духовной Д. объясняется и конструируется мир, формируются цели, осуществляется выбор средств для их достижения, создается идеальный план Д. В процессе Д. осуществляется творческое созидание культуры. Структура Д. выражена взаимосвязью ее структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. В цели субъектом осознается неудовлетворенная потребность, создается идеальный образ необходимого предмета, определяется выбор объекта, средств и способов действий субъекта. Цель, таким образом, становится системообразующим принципом Д. Д. представляет собой сложную целостную систему многообразных связей и отношений, в которых реализуется единая схема (структура) Д., субъект-объектного отношения человека к миру, формируется предметное отношение к миру как к объекту субъективных преобразований, возникают и подтверждаются важнейшие определяющие характеристики человеческой субъективности. В Д. общественная жизнь предстает как предметно- деятельная взаимообусловленность жизни индивидов, а человек — как субъект познания и практики, мерой субъективности которого становится созданный им предметный мир. Цели и нормы Д. осознаются индивидом как важнейшие общественные ценности и переживаются им как собственные смысложизненные ориентиры и мотивы действий, приобретая тем самым личностный смысл. В созданном человеком предметном мире запечатлены базовые социальные характеристики индивидов, проявлены их важнейшие свойства и способности. Д., таким образом, становится пространством самореализации индивидов. Однако в условиях антагонистического общества созданный человеком предметный мир отчуждается от него и его Д., порабощает своего создателя, определяя цели, нормы и формы его действий. Характер отношения субъекта Д. к ее результатам является важнейшей характеристикой развитости общества. В Д. возникает особое отношение человека к другому — отношение использования, ставшее своеобразной субстанцией конкретных форм общественного и индивидуального бытия. Присвоение мира посредством Д. формирует у индивида ценностную установку на обладание, которую Маркс определил как отчужденную и превращенную форму человеческой чувственности. Посредством Д. не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, базовое общественное отношение «господство — подчинение», которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации Д. Разнообразные формы Д. являются способами социализации индивида, становления личности, идентификации индивида. Социальная идентификация осуществляется посредством отождествления индивида с определенной социокультурной ролью, обеспечивающей его вхождение в систему общественных отношений и их стабильность. В процессе социализации решаются две противоположные задачи: самосохранение социума, предполагающее максимальное следование индивидов заданным образцам, и самосохранение личности, утверждающей собственную уникальность и свободу отказом от нивелирующих стандартов. Однако в деятельности, ориентированной на обладание, свобода возможна лишь как познанная и примененная на практике природная и общественная необходимость. Действуя по логике объекта и по логике субъективной цели* индивид проявляет свою субъективность как «хитрость» соединяющего и разъединяющего разума, управляющего закономерностями различного плана, в силу чего в деятельности не только удовлетворяется, но и создается и развивается особая социокультурная потребность — потребность во власти. Категория Д. в обществознании приобретает важнейшее методологическое значение, является исследовательским методом понимания и объяснения сущности общественного бытия индивидов, их разделенности и взаимообусловленности.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, к-рый должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.
Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является ее осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ. прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры доказывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеч. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеч. мотивов, идеалов и ценностей. Совр. науч.-технич. развитие все более демонстрирует, что не только Д. в сфере иск-ва или нравственности, но и науч., познават. Д. получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравств. ориентированности, от ее влияния на человеч. существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеч. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.
Существуют многообразные классификации форм Д.- разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т, д. С т. зр. творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренч., объяснительного принципа, во-вторых, методологич. основания ряда социальных наук, где Д. человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. классич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, к-рая созидает мир («не-я») и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте ввел ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.) в качестве решающих критериев Д., он тем самым подорвал единство своей концепции.
Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и ее высшей форме - рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках к-рой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-историч. обусловленности Д. и ее форм.
В послегегелевской бурж. философии концепция Д., развитая нем. классич. идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции выступил Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в к-рой Кьеркегор видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеч. существование. Волюнтаристская и иррационалистич. линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила свое продолжение в совр. экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и др. филос. линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеч.) компонентах культуры, к-рые выступают как регулятивы Д. и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевроп. культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).
Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единств. основания культуры усиливается в зап. философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой бурж. цивилизацией социального оптимизма, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой нек-рыми направлениями немарксистской философии.
Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологич. роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Напр., в культурно-историч. теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практич. действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.
Вместе с тем принцип Д. при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов Д. и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей Д. подчеркивает значение ценностных установок и ориентации, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т. д., что, однако, приводит к психологизации понятия Д.
Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистич. и идеалистич. понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органич. единства чувств.-практич. и теоретич. форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики, включающем многообразные формы человеч. активности и ставящем во главу угла труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологич. базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др.

Источник: Советский философский словарь

деятельность
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения,         Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно наличие целевой детерминации, направленной не просто на преобразование, а на развитие форм культуры. В этом смысле Д. является такой формой активности, которая по самой своей природе способна к неограниченному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основе программ.         Если для биологически ориентированного поведения характерна целенаправленность, то Д., не исключая ее, предполагает возможность свободного целеполагания, перманентного конструирования новых целей. Для Д. как свободного целеполагания, в отличие от целенаправленного поведения, нет каких-либо непреодолимых ограничений. В этом отношении Д. в принципе не ограничивается только проекцией субъекта на объект, т.е. активность субъекта не связывается лишь с преобразованием объекта в соответствии с его программами, целями и установками. В результате того, что субъект вовлекается в Д., он изменяется, меняется форма его «субъектности». Таким образом, рамки категориальной пары субъект—объект являются слишком узкими для теоретического схватывания феномена Д. Последнее обстоятельство обусловило то, что категория Д. часто конституировалась в качестве базисной при попытках создания универсальной философской методологии.         Существуют различные классификации форм Д.: духовная и материальная, игровая, учебная, трудовая и нетрудовая и т.д. Выделяют различные типы Д.: исследование, конструирование, проектирование и т.д. Акт Д. представляет собой структуру, состоящую из нескольких элементов: материал преобразования, продукт действия, средство, цель и др.         Категория Д. является полифункциональной. Во-первых, перечисленные особенности Д. делают понятным ее эвристичность в качестве теоретического ядра гуманитарных наук (наук о человеке). Д. является предметом научного изучения в различных дисциплинах (в социологии, психологии, лингвистике и т.д.). Во-вторых, категория Д. в качестве объяснительного принципа выражает универсальное основание человеческого мира. В такой функции Д. трактуется как онтологическая категория. Предпосылки подобной трактовки можно найти еще в античной философии. В этой связи следует отметить понятие «энергии», введенное Аристотелем. Позднее это понятие получило некоторую разработку в неоплатонизме, но затем оказалось почти забытым в западной философии, перейдя в ведение религиозной антропологии, где использовалось в связи с проблемой обожения. В качестве универсального основания человеческого мира категория Д. окончательно утвердилась, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре лидирующей стала новая, секулярная концепция личности и общества. Социальные изменения стали нормой общественной жизни, Личность стали понимать как рациональную, характеризующуюся многообразными направлениями инициативы и активности. Д. стали трактовать как основание и принцип всей культуры. Большую роль в становлении такого понимания сыграл Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект Я как чистую самодеятельность, как свободную активность, создающую мир не-Я и ориентирующуюся на этический идеал. Гегель трактует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. в ее высших формах — рефлексии и самосознания. Такой подход позволил Гегелю построить целостную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства). Категория Д. и связанное с ней представление об общественно-исторической практике стали ключевыми в творчестве Маркса.         Примерно со второй половины 19 в. рассмотрение категории Д. велось по трем различным линиям. С одной стороны, имел место поиск принципиально не-деятельностных образований (воля, ценности, общение и др.), а также феноменов, рамочных для самой Д. (бессознательное, иррациональное, жизненный мир и др.). С другой стороны, категория Д. находит широкое применение в различных дисциплинах. В. Гумбольдт впервые представил язык как Д., сформулировав тезис о том, что не человек овладевает языком, а язык овладевает человеком. Различные теории Д. возникают в социологии (М. Вебер, Дж. Мид, Т. Парсонс, К. Мангейм, П. Бурдье, Н. Луман). В культурно-исторической теории Л.С. Выготского (и основанной им психологической школе) мышление было рассмотрено как результат овладения практическими действиями и свойственной им логики. Категория Д. является центральной для генетической эпистемологии Ж. Пиаже и когнитивной науки. На основе данной категории возникло несколько педагогических школ (Дж. Дьюи, В.В. Давыдов, мыследеятельностная педагогика и др.).         С третьей стороны, предпринимались попытки построение общей теории Д. (праксеология Т. Котарбиньского, мыследеятельность Г. П. Щедровицкого, теория «куматоидов» М.А. Розова). Здесь, как и в предыдущем направлении, категория Д. связывалась с системными представлениями. Поиски адекватной формы (или языка) для создания онтологии Д. приводили философов или тех ученых, которые поднимались до уровня философских проблем, к представлению о схемах.         Разработка категории Д. привела к критике узко понятой активистской установки человека к миру, в частности как проектирования и чисто искусственного построения Д. Этот вопрос связан с пересмотром представлений о субъекте Д., в том числе с переходом от понимания субъекта как субъекта лишь индивидуальной Д. к признанию в качестве первичной формы Д. ее совместного, коллективного выполнения.         Одним из важнейших положений эпистемологии является принцип, согласно которому предмет исследования всегда дан в форме некоторой Д.         Ф.М. Морозов         Лит.: Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека к а к философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974; Иванов В.П. Человеческая деятельность — Познание — Искусство. Киев, 1977; Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980; Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990; Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М, 1995; Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997; Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999; Круглый стол «Деятельность, культура, человек» // Вопросы философии. 2001. № 2, 3; Activity Theory and Social Practice: Cultural-Historical Approaches. Aarhus, 1999.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратившись из материала в продукт деятельности.
Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности; неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность—реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества. Вместе с тем деятельность как таковая не может считаться исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые хотя в определенной мере и детерминируются деятельностью, но тем не менее и сами выступают в качестве ее рамок. Современное научно-техническое развитие с очевидностью демонстрирует, что не только деятельность в сфере нравственности или искусства, но и научно-познавательная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. В свою очередь зависимость самой деятельности от других социальных и культурных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, осознаваясь то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.
Существуют многообразные классификации форм деятельности—разделение деятельности на духовную и материальную, индивидуальную и коллективную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности особое значение имеет ее деление на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
В истории познания понятие деятельности играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого, объяснительного принципа, во-вторых, методологического основания ряда социальных наук, где деятельность человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельности утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги в этом направлении сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не-Я»), ориентируясь при этом на этический идеал. Но поскольку Фихте ввел в качестве решающих критериев деятельности ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.). он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и ее высшей форме—рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и тационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.
Во многих направлениях послегегелевской философии концепция деятельности, развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике; при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Так, Кьеркегор противопоставляет разумному началу в человеке волю, а деятельности, в которой он видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. с. деятельности) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получает продолжение в экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных общечеловеческих компонентах культуры, которые выступают как регулятивы деятельности и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам деятельности, сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).
Тенденция к отказу от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19—20 вв. Это связано с переоценкой восходящего к Просвещению прогрессистского оптимизма и с критикой техницистского актиаизма, осуществляемой некоторыми направлениями философии. Во 2-й пол. 20 в., особенно в связи с многочисленными проявлениями негативных сторон научнотехнического прогресса и с осознанием растущего экологического неблагополучия на планете, эта критика усиливается, в частности, как в рамках движения контркультуры, так и в тех философских течениях, которые вообще ставят под сомнение западную цивилизацию и характерную для нее систему ценностей.
Принцип деятельности источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук и наук о человеке. Напр., в культурно-исторической теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.
Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей деятельности подчеркивает значение ценностных установок и ориентации, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и т. д., что, однако, приводит к психологизации понятия деятельности.
Лит.; Трубников H. ff. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968; Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип,—В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969; Он же. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997; Эргономика. Методологические проблемы исследования деятельности, вып. 10. М.. 1976; Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977; Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.. 1997.
А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.27 кб

Инженерно-техническая деятельность как фактор развития человека и общества: философско-правовой аспе

Земченков Николай Федорович
Техника может рассматриваться как деятельность, требующая урегулирования нормами права и направленная на практическую реализацию научного знания.
Читать PDF
243.80 кб

Деятельность А.Ф. Гедике и развитие российской органной культуры

Будкеев Сергей Михайлович
В статье рассматривается значительный этап в формировании культуры органного искусства в России, приходящийся на конец 19первую половину 20 в. и связанный с жизнью и творчеством А.Ф. Гедике. Личность А.Ф.
Читать PDF
390.39 кб

Модели поведения «Понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «Поведение» и «Деятельность»

Чешев В. В.
Читать PDF
46.27 кб

Деятельность

Носкова Ольга Геннадьевна
Читать PDF
138.87 кб

Техническая деятельность субъекта в контексте ее информационной и культурно-исторической реконструкц

Макеева Нурила Мукашевна
В статье впервые делается попытка информационной и культурно-исторической реконструкции технической деятельности субъекта.
Читать PDF
268.67 кб

Философия деятельность, строящая науку

Лолаев Тотраз Петрович
Читать PDF
249.96 кб

Техника как деятельность и предмет философского анализа

Глозман Аркадий Борисович
Читать PDF
128.37 кб

2003. 04. 009. Субъект, познание, деятельность: к 70-летию В. А. Лекторского. М. : канон: реабилитац

Яковлев В. А.
Читать PDF
391.90 кб

Деятельность и инновации в социальной практике (философско-методологический анализ)

Иванов Константин Павлович
В статье дается философско-методологический анализ сущности человеческой деятельности. Обоснована необходимость новой философской концепции деятельности, ориентированной на формирование инновационного сознания
Читать PDF
123.46 кб

Концепция автопоэзиса: бытие, познание, деятельность

Ласицкая Элина Владимировна
В статье рассматривается концепция автопоэзиса, представленная чилийскими нейробиологами Ф. Варелой и У. Матураной.
Читать PDF
309.02 кб

Эстетическая деятельность человека как предмет герменевтического исследования

Шинкевич Павел Геннадьевич
Рассматриваются наиболее актуальные вопросы герменевтики искусство и теория истолкования текста, имеющего целью выявить его смысл, исходя из объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намер
Читать PDF
125.08 кб

Просветительская деятельность Московского митрополита Платона (П. Е. Левшина) в эпоху российского пр

Лебедева Наталья Александровна
В статье исследуется просветительская деятельность православного иерарха XVIII в., Московского митрополита Платона, и его вклад в развитие отечественной духовной культуры.
Читать PDF
85.66 кб

Корпоративная социальная деятельность: КСО как система (предисловие к разделу)

Благов Юрий Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

ОБОСНОВАНИЕМ ИНФОРМАТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Берс Андрей Александрович
Читать PDF
158.67 кб

Научная деятельность В. А. Смирнова (1931-1996)

Карпенко А.С.

Похожие термины:

  • Деятельность-действительность и возможность-способность в античности

    Для характеристики античного миросозерцания чрезвычайно важны понятия возможности и действительности. В античной философии понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возмо
  • Милосердно-благотворительная деятельность религиозных организаций

    состоит из двух взаимосвязанных компонентов милосердия и благотворительности. Милосердие высшее проявление человеческого сострадания и идеал духовного развития, объединяющее жалость, сопережи
  • ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая деятельност
  • Международная деятельность Русской Православной церкви

    является одним из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви, к-рую осуществляет Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (руководитель митрополит Смоленск
  • ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    один из основных видов активности человека по отношению к окружающему миру, форма человеческой деятельности в сфере культуры. В Д. д. поддерживается и реализуется гуманистический потенциал культ
  • Изобретательская деятельность

    процесс создания искусственных объектов, аналогов которых нет в естественной среде.
  • ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    практическая деятельность по созданию связей, взаимодействия между субъектами деятельности, а также управление ее процессом.
  • Движение, действие, деятельность

    Философский смысл термина: Ораторское искусство: речь, телесное красноречие (мимика и жесты) (Цицерон, Квинтилиан); поступок, деяние (стоики, Сенека).
  • Сила, мощь, деятельность, деяние

    Философский смысл термина: Энергия, сила в действии, осуществленная действительность, как цель возможности, то есть действительность материи, приобретшей форму (Аристотель).
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

    вид духовно-практического освоения и преобразования мира по законам красоты. Уже во времена палеолита древний мастер, изготовляя, например, кремниевый нож или глиняную плошку, стремился придать и
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, в процессе к-рой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, во
  • ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    понятие литературоведения, психологии, буддологии и других наук. Т.д. применительно к древним буддистам не столько включает в себя объемы понятий «умственная деятельность», «речевая активность»,
  • ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, направленная на создание художественных ценностей или интерпретацию (перевод) произведений литературы и искусства в любой форме и любым способом.
  • Деятельность и процесс

    категории, отражающие соответственно субъективно направленное и объективно обусловленное изменение. Д. это целенаправленное изменение. Имеется в виду не обязательно сознательное целеполагание,
  • СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    - 1) у Филона Александрийского: душа должна пройти долгую школу нравственного воспитания и философского размышления, приложить свои силы в разных областях деятельности для служения Богу и ближнем
  • Масоны, их деятельность в современной России

    Масонство, франкмасонство (от фр. franc mason вольный каменщик), вольное каменщичество религ. — филос. и политич. течение, возникшее среди западноевроп. аристократии. Его истоки обнаруживаются в Герман
  • ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий определения уровня обоснованности принимаемых решений по важнейшим вопросам научно-технического прогресса.
  • ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность в сфере науки и материального производства, направленная на применение научных знаний и производственного опыта для создания технических устройств и технологии. В процессе инженер
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность человека (обучающегося) по развитию своего жизненного опыта: по учению, воспитанию, развитию психических процессов. Выделяют следующие особенности учебной деятельности: 1. Учебная де
  • ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Франц. LANGUE, PAROLE, LANGAGE. Понятия, введенные Ф. Соссюром, которые были положены в основу различных направлений структурной лингвистики. Речевая деятельность (langage) — совокупность знаков, включающая два