АФФЕКТ
Аффект
(от лат. affectus – переживание, волнение) кратковременное, бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т.д.).
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Аффект
(affectus). Под аффектом нужно понимать состояние, происшедшее в живом существе, наделенном самоощущением, под влиянием какой-нибудь внутренней перемены, например, нового представления, или под влиянием внешнего впечатления. Аффект не то, что страсть (passio). Аффект может быть без страсти; а страстью уже предполагается бывший аффект.
Аффект
от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — относительно кратковременное эмоциональное переживание человека (ярость, ужас, отчаяние и т. п.), характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, но вместе с тем значительным ослаблением ясности мышления. Аффект есть жизненно закономерное, необходимое проявление человеческой натуры.
АФФЕКТ
от лат.-душевное волнение, страсть): бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас, ревность), которая возникает, как правило, в ответ на сильный раздражитель. В состоянии аффекта чувства обострены, активно обнаруживает себя воля и ослабляется мышление. Аффект отличается от страсти меньшей длительностью, незначительной по сравнению со страстью душевной глубиной. Современная психология разрабатывает теорию аффектов как неотъемлемую часть общих сведений о внутреннем состоянии человека.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Аффект
от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ужас, отчаяние, ярость и т.п.), сопровождающееся криком, плачем, резкими выразительными движениями; может нарушать нормальное течение восприятия, мышления, вызывать помрачение сознания вплоть до патологической формы. Некоторые биотехнические достижения по изменению состояний сознания также сопровождаются аффектацией, что необходимо учитывать в биоэтических исследованиях на человеке.
Аффект
(лат. affectus — душевное волнение) — сильное, бурно протекающее и относительно кратковременное, в отличие от настроения и страсти (Чувства), эмоциональное переживание человека: ярость, ужас и т. п. А. сопровождается резкими выразительными движениями (специфическая мимика и жестикуляция) и голосовыми реакциями (плач, крик). Иногда, напротив, наступает оцепенение. Формы внешнего выражения, как и глубина А., во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от воспитанности его воли, от типологических особенностей высшей нервной деятельности. В состоянии А. человек захвачен тем, что вызвало переживание («сужение сознания»), благодаря чему нарушается течение интеллектуальных процессов и ослабляется контроль над своим поведением. Преодоление А. требует значительных усилий воли и легче осуществляется на начальной его стадии.
Источник: Философский словарь. 1963
Аффект
(лат. affectus – душевное волнение, страсть) – обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. Таким образом, аффект лишает человека спокойной рассудительности мышления и воли. Обыкновенно поводами аффектов служат сильные и внезапные впечатления, под влиянием которых потрясается и изменяется душевное состояние человека. Впечатления эти весьма разнообразны как по роду, так и по степени нарушения, которое ими производится в нашем внутреннем мире. Следует отличать аффекты от страстей: первые обыкновенно возникают внезапно и, стремительно достигнув своего высшего напряжения, столь же быстро исчезают, уступив место реакции; вторые отличаются большей продолжительностью и постоянством, часто развиваются и нарастают весьма медленно, но, раз овладев душевным состоянием человека, могут быть подавлены только с большим трудом. Степени аффекта весьма различны. В высшем напряжении они действуют ошеломляюще, иногда даже вызывая смерть, например, от радости или страха. Чувства, вызываемые аффектами, могут быть как приятными, так и неприятными или даже одновременно и радостными и печальными, например, при удивлении. Высокие степени аффекта могут разрешаться слезами или смехом.
АФФЕКТ
(лат. affectus — душевное волнение) — относительно кратковременное, сильное и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние и т.п., при к-ром происходят изменения в функциях внутр. органов, утрата волевого контроля и бурное выражение эмоциональных переживаний: крик, плач и т.п. Возникает в ходе или после к.-л. события и как бы сдвинуто к его концу. В основе его лежит переживаемое состояние внутр. конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить. А. развивается в критич. условиях при неспособности адекватного выхода из опасных, неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психич. процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в ходе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях. Др. важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфич. опыта — аффективных следов («аффективных комплексов»), проявляющихся при столкновении с отд. элементами породившей А. ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении. Для состояния А. характерно сужение сознания, при к-ром внимание целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отд. эпизоды вызвавшего А. события, а в случае исключительно сильного А. могут завершиться потерей сознания и полной амнезией. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
АФФЕКТ
(Affekt; от лат. affectus — «настроение», «душевное волнение») — такой душевный порыв, который характеризуется болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния (в случае многих поступков, совершаемых под влиянием аффекта) и отличается от страсти меньшей длительностью, меньшей душевной глубиной; аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина. Аффект — жизненно закономерное, необходимое проявление человеческой натуры; отсутствие аффектов в той же мере свидетельствует о нежизнеспособности, в какой проявление аффектов — о жизненной зрелости; если аффект полностью подавляется или тормозится, то возникает «подавленный», или «заторможенный», аффект (комплекс), который часто имеет болезненный исход. Уже греческие философы занимались аффектами, делали попытку классифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным, что относится в особенности к стоикам. Аристотель и Фома Аквинский требовали только умеренности в проявлении аффектов. Христианский аскетизм также считал необходимым подавлять аффекты, так как они ослабляют понимание греховности. Лишь в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. В настоящее время пришли к убеждению, что без сильных аффектов не может быть творческих успехов. В психологии учение об аффектах играло большую роль вплоть до конца XIX в.
К. Bernecker Krit. Darstellung der Gesch. des A.begriffs (Diss.), Greifswald, 1915; H. Apfelbach. A.dynamik, 1927; G. Mall. Konstitution u. A., 1936; M. Forschner. Die pervertierte Vernunft. Zur stoischen Theorie der A.e, in: Philos. Jb., 87 (1980).
К. Bernecker Krit. Darstellung der Gesch. des A.begriffs (Diss.), Greifswald, 1915; H. Apfelbach. A.dynamik, 1927; G. Mall. Konstitution u. A., 1936; M. Forschner. Die pervertierte Vernunft. Zur stoischen Theorie der A.e, in: Philos. Jb., 87 (1980).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Аффект
Распространенное название и научный термин для обозначения чувств, страстей, эмоций и желаний – всего того, что затрагивает нас как приятным, так и неприятным образом. Но ведь тело тоже способно чувствовать, скажете вы. Конечно. Однако аффект – это что‑то вроде отклика на происходящее с телом и производимое телом. Тело чувствует – душа переживает, и это переживание и есть аффект.
Чем была бы боль, если бы ее некому было переживать? Чисто физиологической реакцией, но никак не болью в собственном смысле слова. То же самое можно сказать и об удовольствии. Между тем боль и удовольствие – два основных аффекта. Что такое радость? Удовольствие для души. Что такое печаль? Страдание души. Желание? Расхождение между тем и другим, вызванное реальным или мнимым противопоставлением первого и второго. Вот почему Фрейд называет принцип удовольствия великим законом эмоциональной жизни человека.
«Под аффектами я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний» («Этика», часть III, определение 3). Существование не есть абсолют: мы существуем более или менее, в зависимости от силы аффектов, и стремимся, чтобы они проявлялись с максимальной силой. Душа и тело составляют единое целое. Если что‑то происходит в душе, оно одновременно происходит и в теле, и наоборот. Аффект – выражение этого единства, выражение усиления или ослабления нашей способности к существованию и действию. Это жизненное усилие (conatus), рассматриваемое со знаком «плюс» или знаком «минус». Аффекты могут находить выражение в страстях (когда плюс и минус не зависят от нас или зависят лишь частично) и поступках (когда мы сами являемся их адекватной причиной; «Этика», часть III, определение 2). Всякая радость хороша, но далеко не все радости стоят друг друга.
Чем была бы боль, если бы ее некому было переживать? Чисто физиологической реакцией, но никак не болью в собственном смысле слова. То же самое можно сказать и об удовольствии. Между тем боль и удовольствие – два основных аффекта. Что такое радость? Удовольствие для души. Что такое печаль? Страдание души. Желание? Расхождение между тем и другим, вызванное реальным или мнимым противопоставлением первого и второго. Вот почему Фрейд называет принцип удовольствия великим законом эмоциональной жизни человека.
«Под аффектами я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний» («Этика», часть III, определение 3). Существование не есть абсолют: мы существуем более или менее, в зависимости от силы аффектов, и стремимся, чтобы они проявлялись с максимальной силой. Душа и тело составляют единое целое. Если что‑то происходит в душе, оно одновременно происходит и в теле, и наоборот. Аффект – выражение этого единства, выражение усиления или ослабления нашей способности к существованию и действию. Это жизненное усилие (conatus), рассматриваемое со знаком «плюс» или знаком «минус». Аффекты могут находить выражение в страстях (когда плюс и минус не зависят от нас или зависят лишь частично) и поступках (когда мы сами являемся их адекватной причиной; «Этика», часть III, определение 2). Всякая радость хороша, но далеко не все радости стоят друг друга.
Источник: Философский словарь.
АФФЕКТ
лат. affectus— переживание, душевное волнение, страсть)—термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т. п.); обычно сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов—восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде т. и. аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление «аккумуляции» аффекта), создавая иногда картину патологического поведения.
В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, напр., аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, распологающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов («Государство»). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19—нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э. Дюркгейм и М. Мосс установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Я. Люи-Брюяем исследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности.
Ю. М. Сердюков
В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, напр., аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, распологающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов («Государство»). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19—нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э. Дюркгейм и М. Мосс установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Я. Люи-Брюяем исследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности.
Ю. М. Сердюков
Источник: Новая философская энциклопедия