ВИРАДЖ
Вирадж
др. – инд.) – «сияющая» – богиня, олицетворение женского творческого начала – матери. Согласно «Ригведе» родилась от Луруши, а Пуруша от В.
Источник: Мифологический словарь
ВИРАДЖ
У индийцев олицетворение женского творческого начала. Вирадж родилась от Пуруши, а Пуруша — от Вирадж. В упанишадах Вирадж — творческий принцип.
ВИРАДЖ
Санскр.) Индусский Логос в "Пуранах"; мужской Ману,
сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману
говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в
одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил
Вирадж". Согласно "Риг-Веде", Вирадж происходит от Пуруши, а
Пуруша - от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ,
а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) - прообраз всех женских форм.
сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману
говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в
одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил
Вирадж". Согласно "Риг-Веде", Вирадж происходит от Пуруши, а
Пуруша - от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ,
а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) - прообраз всех женских форм.
Источник: Теософский словарь
ВИРАДЖ
(др.-инд. сияющий или распространяющийся) — в древнеинд. мифологии олицетворение женского творч. начала. В "Ригведе" (X, 90, 5) В. родилась от Пуруши, а Пуруша от В. Как женское начало, воплощенное в корове, В. упоминается в "Атхарваведе" (VIII, 10, 24; XI, 8, 30). Другая версия содержится в "Манусмрити" (I, 32—33): Брахма делит свое тело пополам и дает начало мужчине и женщине, причем здесь В. связывается с мужским началом. Как мифологич. образ В. вскоре после ведийского периода исчезает, но становится важным понятием в умозрительной системе упанишад (творческий, материальный принцип, иногда слегка мифологизированный; так, по Шанкаре, В. — материя, супруга Индры как огня Вайшванары; в ряде случаев В. отождествляется с пищей) и в школе веданта.
В. Топоров
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь