ЛИБАНИЙ
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
314—393) — позднеантичный ритор; преподавал в Константинополе (342—43), Никомедии (344—49), Антиохии (354—93). Сохранились 64 речи Либания ( 1 -я речь — автобиография), 1544 письма и ряд учебных «образцовых» декламации. Взгляды, риторический стиль и образ жизни Либания отличались независимостью от господствовавших в 4 в. риторических и философских школ и религиозных течений и преданностью родной Антиохии, что снискало ему уважение среди как язычников, так и христиан. Собственный идеал Либаний видел во «второй софистике»; свою карьеру ритора и общественную деятельность рассматривал как вариант практической философии. Речи Либания содержат богатый материал о культурной жизни поздней Римской империи и являются ценным источником по массовому сознанию, популярной философии, организации философского и риторического образования в Афинах и Антиохии, социальному статусу философов и риторов в 4 в. Историко-философский интерес представляет также переписка Либания, среди адресатов которой император Юлиан, Фемистий, Василий Великий, Акакий.
Соч.: Libanii, Opera, rec. R. Foerster, t. l—11. Lipsiae, 1903—22; Selected Works with engl. transi, by A. F. Norman, vol. 1—3. L., 1969—77; в рус. пер.: Либаний. Речи, пер. С. Шестакова.т. 1—2. Казань, 1912—16.
Лит.: Paul P. Libanius et la vie municipale a Antioche au IVe siecle apres J.-C., 1957; Libanios, hrsg. v. G. Fatouros, T. Krischer. Darmstadt, 1983; Scholl R. Historische Beitrage zu den julianischen Reden des Libanios. Stuttg., 1994; Werner H.-U. Libanios und Julian. Studien zum Verhaltnis von Rhetorik und Politik im vierten Jahrhundert n. Chr. Munch., 1995.
M. Л. Хорьков
Источник: Новая философская энциклопедия